PC WEEK/RE — 20 ЛЕТ ИННОВАЦИЙ!
Уважаемые читатели!
Данная статья публикуется в рамках юбилейного проекта «PC Week/RE — 20 лет инноваций!». Нашему изданию в
2015-м исполняется 20 лет, и мы решили отметить юбилей серией материалов (обзоров, экспертных статей, интервью), в которых представляем различные направления ИТ-отрасли и ИТ-рынка через призму их исторического развития, особенно в плане прохождения кризисных периодов, с акцентом на анализе их нынешнего состояния и дальнейших перспектив.Предлагаемая вашему вниманию статья, посвященная сегменту корпоративной печати, подготовлена с помощью экспертов из ведущих компаний, много лет работающих на российском рынке средств печати.
Редакция
Глядя на сегодняшнее разнообразие систем и устройств корпоративной печати, чрезвычайно трудно себе представить, что всего каких-то
Эволюционный путь корпоративной печати — это непростая и местами запутанная история с тупиковыми ветвями и революционными решениями. Развиваясь из простейших литерных принтеров с постоянно рвущейся красящей лентой и громоздких, безумно дорогих и редких копировальных аппаратов, корпоративная печать достигла высот современных программно-аппаратных решений скоростной печати, комплексов оперативной цифровой полноцветной полиграфии и повсеместного внедрения печати документов с любого устройства, включая мобильные телефоны.
В России рынок корпоративной печати, как и любой другой ИТ-сегмент, вместе с экономикой страны пережил взлёты и падения и продолжает разрастаться и эволюционировать даже в сегодняшнее непростое для развития любого бизнеса время.
В этом обзоре мы постарались обсудить с ведущими экспертами рынка корпоративной печати уроки, полученные компаниями в ходе становления рынка и в кризисные периоды, а также особенности ведения бизнеса в сегменте корпоративной печати в сегодняшних непростых условиях.
От перестроечного хаоса к цивилизованному рынку
История развития рынка корпоративной печати в нашей стране неразрывно связана, с одной стороны, с периодом экономических реформ начала
Таким образом, базовые политико-экономические предпосылки заложили особый путь российского рынка корпоративной печати. Впоследствии на его развитие также влияли специфические для нашей страны условия ведения бизнеса. И всё же основные направления всегда укладывались в русло мировых тенденций, сближаясь с годами с общемировыми трендами.
«Когда в
«Зачинщиком рынка печати в России можно с полным основанием назвать компанию Xerox, — соглашается Вадим Мальков, заместитель директора департамента систем печати и сканирования OCS Distribution. — До перестройки, когда ещё не было свободного рынка, благодаря межгосударственным договоренностям в СССР была широко представлена только Xerox, открывшая представительство в СССР еще в 1974 г. Остальные брэнды появились уже с перестройкой экономической системы. Первыми ласточками стали японские печатные устройства Canon, Ricoh, Mita и др.».
Начало использования принтерной техники в российских организациях в начале
В свою очередь, Михаил Сорокин, менеджер по развитию корпоративной продукции систем печати HP в России, считает, что формирование рынка корпоративной печати в стране неразрывно связано с проникновением сетевых технологий и использованием активных директорий: " Рынок корпоративной печати начал формироваться одновременно с появлением систем на основе сетевых технологий. Первые решения были как из области печати, так и из области сканирования. Кроме того, важнейшую роль в становлении этого сегмента рынка сыграло появление устройств, предусматривающих использование активных директорий и позволяющих пользователям идентифицировать себя при помощи электронной карты или другого носителя«.
По воспоминаниям г-на Черноволенко, ещё совсем недавно многие российские бизнес-структуры не выделяли сотрудникам собственные адреса корпоративной электронной почты и не предоставляли им доступ в Интернет, а теперь развитие технологий в корне изменило принципы организации офисной инфраструктуры. Сначала по стране прошло триумфальное шествие цифровой печати, которая пришла на смену аналоговой. Следующим этапом развития рынка стал переход заказчиков от покупки «коробок» к внедрению комплексных решений для управления информацией и документоёмкими процессами.
По мнению Галины Козыревой, директора по продажам Ricoh Rus, на заре развития российского корпоративного рынка многие производители печатной техники, успешно работающие в Западной Европе, США и Японии, пытались продвигать решения направленные на повышение эффективности печати и документооборота, но находили весьма слабый отклик в России. По её словам, российский рынок в основном сформировался за счет последовательных закупок организациями различной офисной техники: сначала копиров, потом принтеров, затем МФУ.
«Основную долю в отличие от тех же Европы и Штатов у нас составляют чёрно-белые устройства и монохромная печать, — говорит г-жа Козырева. — Это примерно 90% всего рынка против 60% цветной печати в Европе, США и Японии. При этом в России основой рынка являются печатающие устройства формата А4, в то время как на Западе и в развитых станах Востока предпочтение отдается решениям на базе формата А3».
«Когда мы начинали работать на этом рынке, копировальная техника была аналоговой, в
«Российские компании стали проявлять интерес не только к интегрированным решениям для печати, сканирования и копирования, но и к облачным технологиям, электронным архивам, системам персонализированных коммуникаций и ПО для контроля печати, — рассказывает г-н Черноволенко. — Также в последние годы стремительно развиваются мобильные технологии, и возможность подключения к беспроводной сети становится для периферийной техники всё более важной характеристикой».
