На днях на сайте РБК появилась статья «Google начала переносить сервера в российские дата-центры», сразу попавшая в топ-список текущих публикаций и вызвавшая заметный интерес у интернет-аудитории. Информационным поводом для статьи стало проведенное накануне в Минкомсвязи совещание по вопросам подготовки к вступлению в силу с 1 сентября федерального закона 242 от 21.07.14 о хранении персональных данных. Однако публикация, на мой взгляд, получилась довольно странной — ключевая суть актуальной для российского ИТ-рынка (не только для компаний-поставщиков, но в первую очередь для огромной массы потребителей) проблемы в ней упоминается как-то мимоходом. При этом статья, делая акценты на частные факты, подводит читателей к выводам, которые, как представляется, не очень соответствуют действительности. Так, со ссылками именно на РБК сразу появились публикации в других СМИ, где прямо указывалось, что «Google уже хранит данные россиян в России», хотя таких сведений в тексте исходной статьи не содержалось.
Поскольку мне в течение последнего года неоднократно приходилось писать по данной теме (см. «С законами о персональных данных нужно серьезно разбираться» и «О законодательном регулировании Рунета в 2014 году»), хотелось бы высказать свои соображения по данной теме.
Острота вопроса повышается
В целом проблема выглядит понятно: приближается время вступления в силу
Для беспокойства есть объективные причины и потому, что имеющийся опыт реализации принятых в прошлом году законов о регулировании российского Интернета показывает, что авторы этих актов не учли важные аспекты функционирования данной сферы, и потому содержащиеся в них требования порой или работают не очень хорошо, или не работают вовсе.
Краткая история вопроса
Напомним, что закон
В качестве обоснования необходимости принятия закона (его авторами была группа депутатов) говорилось о задаче повышения безопасности хранения ПД. Однако уже на начальной стадии дискуссий по теме было показано, что декларируемая цель с помощью данного акта будет не только не достигнута, но, возможно, даже будет получен обратный результат. В качестве доводов в пользу закона приводилось и то соображение, что он будет способствовать повышению загрузки мощностей российских дата-центров, хотя специалисты отмечали, что собственно ПД потребляют довольно незначительную долю ресурсов хранения информации. В менее официальных комментариях высказывались мнения о том, что закон нужен, чтобы государство получило юридические возможности по управлению доступа россиян к зарубежным интернет-ресурсам, а также для обеспечения доступа к персональной информации граждан страны со стороны правоохранительных служб.
В исходном варианте закона предусматривалось введение его в действие с 1 сентября 2016 г. (имея в виду необходимость подготовиться операторам к его технической реализации), но буквально сразу после принятия акта сами его авторы внесли предложение об ускорении запуска закона, предложив назначить его старт на 1 января
Однако еще осенью все чаще стали звучать мнения о том, что данный закон требует именно содержательной корректировки, поскольку отдельные его статьи имеют неоднозначное толкование, а реализация некоторых положений может войти в конфликт с общественными интересами, с перспективами развития экономики страны и с принятыми Россией международными обязательствами. В частности, именно вопрос о необходимости ревизии закона ставил тогда назначенный летом прошлого года на должность интернет-омбудсмена Дмитрий Мариничев. Еще в ноябре он отправил письмо президенту Путину с предложением пересмотреть положения закона в сторону его смягчения, поясняя там, что существующий вариант ставит под угрозу отключения жителей страны от практически всех зарубежных интернет-сервисов. Омбудсмен предлагал включить в закон положение о том, что персональные данные россиянина могут храниться за границей, если сам пользователь даст на это согласие (такое положение есть в законодательствах ряда европейских стран). Кроме того, в письме говорилось о необходимости участия экспертного сообщества в обсуждении принимаемых в стране законодательных норм.
