Компания J’son & Partners Consulting представила краткие итоги исследования российского рынка видеоконференцсвязи (ВКС) в сегменте B2G. В рамках исследования была проанализирована документация по тендерам с сайта zakupki.gov.ru с 2012 по 2014 гг.
В ходе исследования были разобраны тендеры, включающие в себя оказание услуги ВКС, поставку оборудования, а также комплексную поставку «под ключ», которая, в свою очередь, включает в себя как само оказание услуги, так и поставку оборудования для видеоконференцсвязи. При анализе были исключены государственные коммерческие компании и незавершенные тендеры.
Сегодня системы видеоконференцсвязи стали повседневным инструментом общения в государственном секторе. В настоящее время важность видеоконференций заключается в значительном сокращении расходов, в частности, на командировки, что особенно важно в текущих условиях экономической нестабильности. Однако проведенный мониторинг государственных тендеров показал, что в 2014 году число завершенных тендеров по услуге ВКС снизилось почти в два раза — до 221 шт.
Падение числа тендеров произошло за счет уменьшения заказов от таких государственных структур, как администрации и префектуры, образовательные и медицинские учреждения, региональные департаменты связи и массовых коммуникаций, пенсионные фонды, суды и прокуратуры, специальных учреждений государственного заказа. Таким образом, четко прослеживается тенденция отказа от услуги в 2014 году, которая выражается в том, что отсутствует повторение тендера, проведенного годом ранее на оказание рассматриваемых услуг. Стоит также отметить, что основное снижение числа тендеров наблюдается среди тендеров, рассчитанных на закупку оборудования.
Тем не менее в 2014 году положительную динамику по числу завершенных тендеров на услугу ВКС показали МЧС, противопожарная и налоговая службы.
При анализе тендеров было отмечено изменение в структуре услуги видеоконференцсвязи. По данным J’son & Partners Consulting, доля тендеров по виртуальным ВКС на протяжении последних трех лет увеличивалась, она возросла с 1 % в 2012 году до 9 % в 2014 году, что говорит о начале процесса замещения классических ВКС виртуальными.
В этой связи показателен тот факт, что в 2014 году услуги виртуальной ВКС стали входить в состав тендеров комплексных услуг унифицированных коммуникаций. В 2014 году на долю таких тендеров пришлась почти половина от всех тендеров по виртуальной ВКС. Таким образом, услуга ВКС становится частью пакетного предложения услуг по передаче данных. По итогам 2014 года 23 % завершенных тендеров по услугам унифицированных коммуникаций содержат предоставление услуги виртуальной ВКС.
Государственные учреждения продолжают сокращать расходы, и данный тренд, очевидно, связан с экономическими соображениями при выборе виртуальных решений по сравнению с организацией «классической» ВКС.
В течение последних трех лет на отечественном рынке ВКС в сегменте B2G можно выделить следующие тенденции: число подключаемых (вновь вводимых) портов снизилось на 40 %; с 2012 года средняя скорость в Мбит/с на один порт подключения увеличилась на 60 %; средняя стоимость подключаемого порта возросла почти на треть; наблюдается начальный рост доли виртуальных ВКС; услуга виртуальной ВКС становится частью комплексных услуг унифицированных коммуникаций.
Следует отметить, что помимо традиционного оборудования ВКС практикуются также мобильные и облачные ВКС. Облачные решения рассчитаны на удешевление и упрощение инфраструктуры, а мобильные позволяют осуществлять передачу видеоинформации с мест непосредственных работ и событий, а также проводить консультации с удаленно работающими экспертами.