За последние годы тематика ERP как-то отошла на второй план внимания ИТ-общественности, уступив место другим инновационным темам использования ИТ. Жаркие споры о полезности ERP остались в прошлом веке, сейчас в необходимости таких систем никого не нужно убеждать. Применение ПО такого класса уже давно является почти обязательным атрибутом деятельности любого среднего и крупного предприятия и сегодня часто воспринимается как нечто рутинное, повседневное. В силу того, что ERP-системы сейчас глубоко интегрированы в жизнь организации, от эффективности их применения во многом зависит успешность всей работы компании. В целом заказчики уже определись с выбором нужных им решений, достаточно хорошо ориентируются в предложениях на рынке, в возможностях предлагаемых продуктов. Но при этом вопрос развития используемых систем с учетом постоянно появляющихся новшеств (функциональных, технологических, нормативных), а порой даже и замены решений на более подходящие варианты продолжает оставаться весьма актуальным.
В выпущенном в конце прошлого года очередном отчете Gartner по ERP-продуктам для предприятий среднего масштаба (Magic Quadrant for Single-Instance ERP for Product-Centric Midmarket Companies) дана общая картина на этом рынке в мире, проанализированы тенденции его развития. Отметим сразу, что конкурентная расстановка сил в этой сфере, представленная в виде традиционного магического квадранта, с одной стороны, демонстрирует стабильность ситуации (она почти точно повторяет картину годичной давности), а с другой — не очень точно отражает положение дел на рынках конкретных стран, в том числе в России. Дело в том, что на рынке ERP-систем, особенно как раз в сегменте для средних заказчиков, традиционно очень сильны позиции местных поставщиков. Так, наверное, не будет ошибкой сказать, что в нашей стране в этом сегменте уже не первый год лидерство принадлежит фирме «1С». Но при этом нужно отметить, что ценность отчета видится в представленном там анализе процессов и тенденций, имеющих глобальных характер.
В России в той или иной степени присутствует большинство отмеченных в отчете продуктов (в нем речь идет именно о конкретных продуктах, а не о линейках продуктов вендоров). Три глобальных ERP-поставщика входят в пятерку лидеров российского ERP-рынка по версии IDC (SAP является традиционным лидером с долей в последние годы около 50%, Microsoft и Oracle занимают по итогам 2013 г. третью и четвертую позицию), но нужно иметь в виду, что в этом исследовании IDC учитываются в сумме все продажи софта, попадающего в категорию «интегрированные системы управления предприятием» (ИСУП). Один из мировых ERP-лидеров рассматриваемого сегмента рынка — компания IFS Applications — по информации, приведенной на ее сайте, ведет свой бизнес в России с 1994 г., но за последние 10 лет в отчетах IDC/Russia среди заметных игроков местного рынка не упоминалась.
В отчете Gartner рассматриваются ERP-решения, которые могут использоваться в варианте Single-Instance (один экземпляр системы для обеспечения работы всей организации) в компаниях «продуктовой направленности» (выделяются две категории — производители продукции и торгово-распределительные предприятия) с численностью сотрудников от 100 до 1000 человек с годовым оборотом от 150 млн. до 1 млрд. долл. Впрочем, авторы отмечают, что в реальной жизни в эту же группу зачастую попадают и компании с 10 тыс. работников и выше (это зависит от специфики отрасли и конкретных регионов мира). Особенность этих заказчиков заключается в том, что им нужен достаточно широкий спектр функциональности ИТ-систем, но в то же время они обладают ограниченными ресурсами (финансовыми, кадровыми) и потому не могут себе позволить иметь чрезмерные, с большим запасом, функциональность и масштабируемость. Для таких компаний очень важна минимизация общей стоимости владения.
Эксперты Gartner подчеркивают, что определение «среднее» совсем не означает «проще, чем крупное». Бизнес-процессы на таком предприятии и требования к функциональности ERP-решения у такого предприятия могут быть даже выше, чем у крупной корпорации. Но при этом у средних компаний могут быть существенно выше требования к гибкости системе, к возможностям ее быстрой адаптации к изменяющимся условиям. В отчете отмечается, что почти все организации используют традиционный «бэк-офисный», или, по-другому выражаясь, административный функционал ERP-решений — управление финансами, обеспечение снабжения , управление кадрами. «Продуктовые» же компании в дополнение к этим функциям широко используют средства операционного управления непосредственно работой предприятия, в том числе такими, как управление заказами и отношениями с клиентами, управление ресурсами, управление жизненным циклом продуктов, управление производственными мощностями и пр.
При этом нужно иметь в виду, что потребности таких компаний могут покрываться не только схемой Single-Instance, но и в варианте распределенной модели, когда на предприятии используется несколько взаимосвязанных, часто территориально разделенных ERP-решений. Такой подход нередко встречается на практике, в этом случае в качестве отдельных систем могут применяться более «легкие» решений (например, вместо Microsoft Dynamics AX — продукт NAV).
