PC WEEK/RE — 20 ЛЕТ ИННОВАЦИЙ!
Уважаемые читатели!
Данная статья публикуется в рамках юбилейного проекта «PC Week/RE — 20 лет инноваций!». Нашему изданию в
2015-м исполняется 20 лет, и мы решили отметить юбилей серией интересных материалов (обзоров, экспертных статей, интервью), в которых представим различные направления ИТ-отрасли и ИТ-рынка через призму их исторического развития, особенно в плане прохождения ими кризисных периодов, с акцентом на анализе их нынешнего состоянии и перспектив дальнейшего развития.Предлагаемая вашему вниманию экспертная статья известного специалиста-практика Игоря Шустермана позволит вам получить глубокое представление об историческом пути и перспективах информатизации здравоохранения в нашей стране.
Редакция
Тысячелетиями основная сложность в лечении людей была обусловлена недостаточным объемом фактической информации о функционировании организма. Сейчас же массивы разнообразных медицинских данных растут с огромной скоростью, и сложностью становится уже не получение их, а правильная обработка. Но качество информации, а именно её полнота, достоверность и оперативность, зачастую остается невысоким, и, по-видимому, так будет продолжаться еще долгое время.
От истоков и далее
Во второй половине двадцатого века начались попытки решения этой проблемы с помощью информационно-компьютерных технологий. В
В Российской Федерации с 1992 г. продолжилась разработка и реализация программ информатизации здравоохранения. Группа авторов под руководством С. А. Гаспаряна разработала сначала программу информатизации здравоохранения России на
Однако в ситуации ограниченного финансирования значимых результатов достичь не удалось, и все
Информатизация «снизу»
В начале
Тем не менее отделы АСУ в лечебных учреждениях создавать начали, и именно на их базе совершались первые практические эксперименты по информатизации здравоохранения. Слово «эксперименты» самое подходящее для описания тех работ в области информатизации. В качестве примера такого «эксперимента» можно вспомнить разработку единой информационной системы в НЦССХ им А. Н. Бакулева, которая началась еще в конце
Созданные отделы АСУ еще долгое время работали в отсутствие каких-либо стандартов отрасли, финансирование осуществлялось хаотично, при этом еще не существовало коммерческих ИТ-разработок, и единственной возможностью для автоматизации лечебного учреждения являлась собственная разработка алгоритмов. Несмотря на эти сложности в то время впервые в медицинских организациях начали решать задачи статистического учета и расчета заработной платы — настолько, насколько это было возможно на базе машин типа ЕС-1040, которые для этих целей, как правило, брали в аренду, а работали на них с помощью удаленных терминалов. При этом из-за отсутствия ИТ-бюджетов в лечебных учреждениях возможность использовать машины часто предоставлялась больницам в обмен на медицинское обслуживание сотрудников организации — владельца техники. Использование средств автоматизации было в то время прерогативой крупных лечебных учреждений, большинство же продолжало получать отчетные данные, собирать статистические карты пациентов и пересчитывать их вручную.
Как уже отмечалось, в
ОМС как точка невозврата
Развитие информационных технологий в здравоохранении напрямую и неразрывно связано с созданием в России в 1993 г. системы обязательного медицинского страхования. Именно в это время наступила эпоха повсеместного использования персональных компьютеров, произошел переход от применения больших централизованных вычислительных машин к обработке информации на рабочих местах пользователей. Как раз данная технологическая революция позволила обеспечить реализацию персонифицированного учета оказанной медицинской помощи и перейти от «бюджетного» финансирования к оплате по так называемым медико-экономическим стандартам. Благодаря этому переходу, полностью обусловленному имеющимися на тот момент техническими средствами, появилась возможность существенно увеличить эффективность расходования финансовых средств в системе здравоохранения за счет повышения точности, «адресности» направления денег в медучреждения за оказанные услуги, за конкретных прошедших лечение пациентов.
При этом появление и развитие страховой медицины в России в свою очередь оказало огромное влияние на развитие информационных технологий в системе здравоохранения. Первая вычислительная техника и программное обеспечение, появившиеся в лечебных учреждениях страны, было призвано решать именно задачи организации учета пациентов с целью формирования реестров по прошедшим лечение пациентам для получения финансирования от фонда ОМС. Кроме того, и первые поставки персональных компьютеров в медицинские организации России во многих случаях осуществлял фонд ОМС. Программное обеспечение, разработанное специалистами территориальных фондов ОМС, использовалось большинством лечебных учреждений и для ведения реестров пациентов, и для формирования внутрибольничных статистических форм. Введение в стране страховой медицины стало для процесса информатизации лечебных учреждений так называемой «точкой невозврата» — когда работать исключительно с бумажными документами было уже просто невозможно и потребовалось вводить в работу компьютерные технологии. Компьютеризация стала очень важным вопросом для всех главных врачей отечественных медицинских организаций, без его решения невозможно было обеспечить элементарное финансирование, а, значит, и просто функционирование учреждений здравоохранения. И зачастую вплоть до настоящего времени в большинстве лечебных учреждений в области информатизации основной и ключевой задачей остается обеспечение взаимодействия с Фондом ОМС, а в последние годы еще и со страховыми медицинскими организациями.
