Если бы историографы мировой ИТ-отрасли решили фиксировать ее рекорды в книге Гиннеса, то направление ECM (управление корпоративным контентом) имело бы все основания занять первую строку в списке долгожителей рынка корпоративных программных средств. Действительно, сам этот термин быть придуман компанией Garnter в конце 1990-х (как замена понятию «управление документами»), а первый свой «магический квадрант» по этой теме она выпустила, кажется, на рубеже веков. Конечно, вопросы управления контентом и тогда были весьма важны для заказчиков, однако по актуальности они в те времена намного уступали проблематике ERP (автоматизация учетных задач). Но кто сейчас помнит, когда Gartner в последний раз выпускала свой ERP-квадрант? А вот квадрант ECM выпускается уже полтора десятка лет (значит, есть спрос на такую аналитику — это ведь коммерческий продукт компании), и никаких признаков того, что это направление исследований вскорости прекратится, мы не видим...

Динамика рынка и конкурентная ситуация

Согласно последнему отчету «Gartner Magic Quadrant for Enterprise Content Management, 2014», мировой ECM-рынок продолжает динамичное развитие: в 2013-м он вырос на 8,6% до величины в 5,1 млрд. долл. По мнению Gartner, темпы роста ECM в прошлом году несколько возросли (в 2012-м было 7,2%), но все же это меньше, чем в 2011-м (11,4%), и ниже прогнозов на 2011–2015 гг. (11,4%). По формальным признакам данные Gartner за 2013 г. примерно соответствуют аналогичным оценкам IDC (5,8 млрд. долл., 9%), но на самом деле объемные показатели у двух ведущих аналитических агентств существенно разнятся: дело в том, что Gatnter считает показатели только тех игроков, которые попадают в его квадрант, а IDC — всех поставщиков, в том числе национального масштаба, и на десяток лидеров, по его мнению, приходится лишь 60% рынка.

Но так или иначе обе аналитические компании сходятся в оценке темпов роста, которые продолжают (на протяжении всей истории этого сегмента) заметно опережать развитие софтверного рынка в целом (в нынешнем году аналитики говорят о 6–7%). А это означает, что значимость ECM на ИТ-рынке в целом также постоянно возрастает. Впрочем, нужно сказать, что рост ECM-объемов обеспечивается не только за счет «естественного» увеличения поставок традиционных продуктов, но и благодаря расширению спектра решений, включаемых в само понятие ECM (например, 15 лет назад почти не было речи о средствах управления Web-контентом).

В плане расстановки сил поставщиков на рынке ECM радикальная трансформация произошла в 2005–2008 гг., когда со всей мощью сюда вышли платформенные мегавендоры, поглотив и интегрировав в себя бывших лидеров — специализированных игроков. Исключением в этой стратегии поглощений была Microsoft, которая продвигалась на основе развития собственной платформы SharePoint. Аналитики тогда были уверены, что эпоха специализированных (pure) ECM-поставщиков прошла и единственный их представитель в группе лидеров — Open Text — недолго выдержит в этой гонке с тяжеловесами. Явной тенденцией в то время был быстрый рост популярности SharePoint, что позволяло экспертам прогнозировать уверенный выход Microsoft в единоличные лидеры.

Несколько лет все происходило, казалось бы, именно по такому сценарию, но в последние два года эта модель развития изменилась. Open Text не только удержалась в группе лидеров, но и усилила пошатнувшиеся было позиции. Более того, в этот сегмент вошли еще два специализированных ECM-разработчика: в 2012-м Hyland Software, а в 2013-м — еще и Perceptive Software. Сегодня видно, что именно эта тройка заметно укрепила свое положение. Что же касается платформенных вендоров, то ведущую позицию на рынке твердо удерживает IBM, а вот Oracle в прошлом году даже вовсе выпала из квадранта лидеров (в нынешнем — все же вернулась), а сейчас резко откатилась назад Microsoft.

