В рамках проекта создания интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза разрабатывается реестр структур электронных документов и сведений, используемых при реализации информационного взаимодействия в указанной системе. Решением Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) № 180 от 30.09.2014 утвержден Порядок ведения и применения реестра. До 1 декабря этого года он должен быть сформирован и размещен на сайте ЕЭК.
«Указанная система предназначена, в том числе, для обеспечения межгосударственного электронного взаимодействия органов государственной власти и управления государств — членов Таможенного союза и Единого экономического пространства (с 2015 г. — Евразийского экономического союза)», — рассказал Александр Хотько, директор департамента информационных технологий ЕЭК.
По его словам, наполнение реестра — размещение в нем описаний структур электронных документов — будет осуществляться по мере утверждения этих структур решениями ЕЭК.
«Речь идет о реестре вновь разрабатываемых и вводимых в действие на территории государств — членов Таможенного союза и Единого экономического пространства электронных документов, а не о реестре уже существующих и используемых на национальном уровне электронных документов», — пояснил г-н Хотько.
Унификации подлежат все виды электронных документов, которые должны применяться при взаимодействии в информационной системе.
«Единообразие используемых документов и сведений в электронном виде — одна из основных задач, которые решает ЕЭК, создавая интегрированную информационную систему. При этом реестр структур электронных документов является одним из инструментов, обеспечивающих унификацию. В соответствии с положениями Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., ЕЭК вправе определять единые требования к электронным документам, к порядку направления и получения сообщений (запросов) в процессе взаимодействия между уполномоченными органами либо рекомендовать их к применению», — уточнил г-н Хотько.
По его словам, первоначально в реестре будут размещены утвержденные решениями ЕЭК описания структур основных таможенных документов, таких как декларации на товары, транзитной декларации, корректировка декларации на товары, декларации таможенной стоимости. «Все структуры электронных документов и сведений до утверждения их решениями ЕЭК проходят процедуру согласования с заинтересованными государственными органами государств-членов в соответствии с регламентом работы ЕЭК».
Реестр входит в состав общих информационных ресурсов и ведется оператором в электронном виде. Функции оператора согласно Порядку ведения и применения реестра структур электронных документов и сведений выполняет ЕЭК.
«Основными функциями оператора являются ведение и поддержание в актуальном состоянии реестра. Он должен своевременно вносить информацию об утвержденных решениями Комиссии структурах электронных документов, публиковать описания их структур электронных документов и связанной с ними информации», — рассказал г-н Хотько.
Полномасштабный обмен электронными документами, подписанными электронной подписью, между государствами — членами Евразийского экономического союза, по его словам, будет возможен после создания соответствующей инфраструктуры трансграничного пространства доверия. «Основные подходы реализации первоочередных мероприятий, относящихся к построению инфраструктуры трансграничного пространства доверия, содержатся в «Концепции использования при межгосударственном информационном взаимодействии сервисов и имеющих юридическую силу электронных документов», утвержденной Решением № 73 Совета ЕЭК 18.09.2014. Практические мероприятия по развертыванию указанной инфраструктуры проводятся, начиная с 2014 г. Вместе с тем включаемые в реестр описания структур основных таможенных документов в настоящее время используются на территории всех государств — членов Таможенного союза и Единого экономического пространства.