Представьте себе прогулку по магазинам, где продаются товары, у которых нет базовых стандартов. Вы заходите в гипермаркет и покупаете для дома настольную лампу. Но прежде чем подключить ее в сеть, вам надо сначала купить подходящий штепсель, зачистить концы шнура питания, прикрепить их к контактам вилки, и только потом можно вставить штепсель в стенную розетку. А прежде вы еще должны купить лампочку и, возможно, вручную подвести к ней проводку внутри светильника.
Так и было на заре использования электричества, когда люди хотели осветить лампой свой дом или офис. К счастью, еще примерно лет сто назад были сконструированы стандартные штепсели и патроны, и в продажу в большинстве случаев стали поступать товары, соответствующие принятым стандартам.
Но даже сегодня для широкого круга электрических приборов система глобальных стандартов фактически отсутствует, в чем вы наверняка убеждались, пытаясь использовать одно и то же зарядное устройство к сотовому телефону в США и Европе, где типы электрических розеток и напряжение в сети все еще разные.
Я беседовал о таких стандартах с Энгусом Робертсоном в перерыве конференции 2015 Cloud Innovation Summit, проходившей 24 апреля в Тибуроне (шт. Калифорния). Робертсон является сопредседателем маркетингового комитета Open Cloud Connect — отраслевого объединения, пытающегося сделать для облачных сервисов то же, что сделал для электрических приборов стандартный штепсель.
Робертсон обратил внимание, что всякий раз, когда компания хочет сменить поставщика облачного сервиса или просто использовать дополнительный сервис, она тратит массу времени и сил, чтобы наладить новое подключение. По его словам, это по существу ручной процесс, и переход с одного облачного сервиса на другой может занимать не один месяц.
Open Cloud Connect (OCC) хочет сделать так, чтобы все это происходило автоматически, с минимумом лишних затрат, и предприятия могли быстро и легко подключаться к нужному облачному сервису. «Наше видение состоит в том, что должны существовать сервисы, операторы которых могли бы обеспечивать быстрое и легкое подключение к ним, — сказал Робертсон. — Или же должна существовать возможность выйти на соответствующий портал и подключиться через него к сервису самостоятельно».
Для приближения к этой цели группа OCC опубликовала референс-архитектуру открытого облака, охватывающую экосистему облака, его сервис-провайдеров и корпоративное ПО. «В этой референс-архитектуре мы описали местонахождение всех этих различных интерфейсов, стандартную терминологию и наименования», — сказал Робертсон. OCC создает стандарты названий и другую стандартную терминологию для уровней, точек сопряжения и т. п.
По словам Робертсона, есть идея использовать для построения стандартов философию разработок DevOps или Agile, включая деятельность лаборатории, занимающейся постоянным тестированием различных сценариев использования, разработанных членами OCC. «Сейчас мы прорабатываем первые четыре сценария использования сервисов», — сказал Робертсон. Новые сценарии планируется создавать через каждые шесть—девять месяцев. Первая четверка сценариев стандарта Open Cloud Connect включает защищенные и управляемые облачные сервисы, коммуникации в реальном времени как сервис, динамическое сквозное соединение, а также обеспечение мобильности и резервирования виртуальных машин.
«Мы планируем выпустить наш первый стандарт интерфейсов и сервисов в ноябре 2015 г. к Gen15 Conference», — сказал Робертсон. Эта конференция (Global Ethernet Networking) состоится в г. Далласе в середине ноября.
Необычность OCC по сравнению с другими организациями по стандартам заключается в том, что она начала работать еще на раннем этапе развития облачных вычислений. Хотя уже существует множество облачных сервисов, облака еще не дозрели до всеобъемлющего распространения.
Группа OCC рассчитывает избежать напрасной траты месяцев и лет на развитие тупиковых вариантов и неработающих стандартов, как это нередко бывало в других областях корпоративных ИТ-разработок. Эта цель будет понятна всем, кто помнит сетевые войны и годы, прошедшие в конкуренции стандартов сетевой технологии.
Специфика периода сетевых войн состояла в том, что компании пробовали сначала одно, потом другое, бесполезно теряя драгоценное время и еще более драгоценные деньги. Даже выигравший в конечном итоге стандарт Ethernet прошел через этап битв собственных внутренних стандартов. В итоге целое десятилетие было потрачено напрасно, затормозив внедрение сетевой технологии во всем мире, а в сфере ИТ десять лет почти равносильны вечности.
Идея установления стандартов, которые позволят раскрыть полный потенциал облачных вычислений, принесет гигантскую пользу всем компаниям, собирающимся использовать любую разновидность облачных сервисов. Доступ к облачным ресурсам станет более простым и быстрым, и предприятия смогут сконцентрировать внимание на наилучшем использовании своих данных вместо траты сил на преодоление различных технических проблем.
Хотя еще слишком рано говорить о том, станут ли эти стандарты катализатором повсеместного распространения облачных вычислений, когда они станут естественным выбором всех предприятий, можно ручаться, что отсутствие стандартов в предстоящие годы сделает внедрение облачных вычислений более затратным и трудоемким, чем это должно быть на самом деле.