О рынке профессиональных дисплеев и его специфике в российских условиях мы говорили с Владимиром Осокиным, руководителем B2B-направления LFD в компании Samsung*.
Как возникла необходимость в создании отдельного подразделения Samsung LFD?
Samsung LFD — Large Format Display, эта аббревиатура была внедрена пять лет назад для внутреннего обозначения группы профессиональных продуктов отображения информации, со временем также стала широко узнаваемой на рынке. Также часто можно услышать такие названия как «профессиональные дисплеи», «профессиональные панели, «коммерческие дисплеи» и другие. По сути, речь идёт об одних и тех же продуктах для корпоративного рынка.
Профессиональные дисплеи по своей сути универсальны и разработаны для применения в широком спектре государственных, корпоративных и коммерческих структур, включая банковский и гостиничный сектор, транспорт, розничную торговлю, рекламу, промышленные предприятия и т. д.
Все разновидности профессиональных дисплеев можно разделить на две ключевые категории: отдельно стоящие дисплеи и видеостенные дисплеи, собираемые, в свою очередь, в видеостенные конструкции самых разнообразных форматов.
Как давно подразделение Samsung LFD развивается в России, какие основные изменения за это время произошли?
Активно мы начали развиваться на российском рынке с 2008 года. За это время изменилось многое: значительным образом вырос ассортимент предлагаемой нами продукции, в несколько раз увеличился список наименований, появились совершенно новые продуктовые направления (интерактивные дисплеи, дисплеи для использования в уличном сегменте и т. д.). За это время значительно выросли продажи, существенно расширился список сегментов рынка, начато производство дисплеев в России на нашей фабрике в Калужской области.
Изначально фабрика задумывалась исключительно для производства бытовых устройств — в первую очередь, телевизоров, мониторов, однако произошедший в последние годы резкий рост спроса на профессиональные дисплеи быстро сделал возможным локальное производство и данной категории продуктов.
Каковы основные направления развития рынка профессиональных дисплеев в настоящее время?
С самого начала мы проводили дифференциацию между бытовыми устройствами отображения информации и панелями профессионального уровня. Для части коммерческих дисплеев предусматриваются достаточно жёсткие условия эксплуатации в режиме 16 часов/7 дней или 20/7, для остальных предусмотрен ещё более жёсткий режим 24/7. Очень часто специфика работы многих заказчиков предусматривает круглосуточный непрерывный режим работы дисплеев, например, когда речь идёт о железнодорожных вокзалах, аэропортах, диспетчерских и так далее.
Вторая ключевая тенденция развития современного рынка LFD, получившая особо бурное развитие с 2012 года — это так называемый сегмент Digital Signage — цифровые вывески, отдельно стоящие стенды, где с помощью программного обеспечения возможно удалённое управление контентом. Раньше основным отличием профессиональных дисплеев от бытовых телевизоров была надёжность, расширенная гарантия и сервисная поддержка. Сейчас, в последние три года, резкий рост популярности устройств сегмента Digital Signage, призванных не только информировать, но также рекламировать, увеличивать количество клиентов и объёмы продаж, вызван появлением новых функциональных возможностей дисплеев. По сути, современный профессиональный дисплей — это комплексное решение из аппаратной и программной части, при этом сами дисплейные панели могут устанавливаться во множестве подразделений одного предприятия или сети филиалов, а управление показом контента происходит централизованно из одного места. Инженер в головном офисе предприятия планирует показ для всей сети, при этом, с учётом специфики, для разных офисов и подразделений может демонстрироваться разный контент, в том числе, с учётом разницы часовых поясов. Запуск контента с флэшки в каждом отдельном офисе — по нынешним временам это слишком трудоёмко и накладно.
В линейке вашей продукции есть специфические решения для установки в публичных местах. Как решается вопрос защиты устройств?
Вопрос антивандальной защиты актуален не только в нашей стране, но и во всём мире, и на разных этапах развития нашего бизнеса мы предлагали различные подходы к решению этой проблемы. Несколько лет назад мы представили линейку решений с интегрированной защитой для уличного использования, при этом степень защиты мы обговариваем на стадии формирования проекта с нашими партнёрами системными интеграторами.
Два года назад мы сделали новый подход к решению этого вопроса. Сейчас мы выпускаем специальные сменные насадки, в которые интегрированы одновременно две важных функции — защита экрана от внешнего воздействия и сенсорное управление. Таким образом, мы перекрыли сразу два важных направления — продолжили развитие технологий антивандальной защиты, и одновременно с этим, обеспечили присутствие в набирающем обороты секторе сенсорных решений, особенно востребованных в торговых центрах, магазинах розничной торговли, в банках — везде, где необходимо интерактивное общение с потребителем, но есть возможность обойтись без привлечения для этого отдельного сотрудника.
Сенсорные панели в своё время появлялись в виде интегрированных решений, однако время показало, что разделение дисплеев и тач-насадок представляет собой более эффективный в работе подход, поскольку оставляет пространство для более широкого выбора, и к тому же, насадка всегда может быть приобретена опционально по мере возникновения необходимости на любом этапе эксплуатации устройств.
Есть ли спрос на интерактивные сенсорные решения со стороны российской розницы?
