Компания «ЛУКОЙЛ Оверсиз» входит в группу компаний ЛУКОЙЛ и занимается разведкой и последующей разработкой нефтегазовых месторождений за пределами России. Сегодня она реализует около 30 проектов по добыче и разведке углеводородов на территории более десятка государств мира. Один из крупнейших подобных проектов осуществляется на «Западной Курне-2» — гигантском нефтяном месторождении в Ираке, одном из крупнейших в мире по объему извлекаемых запасов (13 млрд. баррелей). Оно было открыто в 1973 г. специалистами советских геологических и сервисных организаций. Долгое время в силу ряда причин, в том числе и политических, к его промышленной разработке приступить не удавалось, но в конце 2009 г. консорциум в составе ЛУКОЙЛа и норвежской Statoil стал победителем тендера на право освоения месторождения. Впоследствии Statoil вышла из проекта, продав свою долю ЛУКОЙЛу, а в начале 2013 г. было подписано дополнительное соглашение к контракту, в котором, в частности, зафиксированы целевой уровень добычи — 1,2 млн. баррелей нефти в сутки, период поддержания целевого уровня добычи — 19,5 лет и продление общего срока действия контракта до 25 лет. Необходимость обеспечения надежной и бесперебойной работы по освоению этого месторождения поставила на повестку дня использование современных информационных систем управления техническим обслуживанием и ремонтом (ТОиР). С менеджером по компьютеризированной системе управления техническим обслуживанием «ЛУКОЙЛ Оверсиз» Артемом Семеновым побеседовал научный редактор PC Week/RE Сергей Свинарев.
PC Week: Какое место в бизнесе «ЛУКОЙЛ Оверсиз» занимает управление активами и, в частности, управление техническим обслуживанием и ремонтом (ТОиР)?
Артем Семенов: ТОиР для нефтедобывающей компании — это один из ключевых процессов, оказывающий влияние на основные бизнес-показатели и обеспечивающий надежную, безаварийную и эффективную работу предприятия. Он охватывает задачи детального учета оборудования, контроля наличия запасных деталей, узлов и материалов, планирования операций по обслуживанию и ремонту, ведение финансовой и управленческой отчетности. Специфика данного проекта в том, что это был первый зарубежный проект «ЛУКОЙЛ Оверсиз» такого масштаба, он охватывал все стадии, начиная от проектирования, строительства и развертывания оборудования до ввода в эксплуатацию. На каждой стадии возникали дополнительные итерации, связанные со сменой подрядчиков и поставщиков или корректировкой планов. Но при этом с учетом огромных капиталовложений и жестких требований со стороны правительства Ирака какие-либо задержки и срывы сроков на этапе строительства, не говоря уже о снижении объемов нефтедобычи, были принципиально недопустимы.
PC Week: Какие программные средства используются вашей компанией для решения общих задач корпоративного управления? Почему для задач ТОиР было выбрано решение SAP?
А. С.: На выбор в пользу системы SAP существенно повлиял тот факт, что решения этого вендора являются корпоративным стандартом ЛУКОЙЛа и «ЛУКОЙЛ Оверсиз», как и большинства крупнейших нефтегазовых компаний. В «ЛУКОЙЛ Оверсиз» развернута SAP ERP. Также в проект были привнесены лучшие мировые практики по обеспечению технической целостности и надежности работы оборудования и правильного использования для этого SAP, позаимствованные нашими специалистами из различных успешных международных проектов, выполняемых с участием Газпрома и ЛУКОЙЛа на территории России — Салымского месторождения и проекта Сахалин-2. И первое, на что было обращено внимание: качество данных должно быть таким, чтобы обеспечивалась надежная работа всего месторождения. Хочу подчеркнуть, что, хотя решение SAP для ТОиР используется на многих дочерних предприятиях группы ЛУКОЙЛ, нигде до этого оно не было реализовано столь полно и продуманно, как в проекте «Западная Курна-2», где обеспечена тесная интеграция ТОиР с процессами закупок, оптимизации складских запасов и бухгалтерского учета.
Со стороны «ЛУКОЙЛ Оверсиз» в проекте специально создана служба компьютеризированной системы управления техническим обслуживанием (Computerized Maintenance Management System, CMMS), в которой на разных этапах работало от двух до четырех специалистов. Кроме того, в роли внешнего консультанта по внедрению выступала компания «Парма-Телеком» (ITPS Group), специалисты которой на данный момент осуществляют также поддержку и обслуживание системы.
Основным пользователем системы является так называемый планировщик техобслуживания. Это человек, который постоянно управляет работой сотрудников, задействованных в процессах ТОиР. Он строит графики осмотров и ремонтов, выпускает наряды на работу, проводит ежедневные планерки, на которых фиксируется текущее состояние, и на этой основе формируется скорректированный план. В нем, в частности, учитывается принадлежность того или иного оборудования (а всего там более 44 тыс. объектов) к одной из трех категорий — A, B и C. К первой относится наиболее критичное с точки зрения надежности эксплуатации и безопасности месторождения (около 10%), ко второй — умеренно критичное (50%) и к третьей — всё остальное. Указанное кодирование — один из важных элементов нашего проекта ТОиР.
PC Week: Есть ли общегосударственные и отраслевые нормативные акты, которым должна удовлетворять система ТОиР на «Западной Курне-2»?
