PC WEEK/RE — 20 ЛЕТ ИННОВАЦИЙ!

Уважаемые читатели!

Данная статья публикуется в рамках юбилейного проекта «PC Week/RE — 20 лет инноваций!». Нашему изданию в 2015-м исполняется 20 лет, и мы решили отметить юбилей серией материалов (обзоров, экспертных статей, интервью), в которых представляем различные направления ИТ-отрасли и ИТ-рынка через призму их исторического развития, особенно в плане прохождения кризисных периодов, с акцентом на анализе их нынешнего состояния и дальнейших перспектив.

Предлагаемая вашему вниманию статья, посвященная сегменту корпоративной печати, подготовлена с помощью экспертов из ведущих компаний, много лет работающих на российском рынке средств печати.

Редакция

Глядя на сегодняшнее разнообразие систем и устройств корпоративной печати, чрезвычайно трудно себе представить, что всего каких-то 20–30 лет тому назад большинство даже самых важных документов создавалось от руки или на печатных машинках в единственном или в нескольких экземплярах, выполненных «под копирку», а электронной копии документа и вовсе не существовало как класса. За пару-тройку десятилетий — миг по любым историческим меркам — рынок корпоративной печати успел не только зародиться как самостоятельное ИТ-направление, но и сделать гигантские технологические шаги.

Эволюционный путь корпоративной печати — это непростая и местами запутанная история с тупиковыми ветвями и революционными решениями. Развиваясь из простейших литерных принтеров с постоянно рвущейся красящей лентой и громоздких, безумно дорогих и редких копировальных аппаратов, корпоративная печать достигла высот современных программно-аппаратных решений скоростной печати, комплексов оперативной цифровой полноцветной полиграфии и повсеместного внедрения печати документов с любого устройства, включая мобильные телефоны.

В России рынок корпоративной печати, как и любой другой ИТ-сегмент, вместе с экономикой страны пережил взлёты и падения и продолжает разрастаться и эволюционировать даже в сегодняшнее непростое для развития любого бизнеса время.

В этом обзоре мы постарались обсудить с ведущими экспертами рынка корпоративной печати уроки, полученные компаниями в ходе становления рынка и в кризисные периоды, а также особенности ведения бизнеса в сегменте корпоративной печати в сегодняшних непростых условиях.

От перестроечного хаоса к цивилизованному рынку

История развития рынка корпоративной печати в нашей стране неразрывно связана, с одной стороны, с периодом экономических реформ начала 1990-х, совпавших по времени с эпохой бурной переориентации страны на рыночные формы ведения хозяйства, и с другой — с переходом от классического, складывавшегося веками бумажного документооборота к электронному виду в глобальных масштабах. Цифровые формы хранения и обработки данных, электронные финансовые транзакции, да и в целом полная компьютеризация государственных и коммерческих предприятий привели к стремительному росту спроса на устройства, а в дальнейшем и системы печати, или, как их ещё часто называли в те времена, «твёрдых копий».

Таким образом, базовые политико-экономические предпосылки заложили особый путь российского рынка корпоративной печати. Впоследствии на его развитие также влияли специфические для нашей страны условия ведения бизнеса. И всё же основные направления всегда укладывались в русло мировых тенденций, сближаясь с годами с общемировыми трендами.

«Когда в 1990-е российский рынок решений для корпоративной печати только начинал формироваться, наша компания уже обладала богатым опытом работы в этом сегменте и занимала ведущие позиции на мировом рынке, — рассказывает Сергей Черноволенко, генеральный директор компании „Xerox Евразия“. — Именно поэтому у нас была возможность перенести на российскую почву свои инновационные разработки и самые современные западные технологии работы с документами. Разумеется, далеко не все решения, востребованные в Европе и Америке, сразу стали пользоваться спросом в нашей стране. Например, в конце 1990-х и в начале 2000-х заказчики всё ещё воспринимали аутсорсинг печатных процессов и персонализированные коммуникации как экзотику, но со временем взяли и эти инструменты на вооружение».

«Зачинщиком рынка печати в России можно с полным основанием назвать компанию Xerox, — соглашается Вадим Мальков, заместитель директора департамента систем печати и сканирования OCS Distribution. — До перестройки, когда ещё не было свободного рынка, благодаря межгосударственным договоренностям в СССР была широко представлена только Xerox, открывшая представительство в СССР еще в 1974 г. Остальные брэнды появились уже с перестройкой экономической системы. Первыми ласточками стали японские печатные устройства Canon, Ricoh, Mita и др.».