На проектный уровень
Первые большие коммерческие проекты в информатизации здравоохранения стали появляться во второй половине
Региональный уровень
В начале
В 2001 г. была создана некоммерческая организация «Ассоциация развития медицинских информационных технологий» (АРМИТ), которую возглавил М. М. Эльянов. АРМИТ проводит огромную работу: регулярно организует выставки, конференции, симпозиумы, издает каталог «Медицинские информационные технологии», здесь создали систему добровольной сертификации программ, выпускают аналитические материалы и готовят предложения для Минздрава. Этими вопросами АРМИТ начал заниматься тогда, когда министерство еще не обращало внимания на сферу информатизации, и после начала больших федеральных проектов постоянно выступает с острыми критическими замечаниями в его адрес. При этом в правление АРМИТ входят самые уважаемые члены медицинского ИТ-сообщества, и они регулярно выпускают чрезвычайно интересные документы с предложениями по информатизации здравоохранения.
О необходимости стандартов
Отсутствие стандартов в медицинской информатике — основная проблема отрасли девяностых и нулевых годов; на это постоянно жаловались ИТ-специалисты медицинских учреждений и компаний — разработчиков ПО. Не имея стандартов, сложно обеспечить интеграцию медицинских информационных систем, да и вообще сообществу крайне сложно вести диалог в отсутствие единой «терминосистемы». В 2004 г. были утверждены первые стандарты «Информационные системы в здравоохранении. Общие требования» и «Информационные системы в здравоохранении. Общие требования к форматам обмена данных», которые не удалось принять в качестве отраслевых, а только в качестве так называемых «стандартов организации». В дальнейшем для регулирования отношений между участниками разработки и эксплуатации медицинских информационных систем на базе ФГУ «ЦНИИОИЗ Росздрава» был создан национальный технический комитет по стандартизации № 468 «Информатизация здоровья» с функцией постоянно действующего национального рабочего органа ТК 215 ИСО. И вот в
С 2004 г. в России начал издаваться журнал «Врач и информационные технологии». В нём публикуются очень интересные теоретические и практические материалы по медицинским информационным технологиям. Об уровне публикаций говорит то, что журнал включен в перечень ВАК ведущих рецензируемых журналов.
Во всех программах информатизации здравоохранения ответственность за их выполнение была размазана по множеству учреждений отрасли, и только в 2008 г. приказом Минздрава был наконец создан департамент информатизации в министерстве. Перед данным департаментом была поставлена задача координировать деятельность министерства по вопросам создания, внедрения, развития и обеспечения функционирования информационных систем и баз данных. Все эти годы деятельность департамента постоянно подвергается критике со стороны ИТ-сообщества, за шесть лет сменилось четыре его директора, однако нельзя не признать, что огромный шаг вперед последних лет в ИТ здравоохранения РФ обеспечен именно его работой.
К единой государственной информационной системе
«Новейшая история» информатизации медицины началась в 2008 г., когда появилось поручение Президента РФ о создании и развитии государственной информационной системы персонифицированного учета оказания медицинской помощи гражданам России, а Министерство здравоохранения и социального развития РФ выпустило приказ «Об утверждении концепции создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения». Впервые в работу была запущена программа информатизации здравоохранения с очень большим, около 30 млрд. руб., финансовым обеспечением. Были поставлены амбициозные задачи, связанные с поставками техники и ПО, с созданием компьютерных сетей, интеграцией с медицинским оборудованием, архивами медицинских снимков, обучением медперсонала и пр. Была создана федеральная электронная медицинская библиотека, в которой на сегодняшний день размещено более 20 тыс. документов.
Сроки были очень сжатые, всего на проект выделено два года, и на рынке было очень мало компаний, которые имели ресурсы для выполнения таких крупных инновационных проектов, немногие из них были готовы взяться за реализацию больших территориальных проектов. А те, кто решили участвовать, зачастую не могли обеспечить необходимое качество выполняемых работ одновременно в нескольких регионах России. Было очень много сложностей при запуске систем, немало конфликтных ситуаций между заказчиками и поставщиками. В 2014 г. завершилось федеральное финансирование информатизации здравоохранения, и теперь поддержка и развитие систем выполняется за счет бюджетов лечебных учреждений. Платежи составляют довольно существенную сумму, около миллиона рублей в год для крупной многопрофильной больницы только за медицинскую информационную систему, без учета затрат на аппаратное обеспечение — компьютеры, сети, принтеры. Это очень значительные расходы для лечебных учреждений, особенно учитывая непростую финансовую ситуацию, в которой оказалась система здравоохранения в
Ближайшие задачи
В России не осталось ни одного медицинского учреждения, не затронутого проектом информатизации, но сохраняется довольно много проблем, которые необходимо будет решать в ближайшие годы.