После отсрочки ввода в действие закона на восемь месяцев острота публичных дискуссий спала, но тема все же продолжала развиваться. Роскомнадзор (РКН) начал говорить подзаконные акты с уточнением положений законов, которые неоднозначно воспринимались ИТ-экспертами. Так, например, РКН решил, что персональные данные россиян должны храниться ТОЛЬКО в России, хотя такого требования в законе не было. В то же время нарастала озабоченность относительно негативных последствий выполнения требований закона со стороны разного рода российских ОПД (сервисы по продаже авиабилетов и бронированию отелей, туроператоры и представили других видов деятельности, глубоко интегрированных в мировое информационное пространство).
При этом нужно отметить, что ситуация с
Будет ли работать закон?
Вспомнив предысторию темы, вернемся теперь к статье РБК и к вопросу, который там явно не обозначен, но которому, по сути, посвящена публикация: собираются ли зарубежные ОПД (а это практически все иностранные интернет-сервисы) выполнять требования
Из «утечек» можно сделать вывод, что целью собрания было выяснить, как перспектива введения в действие
Дело в том, что увеличение вычислительных мощностей в «стране пребывания» зарубежными провайдерами является совершенно нормальным делом, отражающим просто факт расширения здесь ее бизнеса. Ведь хорошо известно, что при определенном объеме операции выгоднее размещать вычислительные ресурсы ближе к месту их потребления, чем гонять информацию по магистральным каналам связи с одного конца планеты на другой.
Проблема же, к сожалению, заключается в том, что вполне вероятно, что
Отстраненная позиция Минкомсвязи
Весьма примечательно и то, что в обсуждаемой публикации ничего не сказано о том, к каким же выводам или решениям пришло собрание в министерстве. При этом хотелось бы обратить внимание на заключительную фразу статьи: «Представитель Минкомсвязи отметил, что закон о хранении персональных данных писали депутаты, а министерство к его созданию не привлекалось, поэтому формулировки „не идеальные“». Из нее можно сделать вывод, что Минкомсвязи признает необходимость корректировки закона, но при этом подчеркивает свою изначальную непричастность к нему. В последнее верится с трудом, но если же допустить вариант «непричастности», то тогда встает вопрос о компетентности министерства, поскольку речь идет именно о его сфере ответственности.
В этой связи должен напомнить о случае, произошедшем летом прошлого года. В начале июля в Москве проходила конференция по облачной тематике, на которой с пленарным докладом как раз по теме нормативного регулирования облачных ИТ-услуг выступал начальник отдела развития единого информационного пространства и правового обеспечения вопросов защиты информации Минкомсвязи Иван Зимин. Тогда ему был публично задан вопрос: что Минкомсвязи думает по поводу
Тут также нужно вспомнить, что еще год назад Минкомсвязи заявило о намерении подготовить закон о регулировании облачных ИТ-услуг, который поначалу хотели ввести в действие с января 2015 года. Но за это время в Интернете были опубликованы лишь два предварительных варианта законопроекта (не переданных на рассмотрение в правительство), о дальнейшей его судьбе ничего не известно.
Что же делать с 242-ФЗ?
То, что российские ОПД будут выполнять закон и что для них его реализация не представляет принципиальных трудностей, вполне понятно. Проблема заключается, что делать с зарубежными ОПД, и тут есть два вопроса, которые задавались еще год назад на этапе зарождения проекта закона:
— Распространяется ли юрисдикция российского закона на зарубежные ОПД-компании?
— Что делать с зарубежными нарушителями закона?
Еще летом прошлого года в ответах экспертов на первый вопрос звучал вариант «а куда они денутся?». Однако уже имеющийся опыт законоприменения говорит сейчас, скорее, об обратном. Напомним, что тогда же был принят и «закон о блогерах»
Вполне вероятно, что и в
Если же говорить о возможной коррекции закона, то начинать, конечно, нужно с определения его целей и задач. Как еще зимой заметил весьма авторитетный российский интернет-эксперт: «Если цель закона иметь возможность отключения Google и Facebook, то обсуждать вопросы его изменения и даже исполнения — бессмысленно. Если же есть другие цели, то их нужно сформулировать, а после этого начать изучение средств их достижения».