Традиционно на российском рынке геоинформационных систем основные заказчики — это крупные компании, занятые добычей и переработкой полезных ископаемых, и госструктуры. Но в последнее время в области ГИС появились другие двигатели спроса.
«На рынке ГИС произошел качественный скачок», — сказал Сергей Щербина, заместитель генерального директора компании Esri CIS. Он объяснил это тем, что, с одной стороны, ГИС-продукты стали более простым в использовании, а с другой, заказчики начали лучше понимать, зачем нужны ГИС и как они помогают в бизнесе. Среди них: банки, ритейл, ресторанные сети.
Правда у коммерческих компаний есть особые запросы. «Они не готовы вкладываться в длительные проекты, — отметил Сергей Наумов, коммерческий директор Esri CIS. — Им нужно за определенную сумму получить конкретный результат в течение двух-трех месяцев, так как эти компании четко измеряют затраты и эффект».
Другим важным двигателем рынка ГИС становятся региональные администрации. По мнению Алексея Ушакова, генерального директора компании Data+, это связано с желанием привлечь инвесторов: «Между регионами идет конкуренция за инвестиции. ГИС дает конкурентное преимущество, так как инвестор пойдет туда, где есть больше полезной информации». В результате сейчас в крупных городах (в Москве, Санкт-Петербурге) и во многих регионах появляются электронные атласы, реализованные по заказу местных администраций.
Что касается крупных предприятий, то, по словам Алексея Ушакова, они сейчас опасаются вкладываться в масштабные проекты, а некоторые и вовсе уходят из России. В качестве примера он привел компанию «ЛУКОЙЛ Оверсиз», которая в прошлом году перевела московский офис в Дубай.
Со стороны госсектора интерес к ГИС есть, но у госструктур сейчас сложности с бюджетами. Например, в течение ряда лет развивался проект российской инфраструктуры пространственных данных (www.pcweek.ru/business/article/detail.php?ID=146319), которая должны была стать единой системой сбора, обработки, хранения и предоставления потребителями пространственных данных от различных ведомств. Но в последнее время этот проект затормозился. Алексей Ушаков объяснил это пассивностью Росреестра, который, по его мнению, не очень заинтересован в этом проекте.
В ESRI считают, что сдвиг в сторону массового рынка подстегнет ряд новинок, появившихся в последней версии системы ArcGIS 10.3. «Прежде всего, это средства самообслуживания, которые позволяют компаниям самостоятельно создавать ГИС без помощи специалистов по картографии», — сказал Сергей Наумов.
Одним из таких средств является портал открытых данных — инструмент для создания корпоративных геопорталов в автоматизированном режиме за несколько шагов. По словам Сергея Наумова, такого рода средства имелись и раньше, но их было труднее использовать, и они поставлялись в виде отдельных инструментов. Теперь это — коробочный продукт, который входит в базовую поставку системы.
Непрофессионалам в области ГИС может пригодиться и появившаяся в версии 10.3 кросс-платформенная среда WebApp Builder, позволяющая самостоятельно создавать ГИС-приложения из шаблонов и публиковать во внутренней сети организации. «Этот модуль по сути является конструктором, с помощью которого пользователь может создавать функциональные web-приложения без программирования», — объяснил Сергей Наумов.
В ArcGIS 10.3 расширены возможности и упрощено использование пространственной бизнес-аналитики, которая применяется, в частности, для оптимизации размещения торговых точек и филиалов, геомаркетинга, исследования рынков и т. д. Сергей Наумов привел в качестве примера маршрутизацию при планировании перевозок: «Это непростая задача, особенно если нужно учитывать много параметров и использовать статистику для прогнозирования ситуации с пробками, загруженность дорог и т. д.».
Новая версия поддерживает более реалистичное представление трехмерного пространства в настольных и мобильных приложениях, что дает возможность создавать и просматривать реалистичные 3D-модели городов и объектов почти на любом устройстве. Для создания таких моделей предназначена новая клиентская программа ArcGIS Pro, ориентированная на профессионалов, которая позволяет выполнять визуализацию, редактирование и анализ с помощью двух- и трехмерных данных. «Например, можно одновременно работать на одном экране с двумя окнами, на одном из которых 2D-карта, а на другом — 3D-модель этой местности. Это удобно, когда какие-то виды анализа нужно делать с помощью карты, но при этом понимать, какие объекты находятся в том или ином месте», — уточнил Сергей Наумов.
Но для создания полноценных ГИС одних инструментов недостаточно. Необходим контент. А с этим в нашей стране традиционно были проблемы, связанные с режимом секретности на картографические данные и с пассивностью многих ведомств. И хотя в последнее время появилось немало постановлений, согласно котором органы власти разного уровня должны предоставлять федеральным полномочным органам любые геоинформационные сведения, эти законы не очень активно исполняется, потому что организации знают, что если они не предоставят такую информацию, то им за это ничего не будет.
Тем не менее, по словам Сергея Наумова, некоторые ведомства уже понимают, что без геоинформационных технологий не обойтись, однако не все в состоянии предоставлять информацию о местоположении в удобном для использования виде. Теперь делать это стало проще. Пару лет назад появился облачный инструмент ArcGIS Online (www.pcweek.ru/idea/article/detail.php?ID=140326), позволяющий с помощью браузера подключиться к облаку и передать туда информацию. А теперь новый портал открытых данных позволяет выкладывать данные как в виде таблиц, так и с пространственной привязкой.
Чтобы упростить организациям доступ к геоинформации, ESRI CIS готовит в следующем году запуск новой услуги «Магазин данных». «Идея состоит в том, чтобы предложить потребителю единое место для получения нужной информации, зайдя в которое он сможет выбрать, оплатить и получить доступ к данным на определенное время», — объяснил Сергей Щербина. Сейчас этот проект находится на этапе подготовки, восемь поставщиков данных уже выразили готовность в нем участвовать.