Начало использования принтерной техники в российских организациях в начале 1990-х Алексей Каминский, коммерческий директор ООО «Коника Минолта Бизнес Сольюшнз Раша» связывает с повсеместным внедрением персональных компьютеров и переводом информации в электронный вид: «Если мы говорим о создании программно-аппаратных комплексов для корпоративной печати, то это уже середина 2000-х. И здесь можно выделить несколько основных причин: накопилась достаточно большая база инсталлированной техники с учетом взрывного роста рынка в 2000 г., и компании стали задавать вопросы об эффективности ее использования; системы электронного оборота стали неотъемлемой частью организаций, существенно упрощая и ускоряя документооборот и повышая конкурентоспособность организаций; успешный опыт реализации принтерных решений международные компании за рубежом стали переносить во все страны присутствия. Кризис 2008-го также ускорил разработку и внедрение корпоративных решений, переход от коробочных продаж. С 2010 г. практически все основные производители принтерной техники включили в продуктовый портфель различные услуги по управляемой печати, различного рода лизинговые и покопийные контракты, а также услуги по интеграции в существующую систему документооборота».

В свою очередь, Михаил Сорокин, менеджер по развитию корпоративной продукции систем печати HP в России, считает, что формирование рынка корпоративной печати в стране неразрывно связано с проникновением сетевых технологий и использованием активных директорий: " Рынок корпоративной печати начал формироваться одновременно с появлением систем на основе сетевых технологий. Первые решения были как из области печати, так и из области сканирования. Кроме того, важнейшую роль в становлении этого сегмента рынка сыграло появление устройств, предусматривающих использование активных директорий и позволяющих пользователям идентифицировать себя при помощи электронной карты или другого носителя«.

По воспоминаниям г-на Черноволенко, ещё совсем недавно многие российские бизнес-структуры не выделяли сотрудникам собственные адреса корпоративной электронной почты и не предоставляли им доступ в Интернет, а теперь развитие технологий в корне изменило принципы организации офисной инфраструктуры. Сначала по стране прошло триумфальное шествие цифровой печати, которая пришла на смену аналоговой. Следующим этапом развития рынка стал переход заказчиков от покупки «коробок» к внедрению комплексных решений для управления информацией и документоёмкими процессами.

По мнению Галины Козыревой, директора по продажам Ricoh Rus, на заре развития российского корпоративного рынка многие производители печатной техники, успешно работающие в Западной Европе, США и Японии, пытались продвигать решения направленные на повышение эффективности печати и документооборота, но находили весьма слабый отклик в России. По её словам, российский рынок в основном сформировался за счет последовательных закупок организациями различной офисной техники: сначала копиров, потом принтеров, затем МФУ.

«Основную долю в отличие от тех же Европы и Штатов у нас составляют чёрно-белые устройства и монохромная печать, — говорит г-жа Козырева. — Это примерно 90% всего рынка против 60% цветной печати в Европе, США и Японии. При этом в России основой рынка являются печатающие устройства формата А4, в то время как на Западе и в развитых станах Востока предпочтение отдается решениям на базе формата А3».

«Когда мы начинали работать на этом рынке, копировальная техника была аналоговой, в 2002–2003 гг. начался постепенный переход к цифровой технике, переход к МФУ, — рассказывает г-н Мальков. — Большинство читателей ещё помнят, что всего 10 лет назад нельзя было купить удобную „коробочку“, которая отсканирует, размножит, напечатает и отправит факс или скан в электронную почту. Каждое устройство было отдельным немаленьким ящиком, да ещё и немалой стоимости. Например, настольный копир Xerox формата А4 стоил порядка 1000 долл. в 1992 г., для сравнения — сейчас простое МФУ можно купить за 3000 руб. Это гигантский прыжок, который, наверное, мало кто осознаёт. Затем был довольно длительный период, когда все спорили какой сегмент более живучий, принтеров или МФУ. Когда экономика на подъеме, МФУ опережают, как только начинается тяжелый период, продажи принтеров выходят вперед, потому что они дешевле. Например, в кризис 2008-го это проявилось очень ярко, та же закономерность заметна и сейчас, но разрыв уже не такой большой — в прошлый кризис еще не было таких дешевых МФУ, как появились в последние годы».

«Российские компании стали проявлять интерес не только к интегрированным решениям для печати, сканирования и копирования, но и к облачным технологиям, электронным архивам, системам персонализированных коммуникаций и ПО для контроля печати, — рассказывает г-н Черноволенко. — Также в последние годы стремительно развиваются мобильные технологии, и возможность подключения к беспроводной сети становится для периферийной техники всё более важной характеристикой».

