Если бы историографы мировой ИТ-отрасли решили фиксировать ее рекорды в книге Гиннеса, то направление ECM (управление корпоративным контентом) имело бы все основания занять первую строку в списке долгожителей рынка корпоративных программных средств. Действительно, сам этот термин быть придуман компанией Garnter в конце
Динамика рынка и конкурентная ситуация
Согласно последнему отчету «Gartner Magic Quadrant for Enterprise Content Management, 2014», мировой ECM-рынок продолжает динамичное развитие: в
Но так или иначе обе аналитические компании сходятся в оценке темпов роста, которые продолжают (на протяжении всей истории этого сегмента) заметно опережать развитие софтверного рынка в целом (в нынешнем году аналитики говорят о
В плане расстановки сил поставщиков на рынке ECM радикальная трансформация произошла в
Несколько лет все происходило, казалось бы, именно по такому сценарию, но в последние два года эта модель развития изменилась. Open Text не только удержалась в группе лидеров, но и усилила пошатнувшиеся было позиции. Более того, в этот сегмент вошли еще два специализированных ECM-разработчика: в
Правда, здесь нужно отметить заметные успехи такого неожиданного ECM-игрока, как HP, которая, кажется, полна решимости в недалеком будущем войти в список лидеров. Впрочем, Xerox, тоже подававшей подобные надежды за много лет присутствия в квадранте Gartner, это явно не удается.
Целевые задачи, используемые модели и технологии
Согласно представлениям Gartner, главными стимулами применения ECM для заказчиков является решение следующих целевых задач.
• Повышение эффективности. Лучшее качество исходной информации может способствовать принятию оптимальных решений с одновременным снижением затрат сил и времени на их выработку. Базы знаний помогают компаниям выработать собственную конкурентоспособную индивидуальность, ускорить внедрение инноваций и усовершенствовать службы работы с клиентами.
• Снижение операционных затрат. Контентно-ориентированнные процессы могут быть автоматизированы workflow-средствами, что поможет ускорить выполнение деловых операций, повысить производительность труда персонала, снизить потребление бумаги, ручной работы и ресурсов хранения данных. Затраты тут можно снизить в результате консолидации распределенных хранилищ контента и избавления от ненужной унаследованной информации.
• Оптимизация бизнес-процессов. Широкое применение ECM часто начинается с обработки образов документов и управления большими их объемами в повторяющихся деловых операциях, что уже на начальном этапе может дать хороший результат в плане эффективности работы предприятия.
• Соответствие нормативным требованиям по поддержке архивов и обеспечение возможностей «электронного расследования» (E-Discovery). ECM является главным инструментом поддержки полного жизненного цикла информации — от ее создания до уничтожения или передачи в архив. Компании, использующие эти средства, обычно демонстрируют более высокий уровень управления информацией, что позволяет им проактивно реагировать на возможные юридические проблемы.
• Привлечение и удержание клиентов. Использование WCM-средств (WCM — управление Web-контентом) позволяет предприятиям применять Web-технологии для широкого спектра операций по динамическому, основанному на обмене информацией взаимодействию с клиентами. Публикация и структуризация социального медиаконтента — одно из новых направлений применения WCM.
Что касается технологического и функционального развития предлагаемых на рынке средств, то здесь процесс идет вполне эволюционно, без резких изменений. Сейчас можно в целом констатировать, что модель Open Source не смогла сколь-нибудь заметно потеснить позиции проприетарных систем, ее значение носит нишевый характер. Из крупных игроков эту модель использует только Alfresco, которая сразу заняла свое место в квадранте «провидцев», но все последние годы так и находится примерно на той же позиции.
Популярность облачных предложений по модели SaaS повышается, и этот процесс будет продолжаться. Но опять же никаких революционных ускорений тут не происходит, перемещение в облако идет по отдельным направлениям (средства поддержки групповой работы и социального общения, в наиболее значимом виде — в сфере управления записями, архивное хранение). Правда, нужно отметить такой момент: «откат» Microsoft с ведущих позиций компания Gartner объясняет как раз проблемами перехода заказчиков от онпремис-модели к онлайновому варианту в рамках платформы SharePoint — возникают трудности из-за неполной программной совместимости, к тому же онлайновый вариант сильно уступает по возможностям онпремис-версии.
На пути более широкого использования облачных моделей сейчас заметна и проблема трансграничной передачи данных, поскольку именно ECM-сфера наиболее жестко контролируется нормативными требованиями, а разногласия национальных законодательств в этой области весьма существенны.
Характерно и то, что в ECM-квадранте так и не появились игроки новой волны — речь в первую очередь идет о Google (как потенциальный кандидат компания упоминалась в отчете еще несколько лет назад), а также об известных поставщиках файловых хранилищ (например, DropBox), которые в последние годы активно расширяют функционал своих сервисов именно в направлении ECM.