Сегодня мы фактически наблюдаем зарождение рынка сенсорных интерактивных решений для розницы. С одной стороны, такие дисплеи представляют собой следующий эволюционный шаг по сравнению с теми же вывесками Digital Signage, но с другой стороны, такие решения также пока что и существенно дороже. На российском рынке, где до сих пор ещё нередки лайтбоксы и постеры, сенсорные решения можно считать своеобразным прыжком через одну из стадий развития, в данном случае, прыжком через Digital Signage. Спрос есть, нынешней линейкой сенсорных продуктов мы полностью перекрываем любые запросы, от 22 дюймов до 75 дюймов, а в ближайшей перспективе и до
Что предпочитают заказывать в России — дисплеи больших диагоналей или наборные видеостены?
Особенность и значительное отличие российского рынка от европейского заключается в большой популярности видеостенных конструкций. Изначально Samsung почти не присутствовал в секторе действительно больших диагоналей, несколько лет назад наше максимальное предложение было 82 дюйма, сейчас — это 95 дюймов, и это не является рекордом — на рынке сейчас есть предложения дисплеев и бОльшей диагонали. Популярность наших наборных видеостен связана, прежде всего, с сервисными рисками — видеостены удобнее в эксплуатации, и, что немаловажно, они гораздо доступнее по цене. Даже если один сегмент видеостены выходит из строя, всегда найдётся «горячая замена» на время его ремонта, в то время как для большой диагонали временная замена весьма проблематична. В нашей линейке видеостенных дисплеев имеются различные серии, отличающиеся друг от друга толщиной стыка, яркостью, режимом работы и, что немаловажно, стоимостью. Таким образом, наше предложение охватывает практически все требуемые ниши рынка и наш заказчик всегда получает широкий выбор различных вариантов.
В то время как в количественном выражении отгрузки панелей в России в среднем раза в полтора уступают объёмам продаж в крупных европейских странах, по продажам видеостенных дисплеев российское подразделение Samsung занимается одно из лидирующих мест.
Сейчас мы продвигаем широкий ассортимент панелей для видеостен, в основном это решения с диагональю
Какие стадии проходит процесс взаимного сотрудничества с клиентом?
Мы оказываем полный спектр консультационных услуг, что немаловажно в связи со спецификой нашей продукции, пост-продажной поддержки. В настоящее время предлагаемый нами модельный ряд корпоративных решений включает более 85 наименований с всевозможными диагоналями и функциональными особенностями, поэтому на самых ранних этапах сотрудничества мы проговариваем всё проектные детали, включая предполагаемую адресную аудиторию и предполагаемый тип контента, с тем чтобы предложить оптимальное решение.
Также совместно с нашими заказчиками мы широко практикуем тестирование с демонстрацией всех особенностей того или иного оборудования на практике.
Зачастую тестирование предполагает также управление контентом и эксплуатацию в требуемом заказчику режиме. У нас имеются ресурсы для поддержки достаточного количества образцов, которые мы с удовольствием предоставляем на тестирования на всех этапах разработки проекта.
Каков технологический уровень современных профессиональных дисплеев, как он сравним с бытовыми решениями?
Как правило, все профессиональные решения перед выводом на рынок уже имеют успешный опыт производства в консьюмерском секторе. Так, например, первые телевизоры Samsung с LED-подсветкой появились на рынке еще в 2009 году, и через год стартовали поставки подобных профессиональных моделей.
Примерно три года назад мы отказались от производства плазменных панелей. Несмотря на определённые преимущества плазмы, современный корпоративный сегмент очень серьёзно относится к экологичности и экономичности — и не только в Европе, достаточно серьёзные тенденции заметны и в России. Кроме того, со временем, по мере усовершенствования современных LED-технологий, плазма потеряла своё ценовое преимущество.
Просматривается ли в России тенденция на использование профессиональных дисплеев в декоративных оформительских целях?
Определённый спрос на подобные решения, хоть и всё ещё робкий, но уже понемногу просматривается. Мы загодя подготовились к нему, и сейчас предлагаем, например, специальные квадратные панели, лучше всего подходящие для таких проектов.
Какова география российских продаж, есть ли заметный спрос в регионах за границами крупных городов?
Большой разницы по продажам профессиональных дисплеев по сравнению с другими ИТ-продуктами конечно же нет: с большим отрывом лидирует Москва, за ней идёт Санкт-Петербург и так далее. И всё же приятно отметить тот факт, что за последние два-три года существенно увеличился спрос на дисплейные решения и в других регионах России.
Заметив эту тенденцию, мы усилили наше присутствие в ряде городов-миллионников со всеми линейками корпоративных продуктов. Помимо этого, раз в год московское представительство проводит так называемые региональные «роад-шоу» во всех крупных российских городах, которые позволяют партнёрам и заинтересованным потенциальным потребителям ознакомиться со всем спектром предлагаемых нами решений. Последний год был очень интересным в плане развития и реализации крупных проектов практически во всех регионах нашей страны.
Очень важным для нас ежегодным мероприятием является выставка Integrated Systems Russia 2014, которая в этом году проходит
*ООО «Самсунг Электроникс Рус Компани»
СПЕЦПРОЕКТ КОМПАНИИ SAMSUNG