Правда, здесь нужно отметить заметные успехи такого неожиданного ECM-игрока, как HP, которая, кажется, полна решимости в недалеком будущем войти в список лидеров. Впрочем, Xerox, тоже подававшей подобные надежды за много лет присутствия в квадранте Gartner, это явно не удается.

Целевые задачи, используемые модели и технологии

Согласно представлениям Gartner, главными стимулами применения ECM для заказчиков является решение следующих целевых задач.

• Повышение эффективности. Лучшее качество исходной информации может способствовать принятию оптимальных решений с одновременным снижением затрат сил и времени на их выработку. Базы знаний помогают компаниям выработать собственную конкурентоспособную индивидуальность, ускорить внедрение инноваций и усовершенствовать службы работы с клиентами.

• Снижение операционных затрат. Контентно-ориентированнные процессы могут быть автоматизированы workflow-средствами, что поможет ускорить выполнение деловых операций, повысить производительность труда персонала, снизить потребление бумаги, ручной работы и ресурсов хранения данных. Затраты тут можно снизить в результате консолидации распределенных хранилищ контента и избавления от ненужной унаследованной информации.

• Оптимизация бизнес-процессов. Широкое применение ECM часто начинается с обработки образов документов и управления большими их объемами в повторяющихся деловых операциях, что уже на начальном этапе может дать хороший результат в плане эффективности работы предприятия.

• Соответствие нормативным требованиям по поддержке архивов и обеспечение возможностей «электронного расследования» (E-Discovery). ECM является главным инструментом поддержки полного жизненного цикла информации — от ее создания до уничтожения или передачи в архив. Компании, использующие эти средства, обычно демонстрируют более высокий уровень управления информацией, что позволяет им проактивно реагировать на возможные юридические проблемы.

• Привлечение и удержание клиентов. Использование WCM-средств (WCM — управление Web-контентом) позволяет предприятиям применять Web-технологии для широкого спектра операций по динамическому, основанному на обмене информацией взаимодействию с клиентами. Публикация и структуризация социального медиаконтента — одно из новых направлений применения WCM.

Что касается технологического и функционального развития предлагаемых на рынке средств, то здесь процесс идет вполне эволюционно, без резких изменений. Сейчас можно в целом констатировать, что модель Open Source не смогла сколь-нибудь заметно потеснить позиции проприетарных систем, ее значение носит нишевый характер. Из крупных игроков эту модель использует только Alfresco, которая сразу заняла свое место в квадранте «провидцев», но все последние годы так и находится примерно на той же позиции.

Популярность облачных предложений по модели SaaS повышается, и этот процесс будет продолжаться. Но опять же никаких революционных ускорений тут не происходит, перемещение в облако идет по отдельным направлениям (средства поддержки групповой работы и социального общения, в наиболее значимом виде — в сфере управления записями, архивное хранение). Правда, нужно отметить такой момент: «откат» Microsoft с ведущих позиций компания Gartner объясняет как раз проблемами перехода заказчиков от онпремис-модели к онлайновому варианту в рамках платформы SharePoint — возникают трудности из-за неполной программной совместимости, к тому же онлайновый вариант сильно уступает по возможностям онпремис-версии.

На пути более широкого использования облачных моделей сейчас заметна и проблема трансграничной передачи данных, поскольку именно ECM-сфера наиболее жестко контролируется нормативными требованиями, а разногласия национальных законодательств в этой области весьма существенны.

Характерно и то, что в ECM-квадранте так и не появились игроки новой волны — речь в первую очередь идет о Google (как потенциальный кандидат компания упоминалась в отчете еще несколько лет назад), а также об известных поставщиках файловых хранилищ (например, DropBox), которые в последние годы активно расширяют функционал своих сервисов именно в направлении ECM.

Еще несколько лет назад в исследованиях Gartner много говорилось о тенденции поддержки мобильности в рамках работы с ECM-системами. Обсуждались такие вопросы, как сочетание универсальных (для любых ECM-платформ) и специализированных клиентских приложений. Весьма актуальной была тема выбора мобильных платформ (традиционная Microsoft, малознакомая в корпоративной среде Apple или совсем неизвестная и «сырая» Android). В отчетах последних лет, в том числе и в нынешнем, эти вопросы вообще практически не поднимаются: по-видимому, мобильный доступ стал уже почти «общепринятым». Относительно же мобильных платформ — предубеждения по поводу Andoid сменились её признанием на корпоративном рынке, а вера в возможности Windows заметно снизилась.