Кроме того, по мнению г-на Черноволенко, заметное влияние на развитие рынка оказало и повышение доступности цветной цифровой печати, которая по стоимости приближается к монохромной. Это способствует переходу компаний на полноцветные принтеры и МФУ, а также эволюции офисного документа как средства передачи информации. Всё больше компаний убеждаются в том, что использование цвета в оформлении и выделении смысловых акцентов делает документ самостоятельным элементом коммуникации с клиентом.

В период кризиса 2008–2009 гг. на рынке корпоративной печати появилась ещё одна важная тенденция, которая ознаменовала следующий этап развития корпоративной печати. В поиске новых возможностей сокращения издержек российские заказчики обратили внимание на аутсорсинг печатной инфраструктуры (MPS, Managed Print Services). «В это время, — говорит г-н Черноволенко, — мы заключили ряд крупных контрактов на оказание подобных услуг, и вслед за нами другие вендоры и системные интеграторы также стали развивать свои предложения в этом сегменте».

По мнению г-на Каминского, из важных событий, серьёзно повлиявших на развитие принтерных решений, следует отметить переход от локальных принтеров к сетевым и затем к мобильной и облачной печати. По его мнению, главным объектом отныне становится информация, которую необходимо распечатать, а откуда она поступила и где она хранится, уже не имеет значения. Вторая важнейшая веха, по его мнению, это переход от черно-белой печати к цветной и появление относительно недорогих цветных лазерных принтеров. Сейчас рынок черно-белой печати переживает значительный спад, и в дальнейшем, считает г-н Каминский, этот спад продолжится.

По мнению г-жи Козыревой, основное отличие рынка России, и не только России, но и других развивающихся рынков — Индии, Китая, Латинской Америки — от европейских, состоит в нацеленности на краткосрочные решения с минимальными инвестициями в оборудование и обучение персонала. Российские заказчики по-прежнему отдают предпочтение дешевой «коробке», по возможности перезаправляемым картриджам, минимуму дополнительных программных решений и функций автоматизации документооборота. На первый взгляд, такое решение действительно экономит средства организации, но в долгосрочной перспективе превращается в серьезную головную боль. Последствия такого подхода — это «зоопарк» печатной техники с различным функционалом, набором материалов и вариантами технической поддержки, а также высокие затраты на обслуживание, которые возникают уже после первого года эксплуатации.

По мнению г-на Малькова, спор о том, что лучше и выгоднее, постоянно идёт между сегментами цветной и монохромной печати. Сканировать и печатать в цвете лучше, но те компании, которые считают расходы, понимают, что несмотря на все уловки производителей, стоимость монохромного отпечатка меньше, чем стоимость цветного. Поэтому при столкновении с экономическими трудностями все поворачиваются в сторону монохромной печати.

Ещё одна мощная тенденция рынка корпоративной печати, считает г-н Мальков, заключается в том, что производители постепенно уходят из сегмента широкоформатных принтеров и МФУ. До начала цифровой эры аналоговые копировальные аппараты формата А0 были очень востребованы, и многие из них, по мнению г-на Малькова, до сих пор сохранились и работают в каких-то проектных бюро, но сейчас проектировщики все меньше используют реальные чертежи, многое уходит в виртуальную сферу. Это также отклик на технологический прогресс.

Жизнь после урагана: как российский рынок корпоративной печати пережил кризисы 1998 и 2008 гг.

Классические признаки наступления очередного кризиса — это обязательное падение продаж и сворачивание или откладывание в долгий ящик новых проектов. «Кризис 1998-го нанёс рынку сильный удар, — вспоминает г-н Черноволенко. — К августу речь шла не просто о признаках стагнации и спада, а о сжатии рынка почти во всех сегментах. Многие успешные производители решений для корпоративной печати потеряли существенную долю оборотных средств из-за нарушений в работе банковской системы и сокращения бюджетов заказчиков. Вместе с тем от резких колебаний курса рубля в 1998-м серьёзно пострадали компании, бизнес которых связан с импортом. Однако у кризиса были и позитивные последствия. Если в условиях, благоприятных для ведения бизнеса, предприятия достаточно неохотно реализовывали проекты по автоматизации рабочих процессов, то в 1998 г. интерес к таким инструментам резко возрос».

