Год назад был принят закон о создании Национальной системы платежных карт (НСПК), дата окончания проекта — 1 апреля 2015 г. К сожалению, нужно признать, что далеко не всегда наши государственные ИТ-проекты укладываются в намеченные сроки, но в данном случае можно констатировать, что разработчики рапортовали о запуске НСПК в заданный день. C этого момента начался масштабный перевод российской банковской системы на новую отечественную процессинговую платформу со всеми неизбежными трудностями переходного периода. Тем не менее речь идет об одном из самых значимых для нашей страны проектов (можно даже сказать ИТ-проектов, поскольку ИТ играют в нем основополагающую роль), и опыт его реализации представляет большой интерес. Особую значимость проекту придает то, что он выполнялся под флагом импортозамещения и представляет собой пример реализации этой идеи на практике.
С первым подробным рассказом о ходе создания НСПК на прошедшей накануне Первомая в Москве конференции Huawei Cloud Conference Russia 2015 выступил заместитель директора НСПК Сергей Бочкарев.
Предыстория вопроса
НСПК — не первая попытка создания отечественной платежной системы. В 2010 г. стартовал проект «Универсальная электронная карта» (также в исполнение принятого тогда закона), который проводился под эгидой правительства России, а фактическим архитектором и исполнителем проекта был назначен Сбербанк. Амбициозность проекта заключалась в том, что УЭК должна была выполнять не только функции банковской карты, но и выступать универсальным идентификационным средством гражданина страны (паспортные данные, сведения о ключевых персональных документах, электронная подпись, проездной билет и пр.). Поголовная выдача УЭК намечалась на 1 января 2014 г., но в 2013 г. этот срок был перенесен ровно на год.
Однако грянувший в марте
Ход проекта
Как сообщил Сергей Бочкарев, фактически проект НСПК стартовал в сентябре 2014 г. Именно тогда была определена принципиальная архитектура системы и началось оперативное формирование команды разработчиков. Разумеется, вся эта работа велась не с нуля. Использовался, в частности, многолетний опыт российских банков и специализированных компаний по созданию и поддержке инфраструктуры отечественной банковской системы для работы с теми же Visa и MasterCard. Однако многие принимаемые решения были оригинальными, тем более что нужно было учитывать сложную геополитическую ситуацию. Так, было решено создавать НСКП полностью на Intel-архитектуре, а основным поставщиком оборудования (серверы, сети, устройства хранения) была выбрана китайская Huawei, хотя по ряду позиций, например по ленточным накопителям, использовалась также техника западных вендоров.
Поставка оборудования выполнялась в ноябре, а монтаж двух основных ЦОДов в Москве и доводка ПО — с начала декабря по середину января. Причем моделирование и тестирование оборудования сначала производилось в исследовательском центре Hauwei в г. Шеньчжене и на специальной площадке в Москве, а уже потом техника переносилась и монтировалась в реальные дата-центры. Разумеется, в ходе реализации проекта возникали непредсказуемые трудности. В частности, при опытных испытаниях были обнаружены проблемы с пропускной способностью и отказоустойчивостью сети, они решались совместными усилиями российских и китайских специалистов: была проведена оптимизация микрокодов для сетевого оборудования. Сергей Бочкарев при этом особо отметил, что все работы велись с большим энтузиазмом: многие сотрудники работали сверхурочно, в том числе в выходные дни.
Уже в конце января к НСПК были подключены первые семь банков, в феврале система была переведена в режим опытной эксплуатации, по состоянию на 16 марта в ней работало уже 77 участников в 16 городах страны, а с 1 апреля, как и было запланировано, НСПК начала функционировать в рабочем режиме. С этого момента идет последовательное подключение к системе банков страны, с постоянным увеличение выполняемых операций.
На конец апреля деятельность НСПК характеризуется такими параметрами: всего 170 сотрудников, дежурная смена — 12 человек, три ЦОДа (два рабочих и один резервный) с общей потребляемой мощностью 110 кВт, 119 серверов (трех типов, с общим числом процессоров 290), 1000 Тб дискового пространства, 500 сетевых устройств (1700 сетевых портов, 30 точек Wi-Fi), 224 канала связи, 330 позиций в закупочной спецификации.