В последний день марта стало известно, на какие цели планируется потратить 554,5533 млн. руб. субсидий, выделенных из федерального бюджета субъектам РФ на реализацию мероприятий, направленных на становление информационного общества в регионах в 2015 г. в рамках распоряжения правительства РФ №
Вот эти цели:
— создание (доработка) в целях предоставления услуг в электронной форме регионального сегмента единой федеральной межведомственной системы учёта контингента обучающихся по основным образовательным и дополнительным общеобразовательным программам;
— создание (доработка) в целях предоставления услуг в электронной форме единой региональной системы по управлению автомобильным и городским наземным электрическим транспортом, регулярно перевозящим пассажиров и багаж;
— перевод государственных услуг по регистрации актов гражданского состояния и выдаче охотничьего билета в электронную форму с использованием единых форм предоставления государственных услуг, размещённых в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (ЕПГУ).
Мы обратились к топ-менеджерам ряда крупных интеграторских компаний с просьбой оценить, какое влияние окажут данные субсидии на уровень информатизации регионов и региональный ИТ-бизнес.
«Субсидии из федерального бюджета, безусловно, помогут регионам быстрее решить задачи по информатизации местных органов власти, — считает руководитель департамента по работе с государственным сектором компании ФОРС Андрей Бурин. — Причем от этого выиграют все — не только региональные ИТ-компании, многие из которых, кстати, являются филиалами или дочерними подразделениями московских, но и столичный ИТ-бизнес. В наших совместных интересах объединение усилий с целью создания в регионах развитой и современной ИТ-инфраструктуры. Выделение дополнительных финансовых средств обеспечит их ресурсами, которых многим так не хватает. Опыт прошлых лет показал, что данные средства расходуются адресно, по целевому назначению и способны значительно улучшить непростую ситуацию, сложившуюся в ряде регионов».
Положительно оценивает выделение регионам из федерального бюджета полумиллиардных субсидий и заместитель генерального директора, директор департамента по работе с государственными органами компании «Ай-Теко» Константин Чикин. Он считает, что «в условиях сокращения инвестиционных проектов и секвестрования бюджета государство приняло очень своевременное решение по адресному субсидированию региональных проектов. Сейчас ИТ-рынок перестраивается на использование решений отечественных производителей и заполняет пустые ниши, а между тем правительство адресно оценивает приоритеты программы „Информационное общество“ и с помощью данного постановления поддерживает ряд региональных систем. Важность такого шага мы сможем оценить через несколько лет, когда финансирование восстановится в полном объеме, но при этом регионы уже будут обладать работоспособными системами для оказания государственных услуг».
Примерно в том же духе высказывается и технический директор R-Style Александр Ланин: «Это очень полезная инициатива, особенно в современных экономических условиях. Распределение более чем 500 млн. рублей на различные регионы РФ позволит в какой-то степени продолжить развитие ИТ-инициатив, которые в противном случае, скорее всего, были бы просто заморожены. Таким образом, ИТ-бизнес в регионах однозначно получит „глоток свежего воздуха“, но по основным направлениям преимущества останутся за более опытными компаниями, у которых больше ресурсов для реализации подобных проектов. Согласно действующему законодательству государственные учреждения будут объявлять тендеры на реализацию тех или иных проектов, и это дает шанс ряду российских поставщиков и разработчиков ИТ-решений получить дополнительные заказы. Часть из них, безусловно, останется в регионах и поможет пережить кризис небольшим ИТ-компаниям, которые возьмут на откуп аутсорсинг каких-то функций, поставки нового оборудования или, например, разработку дополнительных программных компонентов и интерфейсов».
Кроме того, он отмечает, что «наиболее крупные заказы, в частности, касающиеся межведомственного взаимодействия, скорее всего, получат крупные системные интеграторы, способные работать не только на региональном, но и на федеральном уровне. То же самое касается оптимизации транспорта и перевозок, ведь представительства крупных игроков могут сделать более взвешенные предложения, так как у них есть опыт реализации подобных проектов управления транспортом и другими системами».
В то же время есть в распоряжении правительства РФ №
Он также обращает внимание на то, что на сегодняшний день региональные информационные системы, во-первых, не в такой степени зрелости, как на федеральном уровне, а во-вторых, представляют собой достаточно большой зоопарк мелких разработок, что влечет за собой проблемы с сопровождением и развитием. Вадим Деянышев считает, что данные субсидии окажут положительное влияние на развитие региональных министерств информатизации и связи, а также на их становление как центров влияния на развитие ИТ-индустрии регионов. А ещё он возлагает надежды на типизацию и укрупнение тех решений, которые в регионах уже развернуты, и надеется на конкуренцию между регионами за субсидии. «Там, где регионы нельзя простимулировать с помощью указаний и решений правительства, подобные субсидии заставляют их относиться к своей деятельности более ответственно», — считает Вадим Деянышев.
На «зоопарк разработок», используемых в регионах, обращает внимание и руководитель направления департамента отраслевых решений компании «Техносерв» Юрий Цой. «В настоящее время на всех уровнях образования в регионах используются системы различных производителей с различным далеко не унифицированным составом данных. Безусловно, ИТ-компаниям придется решать задачи унификации и консолидации данных о детях и образовательных организациях из существующих разрозненных региональных информационных систем баз данных различных ведомств (ЗАГС, Пенсионный фонд, ФМС и др.)... Важными задачами, которые необходимо решать при переводе услуг ЗАГС в электронный вид на ЕПГУ, остаются такие, как необходимость объединения данных информационных ресурсов по всей стране, перевод в электронный вид огромных массивов информации из архивов органов ЗАГС (ежегодно органами ЗАГС регистрируется более 6 млн. актов гражданского состояния и совершается более 11 млн. иных юридически значимых действий)», — отметил он.
Два момента, на которые необходимо обратить внимание, выделяет Андрей Бурин. Первый из них заключается в том, что было бы полезно предоставить регионам большую свободу в выборе направлений информатизации при подаче заявки на субсидии. Сейчас эти цели строго зафиксированы. Второй момент заключается в том, что необходимо обеспечить возможность уточнения задач, на которые были выделены средства, в течение года, поскольку ситуация меняется, и нужно исходить из жизненных реалий и особенностей конкретного региона. «Такая двусторонняя связь поможет действовать более эффективно», — полагает Андрей Бурин.
А вот что говорит о степени значимости полумиллиардных субсидий Юрий Цой: «В целом, учитывая что суммарное финансирование региональных ИКТ-проектов в 2015 г. ожидается на уровне 70 млрд. руб., а общий объем субсидий из федерального бюджета составляет 554 млн. руб. (т. е. около 8% от общей суммы), выделяемые субсидии не окажут существенного влияния на региональный бизнес крупных ИТ-компаний и системных интеграторов».
В то же время он считает, что выделяемые субсидии помогут субъектам РФ продолжить работы по созданию и развитию ряда региональных систем, реализации услуг в электронном виде: «Правительство с помощью механизма субсидирования из федерального бюджета сфокусировало внимание субъектов РФ в 2015 г. на оптимизации нескольких услуг в электронной форме, которые в соответствии с „Концепцией развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде“ входят в число приоритетных региональных услуг. Одновременно этот механизм будет способствовать и достижению целевого показателя „Доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме“, который по итогам 2015 г. должен составить 40%».