«В 1998-м Konica Minolta ещё не открыла своё представительство в России, но при этом продукция для печати была представлена через партнеров, работающих на российском рынке, — вспоминает г-н Каминский. — По отзывам партнёров, в 1998-м развитие рынка остановилось примерно на два года, оживление началось лишь в 2000-м. В 2008 г. рынок „просел“ примерно на уровень 2006 г., но в то же время рынок корпоративных продаж пострадал меньше направления production printing, который уменьшился на десятки процентов».

По мнению г-жи Козыревой, кризис 1998 г. явился первым толчком к осознанию того, что нам нужно собственное производство в стране: «Падение рубля к доллару почти в четыре раза вызвало серьезные проблемы с поставкой не только импортной техники и материалов, но и самых необходимых продуктов. С другой стороны, начало возрождаться собственное производство во многих отраслях промышленности, что повлекло развитие офисной структуры и в недолгой перспективе и рынка печатных решений. Особенно серьезный рост после 1998 г. произошел в коммерческом сегменте печати».

В кризис, считает г-н Каминский, наблюдаются две основные тенденции. Негативная тенденция связана с общим падением продаж и высокой степенью насыщенности рынка печатной техники. Экономическая стагнация приводит к тому, что многие крупные заказчики откладывают проекты модернизации и обновления существующего парка оборудования и услуг на неопределенное время или до периода, когда дно кризиса будет пройдено и появится положительная динамика.

Позитивная тенденция, продолжает г-н Каминский, связана с появлением в первую очередь новых заказчиков, которые рассматривают решения корпоративной печати как реальный антикризисный инструмент выживаемости за счет оптимизации бизнес-процессов и снижения операционных издержек. Услуги аутсорсинга печати и документооборота становятся одним из важнейших элементов ИТ-инфраструктуры современной организации. По мнению эксперта, в целом заказчики стали гораздо более зрело относиться к серьезным инвестициям, именно поэтому важно, чтобы поставщик услуг умел оказывать все необходимые услуги с требуемым уровнем качества: от предпроектного аудита до сопровождения внедренного решения. Интересно и то, что заказчиков стали в меньшей степени интересовать имя бренда и узнаваемость бренда поставщика ИТ-оборудования, главным становится качество оказания услуг.

Схожее мнение высказывает и Михаил Сорокин: «Кризисы в России являются, скорее, естественными процессами, чем отклонениями от нормы. Более того, отмечу, что в эти моменты потребители техники начинают особенно внимательно относиться к эффективности использования ресурсов и их полезности для бизнеса, а решения в области печати и управления документооборотом как раз позволяют существенно увеличить степень контроля и экономическую отдачу от вложения в инфраструктуру».

Кризисное время диктует заказчикам необходимость считать деньги, констатирует и г-н Мальков. По его мнению, идеи, внедряемые производителями ПО об объединении любых устройств в сети, очень популярны, и сегодня сисадмин организации может посчитать стоимость копии на любом устройстве, рассчитать, сколько устройств необходимо закупить, рекомендовать, какой бренд лучше подходит и как оптимизировать расходы. Поэтому производителям, по мнению г-на Малькова, не остается выбора, кроме как следовать тенденции «меньше/дешевле».

«Впрочем, в определенных нишах производители пытаются искать новые подходы, предлагать заказчикам свежие идеи, — говорит г-н Мальков. — Например, OKI вывела на рынок принтер с белым тонером, Canon предлагает прекрасные машины, созданные для быстрой печати большого количества двухсторонних документов (востребовано, например, организациями, которые занимаются биллингом), Xerox предлагает решения для цифровой полиграфии, отвечающие современным требованиям к функциональности и производительности, некоторые производители выпускают автономные принтеры на аккумуляторах».

Перспективы преодоления нынешних экономических трудностей

Кризисы приходят и уходят, а с их уходом возвращается оптимизм и начинается возрождение бизнеса. И всё же спад экономической активности — совсем не повод сидеть сложа руки. С этим согласны все эксперты без исключения.

«Поделюсь интересным фактом: объем рынка принтеров в России заметно коррелирует с ценой на нефть и в корпоративном, и в консьюмерском сегментах, — говорит Дмитрий Виноградов, директор по дистрибуции подразделения „Широкопрофильная дистрибуция“ компании Merlion. — Правда, исключением стал 2008 г., когда цена на нефть выросла, а рынок принтеров упал. Но, похоже, что цена на нефть в целом неплохо отражает объем потребления ИТ-продуктов в РФ».