Еще несколько лет назад в исследованиях Gartner много говорилось о тенденции поддержки мобильности в рамках работы с ECM-системами. Обсуждались такие вопросы, как сочетание универсальных (для любых ECM-платформ) и специализированных клиентских приложений. Весьма актуальной была тема выбора мобильных платформ (традиционная Microsoft, малознакомая в корпоративной среде Apple или совсем неизвестная и «сырая» Android). В отчетах последних лет, в том числе и в нынешнем, эти вопросы вообще практически не поднимаются: по-видимому, мобильный доступ стал уже почти «общепринятым». Относительно же мобильных платформ — предубеждения по поводу Andoid сменились её признанием на корпоративном рынке, а вера в возможности Windows заметно снизилась.
ECM и СЭД
В последние годы в России довольно активно ведутся разговоры о «выходе за горизонты СЭД» (переход от традиционного для управления организационно-распорядительного документооборота к более общим задам управления информационными ресурсами предприятия) и о соотношении понятий СЭД и ECM как таковых. При этом довольно часто высказывается мнение, что российские СЭД — это те же ECM-системы, но только с другим, местным названием. В этой связи полезно привести ECM-классификацию Gartner в ее современном варианте:
• управление документами включает их регистрацию, контроль версий, обеспечение безопасности и поддержку служб библиотек для деловых документов. К расширенным возможностям относятся работа с составными документами и репликация контента;
• WCM подразумевает создание контента (с помощью шаблонов, в ходе бизнес-процессов и путём управления изменениями) и его распространение (в виде пакетированной доставки или в онлайновом режиме) на Web-серверах;
• управление записями (Records management) ориентировано на поддержку долгосрочного хранения с помощью автоматизированного использования политик, обеспечивающих соответствие различного рода нормативных требований (законодательных, отраслевых, корпоративных). Минимальное требование тут — обеспечить сохранность критически важных деловых документов на основе соответствующих расписаний; более высокий уровень систем управления записями требует их соответствия международным сертифицированным стандартам;
• обработка изображений (Image-processing) подразумевает управление образами документов — захват, преобразование графических образов бумажных документов, а также управление их жизненным циклом в дальнейшем. К этим средствам предъявляются два обязательных требования. Первое — реализация функций захвата (ввода) документов (сканирование, оптическое и интеллектуальное распознавание символов, обработка форм) с помощью собственных решений или в ходе официального партнерства с известными третьими фирмами. Второе — хранение отсканированных образов в хранилище и их использование в дальнейших электронных деловых процессах. Дополнительные возможности включают наличие вертикальных или горизонтальных решений (собственных либо партнерских) для определенных задач;
• управление социальным контентом включает широкий круг задач взаимодействия людей, в том числе распределенную работу с документами, сотрудничество, управление знаниями и поддержку проектных команд. Сюда же входят такие средства, как блоги, wiki, форумы, социальные сети. Социальный контент, включая видео, является самой быстрорастущей категорией информационных ресурсов предприятий;
• управление потоками работ и деловыми процессами (workflow/BPM) применяется для поддержки регламентированных и меняющихся бизнес-процессов, маршрутизации контента, управления заданиями, а также для обеспечения аудита процессов. Минимальным требованием тут является использование механизмов workflow и простой просмотр документов. Более высокий уровень подразумевает наличие графических конструкторов процессов, а также поддержку смешанных параллельно-последовательных маршрутов;
• расширенные компоненты ECM включают средства поддержки мобильных пользователей, управления цифровыми активами и мультимедиа-контентом, поиска и анализа контента, а также интеграции с другими бизнес-системами.
Не вдаваясь в подробности сравнительного анализа российских и зарубежных продуктов, отметим, что наши СЭД все же скорее относятся к категории прикладных систем (готовых к применению с минимальными объемами настроек и доработок), а западные ECM-решения — к классу платформ, на базе которых создаются прикладные продукты и реализуются конкретные проекты заказчиков. Правда, в последние годы мировые ECM-вендоры активно развивают собственные линейки вертикальных тиражных продуктов на своих платформах, широко используя при этом помощь партнерских сообществ.
Доли отдельных направлений на ECM-рынке в 2012—2013 гг. (источник: Gartner)
Направление
|
Рыночная доля, % | |
|
2014 |
2013 |
Управление документами |
20 |
15 |
Управление Web-контентом |
5 |
7 |
Управление записями |
10 |
13 |
Обработка изображений |
15 |
18 |
Управление социальным контентом |
15 |
15 |
Workflow/BPM |
20 |
22 |
Расширенные компоненты |
15 |
10 |