Шесть лет назад завершился пилотный проект по внедрению свободного ПО в учебных заведениях некоторых регионов России. Наверное, сейчас уже мало кто вспомнит, в каких именно. Что объяснимо и правильно. Со временем детали должны отходить на второй план, чтобы не загораживать главного — школьный пилот пока остаётся единственным начатым по инициативе государства масштабным проектом, приведшим с осязаемому результату. И памятное распоряжение №
Почему так произошло? Что такого особенного было в этом проекте, чего не оказалось в остальных? Попробуем разобраться.
Внедрение Linux в школы началось по простой и всем понятной причине. Директору одной из школ Пермского края было предъявлено обвинение в незаконном использовании компьютерных программ. И было совершенно очевидно, что любой из руководителей большинства учебных заведений мог бы запросто оказаться на его месте — легального ПО на тот момент в школах было очень мало.
Вариантов решения проблемы было немного — либо приобретать лицензии, либо переходить на свободное ПО. Первый требовал отсутствующих у школ денег, поэтому рассматривался как маловероятный. Вот и выбрали второй.
Разумеется, разговоры про информационную независимость велись в течении всего хода проекта. Но большей частью в фоновом режиме. Работники образовательных учреждений решали абсолютно понятную и предельно прагматичную задачу — обезопасить школу (и, разумеется, себя лично) от возможных претензий правообладателей. Иными словами, были заинтересованы в успешном результате безотносительно высокой политики.
Простота и ясность была не только в причинах, но и в результате. Директор «ЭЛСИС» Сергей Бессонов утверждает: «Во времена школьного проекта конечным исполнителям было всё ясно. Вот есть четыре диска ПСПО — их надо поставить в школы. Можно ставить другие дистрибутивы из рекомендованного списка на сайте Spohelp. Всё просто и понятно».
Однако после успешного завершения пилотного проекта как-то быстро нашлись средства на приобретение западного проприетарного ПО. Что сразу выбило почву из-под ног распоряжения
Вот и первое различие. Школьный пилотный проект был прост и понятен, в его успехе были прежде всего лично заинтересованы сами пользователи. Судьба же распоряжения
Что касается простоты, то споры о том, что такое НПП, продолжались достаточно долго. То ли операционная система, то ли набор ПО, то ли концепция обустройства отрасли. Не исключено, что ясности в этом вопросе нет до сих пор.
Школьный пилот был начат и завершён в 2008 г. За это время в так или иначе причастных к его реализации госучреждениях, особенно в ответственном за проект Федеральном агентстве по образованию, не происходило никаких значимых кадровых перемен. Кстати, именно роспуск этой организации в 2010 г. и стал сигналом, после которого стало окончательно понятно, что работы продолжены не будут.
Вот как комментирует это Сергей Бессонов: «В отличие от ситуации с НПП, во время проведения школьного проекта не менялось руководство профильного министерства. Как следствие, направление развития тоже оставалось неизменным. Участники внедрения были избавлены от необходимости „колебаться вместе с линией партии“ и спокойно занимались своим делом».
Работы по исполнению распоряжения №
Один из основных участников пилотного внедрения заместитель генерального директора «Альт Линукс» Алексей Новодворский рассказывает: «Была однозначная поддержка на высоком уровне. Её чувствовали не только мы, но и учителя, и работники образования на местах. А мы старались это подчеркнуть — например, когда издали наш комплект ПСПО не менее „шикарно“, чем полученный школами комплект проприетарного ПО».
Справедливости ради следует признать, что любви к проекту у команды чиновников хватило ненадолго. Алексей Новодворский продолжает: «Когда же рассылку ПСПО по школам России поручили той же фирме, которая рассылала проприетерное ПО, когда они испортили тираж, когда, наконец, школы получили маленькие некрасивые коробочки — стало ясно, что дальше будет очень сложно. Ну и, наконец, было „обучение“ учителей всех школ за пару месяцев. Те же чиновники, которые помогали нам в
Впрочем, это было уже после завершения пилота. А о причинах такой внезапной смены настроения чиновников мы до сих пор можем только догадываться.
Резонно предположить, что именно в этом и заключается второе различие. Школьный пилот был начат и завершён одной командой, работу которой курировало Рособразование. Распоряжению
В распоряжении
Правда, за создание НПП отвечает только Минкомсвязи. Однако, если выполнение этого проекта хотя бы было начато, то к реализации распоряжения
Таким образом, наличие одного ответственного — необходимое, но не достаточное условие успешности проекта. В школьном пилоте оно было выполнено, в распоряжении №
Таким образом, можно сформулировать условия, при которых крупный государственный проект имеет шансы на успех:
• заинтересованность всех участников проекта;
• ясное понимание всеми участниками как целесообразности проекта, так и ожидаемых результатов;
• отсутствие серьёзных кадровых перестановок в ответственных за проект государственных ведомствах;
• ответственность одного учреждения за результат проекта.
Казалось бы, совершенно банальные истины, известные любому руководителю. Исполнитель должен быть заинтересован, ему должна ставиться конкретная задача, у проекта должен быть один ответственный, которого не стоит менять без серьёзных на то причин. Если этого нет, то возникают резонные сомнения в истинных целях инициатора проекта. Может быть, с самого начала всё было «понарошку» и результата никто не ждал?