ECM и СЭД

В последние годы в России довольно активно ведутся разговоры о «выходе за горизонты СЭД» (переход от традиционного для управления организационно-распорядительного документооборота к более общим задам управления информационными ресурсами предприятия) и о соотношении понятий СЭД и ECM как таковых. При этом довольно часто высказывается мнение, что российские СЭД — это те же ECM-системы, но только с другим, местным названием. В этой связи полезно привести ECM-классификацию Gartner в ее современном варианте:

• управление документами включает их регистрацию, контроль версий, обеспечение безопасности и поддержку служб библиотек для деловых документов. К расширенным возможностям относятся работа с составными документами и репликация контента;

• WCM подразумевает создание контента (с помощью шаблонов, в ходе бизнес-процессов и путём управления изменениями) и его распространение (в виде пакетированной доставки или в онлайновом режиме) на Web-серверах;

• управление записями (Records management) ориентировано на поддержку долгосрочного хранения с помощью автоматизированного использования политик, обеспечивающих соответствие различного рода нормативных требований (законодательных, отраслевых, корпоративных). Минимальное требование тут — обеспечить сохранность критически важных деловых документов на основе соответствующих расписаний; более высокий уровень систем управления записями требует их соответствия международным сертифицированным стандартам;

• обработка изображений (Image-processing) подразумевает управление образами документов — захват, преобразование графических образов бумажных документов, а также управление их жизненным циклом в дальнейшем. К этим средствам предъявляются два обязательных требования. Первое — реализация функций захвата (ввода) документов (сканирование, оптическое и интеллектуальное распознавание символов, обработка форм) с помощью собственных решений или в ходе официального партнерства с известными третьими фирмами. Второе — хранение отсканированных образов в хранилище и их использование в дальнейших электронных деловых процессах. Дополнительные возможности включают наличие вертикальных или горизонтальных решений (собственных либо партнерских) для определенных задач;

• управление социальным контентом включает широкий круг задач взаимодействия людей, в том числе распределенную работу с документами, сотрудничество, управление знаниями и поддержку проектных команд. Сюда же входят такие средства, как блоги, wiki, форумы, социальные сети. Социальный контент, включая видео, является самой быстрорастущей категорией информационных ресурсов предприятий;

• управление потоками работ и деловыми процессами (workflow/BPM) применяется для поддержки регламентированных и меняющихся бизнес-процессов, маршрутизации контента, управления заданиями, а также для обеспечения аудита процессов. Минимальным требованием тут является использование механизмов workflow и простой просмотр документов. Более высокий уровень подразумевает наличие графических конструкторов процессов, а также поддержку смешанных параллельно-последовательных маршрутов;

• расширенные компоненты ECM включают средства поддержки мобильных пользователей, управления цифровыми активами и мультимедиа-контентом, поиска и анализа контента, а также интеграции с другими бизнес-системами.

Не вдаваясь в подробности сравнительного анализа российских и зарубежных продуктов, отметим, что наши СЭД все же скорее относятся к категории прикладных систем (готовых к применению с минимальными объемами настроек и доработок), а западные ECM-решения — к классу платформ, на базе которых создаются прикладные продукты и реализуются конкретные проекты заказчиков. Правда, в последние годы мировые ECM-вендоры активно развивают собственные линейки вертикальных тиражных продуктов на своих платформах, широко используя при этом помощь партнерских сообществ.

Доли отдельных направлений на ECM-рынке в 20122013 гг. (источник: Gartner)

Направление

Рыночная доля, %


2014

2013

Управление документами

20

15

Управление Web-контентом

5

7

Управление записями

10

13

Обработка изображений

15

18

Управление социальным контентом

15

15

Workflow/BPM

20

22

Расширенные компоненты

15

10