Недавнее соглашение о сотрудничестве, подписанное между Google и VMware, фактически открывает новую главу в развитии рынка облачных сервисов — он предполагает противостояние между Amazon и основными облачными игроками, которые теперь попытаются остановить неодолимо отрывающегося от них лидера, объединив усилия и действуя сообща. Как пишет InformationWeek, сооснователь Novell Рей Нурда обозначил такую позицию конкурентов Amazon термином «кооперативная конкуренция» (co-opetition).
Рынок облаков — один из самых быстрорастущих в последнее десятилетие. Компании, которые первыми включились в разработку облачных решений, первыми успеют к разделу пирога. Ну а первой среди первых была Amazon. По мнению аналитиков Gartner, Amazon Web Services уже который год подряд с большим отрывом лидирует на рынке инфраструктуры как сервиса (IaaS). По оценкам экспертов, в прошлом году у облака Amazon была впятеро большая вычислительная мощность, чем у остальных 14 перечисленных в докладе Gartner провайдеров облачных сервисов, вместе взятых.
Это не может не беспокоить таких игроков, как VMware, Google, Microsoft, Rackspace и IBM SoftLayer, которые опасаются того, что в пору активного перехода бизнеса в облачную инфраструктуру им так и не удастся вывести на рынок решения полного цикла обслуживания клиентов. Тем не менее, их усилия не оказались напрасными: если в 2013 г. Amazon Web Services так далеко оторвался от преследователей, что, казалось, готов монополизировать рынок IaaS, то уже в 2014 г. иллюзии рассеялись — Microsoft, IBM и Google активно сокращают отставание.
Этим же занимается и VMware, недавно анонсировавшая публичное частное облако для предприятий vCloud Air. Его возможности расширены при помощи сервисов Google — Google Cloud Storage (распределенный сервис хранения объектов с низкой стоимостью), BigQuery analytics (облачный сервис бизнес-аналитики для больших данных), NoSQL Cloud Datastore (NoSQL-сервис управления данными Google с автоматическим масштабированием) и Google Cloud DNS (системная служба доменных имен для преобразования URL в IP-адреса).
Google и VMware — начинающие поставщики облачных услуг, каждый из них имеет свои сильные и слабые стороны: первый демонстрирует быстрые, эффективные облачные сервисы, базирующиеся на поисковой инфраструктуре, но только в последнее время Google получила представление о том, как эти сервисы объединить и преподнести корпоративным пользователям. С другой стороны, VMware имеет понимание того, что нужно предприятиям, но не имеет подобной Google инфраструктуры — ЦОДов, скорости обработки операций и множества сопутствующих сервисов. И вот теперь компании обменялись своими компетенциями: VMware приоткрыла для Google дверь в мир предприятий, в то время как сама получила связующие элементы для собственного облака.
Такое сотрудничество для VMware и Google лучше, чем конкуренция поодиночке с Amazon, которая умеет продавать практически все. Ее сильная сторона — работа на грани безубыточности и активное инвестирование в ЦОДы Amazon Web Services; компания расширяет ассортимент собственных торговых марок, имеет интересы в мобильном бизнесе. В прошлом месяце она запустила сервис для бизнеса Amazon WorkMail, совмещающий в себе электронную почту, адресную книгу и календарь. Интересы Amazon распространяются едва ли не на все сферы ИТ-бизнеса.
Microsoft также стала участником «кооператива» конкурентов Amazon. Microsoft и VMware являются непримиримыми соперниками в предоставлении ПО для ЦОДов, но в сфере облачного бизнеса у них установлен паритет: облачная инфраструктура Microsoft Azure обрабатывает рабочие нагрузки VMware, в то же время VMware Vsphere управляет нагрузками Microsoft Hyper-V.