А. С.: Хочу отметить, что если в России имеются довольно жесткие нормативы Ростехнадзора, то в проекте «Западная Курна-2» у нас нет особых требований со стороны иракского регулятора. Для государства важно, чтобы был обеспечен зафиксированный в договоре неснижаемый уровень добычи, а вместе с ним и поступления в государственную казну. Это дает нам определенную свободу и позволяет избегать избыточных процедур, предписываемых регулятором, если мы сами не убеждены в полезности их проведения (скажем, периодического тестирования всех имеющихся на месторождении клапанов). Иногда бывает выгоднее не тратить силы и бюджеты на обслуживание и предупредительные ремонты, не останавливать надолго оборудование для ремонта, не накапливать на складе запчасти, а эксплуатировать некий узел до первого отказа, после чего менять его на новый. Все вопросы решаются по критерию общей экономической эффективности и постоянного анализа надежности работы оборудования на основе рисков. По сути, затраты на ТОиР должны рассматриваться как инвестиции, которые нужно возвращать, при этом всегда должна быть обеспечена безостановочная и безаварийная работа оборудования для поддержания высоких темпов добычи, а это обязывает нас иметь в графике работ ППР большинство инспекций на проверку его текущего состояния и обеспечения проведения предупредительно-восстановительных работ по их результатам, до того, как оборудование будет обнаружено окончательно вышедшим из строя, а не после.
PC Week: Каковы были основные трудности в проекте ТОиР на «Западной Курне-2»?
А. С.: Самые большие трудности возникли при формировании учетной политики, которая устраивала бы и службу ТОиР, и департамент закупок, и складское хозяйство, и бухгалтерию. Свои проблемы были и в формировании нормативно-справочной информации (НСИ), адекватно отражающей номенклатуру и состав изделий, виды и регламенты техобслуживания. Мы внесли в систему 154 новых типа объектов и, опираясь на опыт Shell, Chevron, ЛУКОЙЛа, разработали для них каталог профилей неисправностей. Регламенты обслуживания мы строим на основе типовых рекомендаций производителей оборудования, но не придерживаемся их строго, поскольку всегда нужно учитывать особенности местного климата, монтажа оборудования, коррозионной среды и т. д. Причем в первоочередном порядке мы делаем это для оборудования категорий A и B. Важно и то, что указанные регламенты не фиксируются навечно, а постоянно корректируются по мере накопления опыта реальной эксплуатации.
PC Week: Какие основные функции обеспечивает внедренная в «ЛУКОЙЛ Оверсиз» система ТОиР? Есть ли возможность управления не только планово-предупредительными осмотрами и ремонтами, выполняемыми по фиксированному графику, но и теми, что прогнозируются по результатам текущего мониторинга состояния оборудования?
А. С.: В системе реализован очень широкий спектр функций, куда входит учет всех активов и оборудования и их идентификация, планирование техобслуживания и ремонтов, закупки материалов и узлов, управление складом и оптимизация запасов. Все они нацелены на обеспечение технической целостности, под которой понимается гарантия бесперебойной работы с учетом всех основных рисков. Планово-предупредительные осмотры и ремонты выполняются как по фиксированному графику, так и по фактической наработке, которую нужно тем или иным способом измерять и фиксировать в системе. В некоторых устройствах ведется непрерывная диагностика по таким параметрам, как уровень вибраций, и тогда появляется возможность планировать ТОиР по фактическому состоянию оборудования. Такая диагностика может основываться на показаниях датчиков, а также на результатах визуального осмотра. Применяется и прогнозный подход, когда очередное мероприятие ТОиР планируется исходя из анализа накопленных исторических данных о выходе из строя того или иного узла либо оборудования. Но для полноценной реализации прогнозного подхода нужно сначала накопить статистику по всему оборудованию, а на это уходит как минимум два года. Кроме того, важно определить предельные сроки эксплуатации, после которых нет экономического смысла тратить силы и средства на поддержку функционирования изделия, а следует просто купить новое и списать старое.
PC Week: Применяются ли у вас в процессах ТОиР мобильные устройства?
А. С.: Да, они применяются, но пока только на складе, где налажена система штрихкодирования и идентификации изделий и материалов. В дальнейшем мы собираемся распространить использование мобильных устройств и на сотрудников, работающих в полевых условиях и осуществляющих осмотры, обслуживание и ремонты. Необходимая для этого нормативно-справочная информация уже создана и поддерживается в складской системе, что позволяет вести сквозной контроль использования материалов и узлов во всех процессах ТОиР. Корпоративной мобильной платформой служит решение SAP Mobile Platform, в частности ее модуль SAP Inventory Manager (ранее называлось Syclo Inventory Manager).
PC Week: Можно ли сегодня хотя бы ориентировочно оценить экономический эффект от внедрения системы ТОиР?
А. С.: Прежде всего, совершенно по-другому стала работать служба закупок, которые теперь осуществляются по реальной потребности, а не по составленному когда-то на три года вперед плану. Это обеспечивает существенный экономический эффект просто за счет сокращения объема неиспользуемых запасов и отказа от закупок «на всякий случай». Но в то же время мы избегаем и риска остановки добычи из-за отсутствия того или иного узла или детали на складе. Количественно мы указанный эффект не оценивали, но он весьма заметен.
PC Week: Имеются ли у руководства компании планы по развитию системы ТОиР в «ЛУКОЙЛ Оверсиз», и какими будут основные направления этого развития?
А. С.: На следующие два года у нас уже есть весьма обширный список. В него входят управление ТОиР линейных объектов (трубопроводы, кабельные линии), поддержка архивов всех версий планов ТОиР, сформированных в предыдущие периоды, работа полевых сотрудников с мобильными устройствами, управление транспортным хозяйством. Предполагается, что все эти задачи также будут решаться с помощью продуктов SAP.
PC Week: Спасибо за беседу.