В свою очередь модель Single-Instance может реализовываться в вариантах как традиционного онпремис-развертывания, так и облачного. Тем более что в последние годы ИТ-рынок (и ERP тут не является исключением) развивается в существенной мере под лозунгом «в облака!». Многие функциональные компоненты ERP в настоящее время уже широко используются именно в облачном варианте, в частности это задачи управления отношения с клиентами, управления кадрами, электронная коммерция. Но если говорить о комплексном решении задач управления деятельностью компании, то тут заказчики предпочитают развертывать корпоративные ERP-решения в традиционном варианте онпремис, реже — в варианте частного облака. Мало кто решается на то, чтобы использовать такие продукты по схеме публичного IaaS-облака или ориентироваться исключительно на SaaS-сервисы. Почти все представленные в магическом квадранте продукты допускают обе схемы развертывания, заказчики имеют возможность выбора подходящего им варианта.
По наблюдениям авторов отчета, все больше вендоров начинают использовать схему подписки, характерную для SaaS-решений и для лицензионной онпремис-модели. В то же время определенной проблемой для заказчиков, которые хотели бы применять у себя SaaS-варианты, становится то, что им не очень понятно — какая же ERP-платформа используется в основе этого сервиса. Понимание приходит в процессе практической работы, и порой клиенты с неудовольствием узнают, что возможности онпремис- и облачных предложений все же различаются. Вариантом этой же проблемы является то, что порой SaaS-решение реализуется на основе интеграции разных продуктов, но по ходу работы выясняется, что уровень этой интеграции не очень устраивает потребителя.
Облачные предложения крупных вендоров обычно реализуются на базе определенных крупных облачных ИТ-инфраструктур (чаще всего — на Amazon или Azure), но заказчикам было бы удобнее, если бы такие решения можно было бы развертывать и на базе локальных облачных провайдеров. В отчете отмечается также, что развертываемые в облаке ERP-системы имеют обычно преимущества по скорости развертывания и простоте управления ими, но все же проигрывают онпремис-вариантам по возможностям настройки на нужды конкретных клиентов. При этом чаще всего сегодня до использования «эластичных» схем оплаты используемых ресурсов ERP дело не доходит.
Почти все ведущие ERP-решения имеют развитые аналитические возможности, в том числе позволяют конечным пользователям и системным интеграторами с помощью средств визуализации следить за выполняемыми транзакциями. Однако, по мнению экспертов Gartner, в этих системах еще недостаточно развит функционал по автоматизации выполнения бизнес-процессов.
В целом хорошо известно, что задачи оперативного управления транзакциями и анализа данных выставляют в архитектурном плане противоречащие друг другу требования. ERP-системы изначально ориентированы на поддержку транзакций, их базовая архитектура не очень подходит для аналитических задач. Разрешением этого противоречия может стать использование модели обработки данных в оперативной памяти (in-memory computing, IMC). Но пока такие подходы мало применяются в ERP, хотя специалисты Gartner уверены, что к 2018 г. архитектура IMC станет общепринятой в этой сфере.
Значимость удобного пользовательского интерфейса возрастает для всех категорий деловых продуктов, и ERP тут не исключение. С ERP- системами работает много разных категорий конечных пользователей, эффективными методом повышения производительности их труда является реализация ролевых интерфейсов«. Разумеется, очень важна сегодня широкая поддержка мобильного доступа. Gartner отмечает успешную работу в этом направлении Epicor, IFS и Microsoft, говоря, что другие вендоры несколько отстают, что во многом обусловлено сложностью их решений в целом.
Все более обычным в ERP становится использование специальных устройств для работы с товарами (например, сканеры штрихкодов и устройства работы с RFID-метками), создаются приложения для мобильной работы сотрудников в «полевых условиях» или во время путешествий. Традиционные толстые ERP-клиенты сегодня, как правило, дополняются вариантом с доступом через браузер. Все чаще создаются мобильные приложения для решения аналитических задач — они нужны как менеджерам, так и продвинутым бизнес-пользователям.
ERP-системы всегда выполняли в той или иной степени функции поддержки групповой работы. Разумеется, современные методы социального взаимодействия сейчас также начинают все шире применяться в этих решениях. Довольно часто социальные средства используются для организации взаимопомощи внутри определенных категорий пользователей. Некоторые вендоры идут по пути интеграции ERP-продуктов с автономными социальными системами, например с Microsoft Yammer или с salesforce.com Chatter.
Говоря о будущем развитии ERP-систем, эксперты Gartner прогнозируют, что тенденция создания монолитных многофункциональных решений сейчас сменилась трендом на создание комплексов интегрированных между собой компонентов, нацеленных на решение задач определенного класса. Все чаще будет применяться федеративная распределенная модель развертывания систем, часть функционала будет исполняться в виде облачных сервисов, а некоторые функции и вовсе передаваться на аутсорсинг.