1. По-прежнему, как и 20 лет назад, основная задача, поставленная перед разработчиками, — это обеспечение информационного взаимодействия со страховыми медицинскими организациями и формирование статистических отчетов. Работы по интеграции с медицинским оборудованием ведутся, но они далеки от завершения. Как и раньше, многие отчеты формируются в полуручном режиме, распечатываются, подписываются и сдаются в МИАЦ или Минздрав, там они вручную собираются в сводный. И это при наличии централизованной базы данных по медицинской помощи в регионе.
2. Как и 30 лет назад, работа врача с информационной системой является дополнением к его работе с бумажной историей болезни. Отсутствуют электронные подписи, и медицинская информация в базах данных не имеет документального характера. Работа с такой системой воспринимается врачом просто как дополнительная нагрузка, целью которой является формирование статистических отчетов для анализа его деятельности и счетов на оплату для страховых медицинских организаций. Совсем недавно, 29 декабря 2014 г., Правительство РФ выпустило распоряжение №
«Министерству здравоохранения Российской Федерации целесообразно обеспечивать утверждение форматов предоставления медицинских сведений и документов в электронной форме, порядок обмена такими сведениями, а также корректировку положений правовых актов в целях обеспечения ведения медицинской документации, учета медицинской информации и формирования отчетных форм в электронной форме, а также исключения дублирующего представления указанных сведений на бумажном носителе».
3. Остаются нерешенными вопросы защиты информации о состоянии здоровья. С одной стороны, её необходимо закрывать от просмотра, с другой — основной задачей ИС в медицине является оперативный доступ пользователей к данным. В лечебном учреждении фактически любой врач в любой момент времени может оказаться «дежурным» врачом, может замещать своего коллегу, может потребоваться его консультация в сложном случае. То есть в любой момент времени любому врачу может потребоваться любая информация по любому пациенту клиники. Администратору безопасности перенастраивать права доступа с такой оперативностью не удастся. И однажды, не предоставив доступ врачу к необходимой информации из-за ограничения прав, можно нанести ущерб здоровью пациента и подорвать доверие врача к ИС. Как разрешить такой парадокс? Сейчас при создании региональной системы каждый врач может получить полный доступ к медицинской информации любого жителя региона, а этот подход вряд ли можно признать правильным.
4. Медицинские информационные системы пока еще мало помогают врачу в его работе, не обеспечивают поддержку принятия решений. Хотя они должны не только поддерживать бизнес-процессы учреждения и отрасли, но и улучшать качество лечения пациентов.
В распоряжении Правительства РФ №
«...рекомендуется создание и развитие на региональном уровне информационных систем поддержки принятия врачебных решений и контроля за исполнением стандартов медицинской помощи...»
5. Медицинские организации взаимодействуют с десятками учреждений — Пенсионным фондом, Налоговой службой, Минфином, Министерством земельных и имущественных отношений, Федеральным казначейством, МИАЦ, Федеральной службой государственной статистики, страховыми медицинскими организациями, Фондом социального страхования и многими другими. Со всеми есть так называемое «электронное взаимодействие», но в реальности это означает, что у каждого ведомства существует программа, а иногда и несколько, с бесконечным повторением одних и тех же данных, и в эти программы нужно к определённому сроку вносить необходимую информацию. В результате требуется огромный штат сотрудников, задачей которых является «набивание» данных по требованиям разных ведомств. И объемы таких запросов растут с каждым годом.
6. Задача комплексной информатизации здравоохранения, процесс перехода от задач информатизации лечебных учреждений к задачам управления здравоохранением региона и страны на основе первичной информации об оказанной медицинской помощи пока решается недостаточно эффективно.
Новые возможности — новые перспективы
Несмотря на все имеющиеся проблемы и острую критику, звучащую в адрес информационных систем в здравоохранении, на сегодняшний день достигнуты очень большие результаты, о которых двадцать лет назад невозможно было и мечтать. Думаю, что в первую очередь успех обусловлен новыми техническими возможностями, появившимися за это время. Представьте, что мы на сегодняшний день обладали бы компьютерными технологиями начала
Надеемся, что продолжающийся прогресс технологий поможет нам в ближайшее время разрешить имеющиеся проблемы и достичь новых результатов.
Автор статьи — начальник отдела АСУ Республиканской клинической больницы им. Г. Г. Куватова (г. Уфа).