С точки зрения того, как ведет себя рынок, нынешний кризис, по мнению Михаила Сорокина, мало отличается от предыдущих, однако с кризисом 2008 г. общего все же больше: «Дело в том, что уровень погружения заказчиков в ИТ в 2008 г. и тем более сейчас значительно выше, чем в 1998 году. Сегодня многие идут к вендорам с четким пониманием того, какие решения им необходимы для оптимизации бизнес-процессов. Именно возросшая технологическая „грамотность“ наших заказчиков и иной уровень проникновения решений печати, как мы ожидаем, позволят в перспективе обеспечить еще больший рост, чем после прошлых кризисов».

«Многие заказчики не ощущают текущий кризис так серьезно, как кризисы 1998 и 2008 гг., — отмечает г-н Каминский. — Многие новые контракты просто отложены, но при этом не отменены, продление существующих контрактов происходит, как правило, на краткосрочный период — квартал или полугодие».

В отличие от предыдущих кризисов сейчас пришло время обратиться к решениям, которые помогают устранить причины неэффективности и высоких издержек, чтобы получить устойчивый долгосрочный результат, уверен г-н Черноволенко. «Таким образом, можно ожидать дальнейшего роста интереса к аутсорсингу печатной инфраструктуры», — прогнозирует он. Причем сегодня, по его словам, преимуществами MPS могут воспользоваться и предприятия среднего бизнеса.

«Полагаю, текущий кризис объединил тенденции 1998-го и 2008-го, но также выявил и новый тренд в подходе к решениям для офисной корпоративной печати, — делится мнением г-жа Козырева. — Во-первых, основной тенденцией стала ориентация на импортозамещение. Соответственно будут развиваться российские предприятия, будут выделяться бюджеты на их развитие, будет расти необходимость в управляемом документообороте на данных предприятиях. Во-вторых, современный бизнес в условиях ограниченного роста, стагнации или падения стал задумываться о правильном эффективном управлении затратами, в том числе на ИТ-инфраструктуру. Так, профессиональные решения для контроля печати, эффективного управления затратами (например, когда все работы по обслуживанию оборудования, поставке запчастей, замене тонера, настройке ПО берет на себя компания-производитель) позволяют серьезно снизить затраты организации на документооборот и печать — приблизительно на 20–30% — при одновременном увеличении эффективности всех бизнес-процессов».

Г-н Виноградов, напротив, считает, что текущий кризис, в том числе на рынке печатной техники, значительно отличается от прошлых: «Во-первых, развитие электронного документооборота приводит к снижению количества распечатываемых документов. Приведу один из примеров: бухгалтерская отчетность юридических лиц с 2014 г. принимается исключительно в электронном виде. Это новый эффект, его не было в кризисы 1998-го и 2008-го. Во-вторых, в прошлые кризисы не было падения рынка расходных материалов и бумаги, имевшийся парк техники печатал, как минимум, в прежних, докризисных, объёмах, сегодня же рынок расходных материалов падет, равно как и рынок офисной бумаги. В-третьих, сейчас мы наблюдаем постепенное смещение спроса от персональных принтеров к принтерам для рабочих групп. Здесь стоит отметить, что российский рынок прежде сильно отличался от европейского, у нас много лет предпочтение отдавалось именно персональным принтерам».

Г-н Каминский считает, что для многих заказчиков кризис как таковой ещё не наступил, есть период экономической нестабильности, и многие клиенты заняли выжидательную позицию. Изменения ИТ-бюджетов компаний, по его мнению, заметны в сторону значительного уменьшения у заказчиков, которые планировали ИТ-бюджет в рублях. Противоположная ситуация наблюдается в международных компаниях, которые планировали бюджет не в российской валюте. Перспективы преодоления кризиса, по мнению г-на Каминского, зависят от сценария самого кризиса, но пока непонятно, будет ли дальнейшее ухудшение экономической ситуации постепенным или резким.

Более определенно высказывается Дмитрий Виноградов. По его мнению, у рынка корпоративной печати не самые радужные перспективы. В 2015 г., по его словам, рынок печатного оборудования по объему будет минимальным за 10 последних лет и, по прогнозам компании Merlion, его ёмкость в количественном измерении составит около 40% от пикового 2007-го. Какое-то оживление на рынке, по его мнению, можно ожидать не ранее в 2016—2017гг.

В целом трудно не согласиться с Сергеем Черноволенко, который связывает дальнейшие темпы развития российского рынка корпоративной печати с общим состоянием экономики. Однако в любом случае, считает он, движение вперёд будет продолжаться, поскольку ни одна современная компания не может обойтись без офисной техники.