Начиная с текущей версии в семействе официальных дистрибутивов Ubuntu будет ещё одно решение для развёртывания десктопной платформы — Ubuntu MATE. Этот рабочий стол представляет собой форк GNOME 2, разработка которого началась после появления третьей версии интерфейса, вызвавшей достаточно негативную реакцию у значительного числа пользователей.
А Unity, который уже в настоящее время играет роль основного десктопа системы Ubuntu, сделан на основе Gnome 3. Конечно, некоторые неприятные особенности прародителя разработчики Canonical смогли устранить, но от концепции всё равно никуда не денешься, поэтому Unity по сути представляет собой всего лишь модернизированный Gnome 3. И упрёков в адрес этого интерфейса со стороны пользователей тоже хватает.
Если для дистрибутива, развиваемого сообществом, подобные мелочи можно не принимать во внимание, то для продукта коммерческой компании такое положение вещей чревато потенциальными убытками. Впрочем, справедливости ради следует заметить, что хвалебных слов в адрес Unity не меньше, чем ругательных. Поэтому пока нет веских оснований говорить о окончательном провале революционной концепции основного рабочего стола Ubuntu на десктопах.
Тем не менее, никакие перемены не проходят безболезненно. Конечно, Unity можно придать некий консервативный вид, но он отличается от привычного Gnome 2, как тощая корова от газели. Поэтому окончательный и безальтернативный переход на Unity вызовет некоторую потерю корпоративных пользователей, традиционно не любящих экспериментов над собой. Насколько их будет много — пока можно только гадать.
Очевидно, что самое простое решение в данной ситуации — помимо Unity предложить пользователям и тот самый старый добрый Gnome 2. Который с 2011 г. развивается под именем MATE. И на сегодняшний день достиг вполне пригодного для работы состояния. В частности, именно на MATE основана отечественная система «Альт Линукс 7.0 Кентавр» и один из вариантов дистрибутива Linux Mint, в основе которого лежит пакетная база Ubuntu.
Благодаря последнему обстоятельству Ubuntu MATE и Linux Mint MATE похожи друг на друга если не как близнецы, то как родные братья. По крайней мере, более «одинаковых» дистрибутивов, вероятнее всего, не существует.
Разумеется, говорить о полной тождественности нельзя — Linux Mint уже давно представляет собой нечто большее, чем просто хорошо настроенная Ubuntu. У него есть собственная реализация системы управления пакетами, оригинальный инструментарий установки ПО, средство для тестирования разрабатываемых компонентов и т. д.
Для некоторых пользователей подобные отличия могут носить принципиальный характер. Но большинство вряд ли их даже заметит. В частности, если говорить про установку пакетов, то они будут применять привычный apt-get, иногда даже не подозревая о наличии aptitude в Ubuntu или apt в Linux Mint. Или просто не видя необходимости в освоении новых инструментов.
Если говорить о десктопном дистрибутиве (а Ubuntu MATE именно такой), то 99% всех необходимых пользователю операций определяется исключительно возможностями рабочего стола. MATE в этом смысле практически самодостаточен — к общесистемным функциям приходится прибегать разве что для тонкой настройки тачпада.
От системной составляющей дистрибутива требуется немногое — отсутствие критических ошибок и большая пакетная база. Ubuntu в этом отношении не вызывает нареканий.
В частности, если программа работает в Linux, то практически наверняка есть готовый пакет для Ubuntu. Более того, у некоторых приложений есть пакет только для Ubuntu. Конечно, аналогичное качество есть и у Linux Mint. По крайней мере до тех пор, пока существует его полная совместимость с прародителем.
Принятие Ubuntu MATE в семью официальных дистрибутивов мало что изменит для конечного пользователя — разве что образы установочных дисков теперь будут размещены не на сайте проекта, а на основном сервере Canonical. В то же время разработчики проекта получают множество преимуществ, связанных с доступом к инфраструктуре Canonical.
Резонно предположить, что именно ради разработчиков и было принято это решение. Тем более, что для развития MATE оно будет весьма полезно.
Несмотря на то, что у многих пользователей MATE прочно ассоциируется с Linux Mint, у этого дистрибутива есть собственный рабочий стол Cinnamon, который с самого начала разрабатывается участниками проекта. Разумеется, он и получает основные ресурсы.
Canonical же, в свою очередь, при благоприятных обстоятельствах может предложить команде разработчиков MATE очень многое. Прежде всего — официальную техническую поддержку системы Ubuntu MATE, что сразу увеличит число её корпоративных пользователей, за счёт которых можно активней развивать этот перспективный и востребованный интерфейс (который, к тому же, пока неплохо развивается и без их помощи, поэтому больших затрат не потребует).
Впрочем, возможно, никакого тайного смысла в появлении Ubuntu MATE и вовсе нет. Просто появилась ещё одна сборка, которая будет существовать наряду с Kubuntu, Lubuntu, Xubuntu и Ubuntu GNOME. Наверняка у неё появится свой круг поклонников, считающих, что лучше системы и быть не может.
Тем не менее, этот сценарий также вполне оптимистичен для небольших ИТ-компаний, занятых внедрением и поддержкой Linux. Если заказчику нравится Ubuntu, но не нравится Unity, то можно предложить ему альтернативный вариант с привычным рабочим столом. Причём, тоже официальный. Как говориться, система «та же самая, только другая».
Заказчику же, в свою очередь, тут следует держать ухо востро. Понимать, что в данном случае официальный статус означает не полную поддержку решения, а всего лишь разрешение на использование некоторых элементов инфраструктуры проекту, соответствующему определённым условиям. Впрочем, наверняка будут некоторые положительно влияющие на процесс разработки эффекты, что также нельзя сбрасывать со счёта.