Купив контрольные пакеты в компаниях Platius и RuTarget группа Сбербанк вышла на рынок умной рекламы.
«Главный тренд современного бизнеса — все конкурируют со всеми», — заявил первый заместитель председателя правления Сбербанка Лев Хасис. Действительно, все перемешалось в мировом бизнесе. Google занялась разработкой машины без водителя, Apple решила не ограничиваться производством предметов роскоши — золотых айфонов, собранных вручную ювелирами Италии, и заявила о планах по созданию в
Не отстает от мировых тенденций и Сбербанк. Он тоже не хочет останавливаться на достигнутом, и задумывается о новых рынках. «Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!» — привел цитату из «Алиса в стране чудес» Лев Хасис.
Да, в бизнесе опасно долго почивать на лаврах. Пример — фирма «Кодак». Когда-то мировой лидер, создатель первого цифрового зеркального фотоаппарата, сейчас — практически банкрот.
Big Data — конкурентное преимущество Сбербанка
Сбербанк не хочет повторить судьбу «Кодака» и вкладывается в развитие. Думая не только о завтрашнем дне, но и о послезавтрашнем. Для этих целей в прошлом году был создан департамент развития цифрового бизнеса, которой следит за развитием информационных технологий и ищет им применение в банковском секторе.
Впрочем, основные тенденции и так понятны. Это Big Data, Data mining, облачные технологии, мобильность и социальные сети. Вопрос только в том, как их использовать, опираясь на свои конкурентные преимущества.
А такие преимущества у Сбербанка есть. Прежде всего, самая большая в России клиентская база. Есть огромные возможности для бизнес-аналитики и использования технологий больших данных. Для их реализации Сбербанк приобрел контрольный пакет в RuTarget, разработавшей рекламную платформу Segmento. То есть банк решил выйти на новый рынок — рынок умной рекламы.
Будущее — в предиктивной рекламе. Об этом говорит и успешный опыт использования «умной» рекламы ведущими американскими компаниями, например Procter & Gamble и American Express. Использование данных о поведении пользователя делает рекламу в
Эффективная банерная реклама нового поколения, предлагаемая рекламодателям Segmento, основана на разработанной RuTarget платформе, включающей системы больших данных и искусственного интеллекта.
Технология Segmento обрабатывает огромный объем данных о поведении людей в сети. Какие страницы посещал пользователь, какие делал поисковые запросы, чем интересовался в соцсетях. На основе этих данных платформа позволяет предсказывать действия целевых пользователей и точно таргетировать рекламу во всех онлайн-каналах. Обработка информации, содержащейся в клиентских базах Сбербанка, может сделать такое таргетирование сверхточным.
Задача не простая. За то время, которое на ваш компьютер грузится страничка сайта, надо вас идентифицировать, провести анализ ваших интересов и вывести в окно для рекламы именно ту, которая вас заинтересует. Но это именно то, что нужно рекламодателю. А интересная для вас реклама не вызовет отрицательных эмоций, что уже хорошо и для владельца сайта.
Приобретение Сбербанком Segmento — заметное событие не только для российского рынка. Никогда еще компания, занимающаяся алгоритмической рекламой, не получало в свое распоряжение такую большую клиентскую базу, как база Сбербанка. Интересно, насколько эффективно она сможет ей воспользоваться.
Наше будущее — мобильные платежи
Интересна и вторая новость Сбербанка — покупка контрольного пакета в компании Platius, создавшей систему лояльности и мобильных платежей.
Мобильность — безусловный тренд в развитии информационных технологий. Это хорошо понимают и в самом крупном банке нашей страны. Более того, как считает Лев Хасис, именно за мобильными платежами будущее. Именно мобильные платежи, а не пластиковые карты, станут стандартом для большинства розничных бизнесов. К 2019 г. в России количество пользователей мобильных платежей превысит 40 млн. человек. И цель Сбербанка — предоставить сервис Platius как минимум для половины этих людей. И это не утопия. Ведь уже сейчас, например, доля Сбербанка на рынке ипотечного кредитования достигает 50%.
Мобильный чекаут набирает популярность во всем мире. Этот сервис планируют использовать 37% ресторанов в США. Особенно перспективным выглядит использование мобильного чекаута на бензоколонках и при оплате парковки. Дойдет дело и до магазинов.
Сейчас сервис Platius ориентирован в основном на предприятия в сфере гостеприимства. Совладельцами компании Platius являются Григорий Гуревич — совладелец компании UCS, российского разработчика профессиональных программных продуктов для автоматизации ресторанов, гостиниц, кинотеатров, игровых развлекательных центров, фитнес-клубов и различных спортивно-оздоровительных предприятий, и частные инвесторы Давид Ян и Максим Нальский — создатели и совладельцы компании iiko («Айко»), специализирующейся на автоматизации небольших заведений быстрого обслуживания. По сути, Platius — это новое название системы iiko.net, которая насчитывает уже 2,2 млн. пользователей в России и популярна у посетителей ресторанов.
Как работает система Platius? Когда в ресторане вам приносят счет, вы можете увидеть на нем промокод (штрихкод). Отсканировав его с помощью веб- или мобильного приложения Platius, вы получите бонусные рубли, которыми можно будет расплатиться при следующем посещении, а также оплатить счет привязанной платежной картой. При этом вы не рискуете своей пластиковой картой (вы ее не забудете и никто из персонала не перепишет ее данные, включая СVС-код).
Это понятно, в целом тут нет ничего нового. Новое — в привязке к системе Platius программ лояльности клиентов. Сейчас у вас на руках множество дисконтных карт разных ресторанов и магазинов. Часто вы хотите что-то купить и тут обнаруживаете, что забыли дисконтную карту дома. Если программы лояльности построены на базе Platius, то все карты находятся в одном приложении. Их не нужно носить с собой — скидки при оплате будут начислены автоматически.
Разработчики планируют пойти дальше. И тогда, вы, сидя в машине, уже сможете увидеть меню и оплатить заказ, а приехав в ресторан сразу получить блюда. Более того, информация о уже сделанных заказах будет анализироваться, и к вам на телефон будут поступать предложения уже по вашим любимым блюдам и с вашими персональными скидками.
Технически система Platius — облачное решение, интегрирующее кассовые программы предприятия с мобильными приложениями клиента и осуществляющая связь заказа и чека с покупкой. В принципе, ничего нового. Новое — связь с крупнейшим в стране банком.
Если раньше Сбербанк мог увидеть только то, что вы посетили такой-то ресторан и оплатили в нем чек на такую-то сумму, то теперь сможет увидеть и все заказанные блюда. А это поможет составить еще более точный портрет его клиента. И сделать еще более точным рекламное предложение. Например, предложить не просто кофе, а ваш любимый каппучино.
На заре компьютеризации для определения искусственного интеллекта использовался тест Тьюринга. Потом стала популярен другой тест. Человек подходит к компьютеру и говорит:
— Что?
— Что, что? — отвечает компьютер.
— Сам знаешь ...
И тогда компьютер, действительно обладающий искусственным интеллектом, дает ответ.
И вот дать ответ человеку, который сам точно не знает, чего он хочет, одна из задач «умной» рекламы.
В целом, подводя итоги, можно сказать, что Сбербанк действительно не стоит на месте, а движется. Причем движется, говоря словами Льюиса Кэрролла, «вдвое быстрее». Его выход на рынок умной рекламы выглядит вполне своевременным и довольно логичным.