Кроме того, по мнению г-на Черноволенко, заметное влияние на развитие рынка оказало и повышение доступности цветной цифровой печати, которая по стоимости приближается к монохромной. Это способствует переходу компаний на полноцветные принтеры и МФУ, а также эволюции офисного документа как средства передачи информации. Всё больше компаний убеждаются в том, что использование цвета в оформлении и выделении смысловых акцентов делает документ самостоятельным элементом коммуникации с клиентом.
В период кризиса
По мнению г-на Каминского, из важных событий, серьёзно повлиявших на развитие принтерных решений, следует отметить переход от локальных принтеров к сетевым и затем к мобильной и облачной печати. По его мнению, главным объектом отныне становится информация, которую необходимо распечатать, а откуда она поступила и где она хранится, уже не имеет значения. Вторая важнейшая веха, по его мнению, это переход от черно-белой печати к цветной и появление относительно недорогих цветных лазерных принтеров. Сейчас рынок черно-белой печати переживает значительный спад, и в дальнейшем, считает г-н Каминский, этот спад продолжится.
По мнению г-жи Козыревой, основное отличие рынка России, и не только России, но и других развивающихся рынков — Индии, Китая, Латинской Америки — от европейских, состоит в нацеленности на краткосрочные решения с минимальными инвестициями в оборудование и обучение персонала. Российские заказчики по-прежнему отдают предпочтение дешевой «коробке», по возможности перезаправляемым картриджам, минимуму дополнительных программных решений и функций автоматизации документооборота. На первый взгляд, такое решение действительно экономит средства организации, но в долгосрочной перспективе превращается в серьезную головную боль. Последствия такого подхода — это «зоопарк» печатной техники с различным функционалом, набором материалов и вариантами технической поддержки, а также высокие затраты на обслуживание, которые возникают уже после первого года эксплуатации.
По мнению г-на Малькова, спор о том, что лучше и выгоднее, постоянно идёт между сегментами цветной и монохромной печати. Сканировать и печатать в цвете лучше, но те компании, которые считают расходы, понимают, что несмотря на все уловки производителей, стоимость монохромного отпечатка меньше, чем стоимость цветного. Поэтому при столкновении с экономическими трудностями все поворачиваются в сторону монохромной печати.
Ещё одна мощная тенденция рынка корпоративной печати, считает г-н Мальков, заключается в том, что производители постепенно уходят из сегмента широкоформатных принтеров и МФУ. До начала цифровой эры аналоговые копировальные аппараты формата А0 были очень востребованы, и многие из них, по мнению г-на Малькова, до сих пор сохранились и работают в каких-то проектных бюро, но сейчас проектировщики все меньше используют реальные чертежи, многое уходит в виртуальную сферу. Это также отклик на технологический прогресс.
Жизнь после урагана: как российский рынок корпоративной печати пережил кризисы 1998 и 2008 гг.
Классические признаки наступления очередного кризиса — это обязательное падение продаж и сворачивание или откладывание в долгий ящик новых проектов. «Кризис
«В
По мнению г-жи Козыревой, кризис 1998 г. явился первым толчком к осознанию того, что нам нужно собственное производство в стране: «Падение рубля к доллару почти в четыре раза вызвало серьезные проблемы с поставкой не только импортной техники и материалов, но и самых необходимых продуктов. С другой стороны, начало возрождаться собственное производство во многих отраслях промышленности, что повлекло развитие офисной структуры и в недолгой перспективе и рынка печатных решений. Особенно серьезный рост после 1998 г. произошел в коммерческом сегменте печати».
В кризис, считает г-н Каминский, наблюдаются две основные тенденции. Негативная тенденция связана с общим падением продаж и высокой степенью насыщенности рынка печатной техники. Экономическая стагнация приводит к тому, что многие крупные заказчики откладывают проекты модернизации и обновления существующего парка оборудования и услуг на неопределенное время или до периода, когда дно кризиса будет пройдено и появится положительная динамика.
Позитивная тенденция, продолжает г-н Каминский, связана с появлением в первую очередь новых заказчиков, которые рассматривают решения корпоративной печати как реальный антикризисный инструмент выживаемости за счет оптимизации бизнес-процессов и снижения операционных издержек. Услуги аутсорсинга печати и документооборота становятся одним из важнейших элементов ИТ-инфраструктуры современной организации. По мнению эксперта, в целом заказчики стали гораздо более зрело относиться к серьезным инвестициям, именно поэтому важно, чтобы поставщик услуг умел оказывать все необходимые услуги с требуемым уровнем качества: от предпроектного аудита до сопровождения внедренного решения. Интересно и то, что заказчиков стали в меньшей степени интересовать имя бренда и узнаваемость бренда поставщика ИТ-оборудования, главным становится качество оказания услуг.
Схожее мнение высказывает и Михаил Сорокин: «Кризисы в России являются, скорее, естественными процессами, чем отклонениями от нормы. Более того, отмечу, что в эти моменты потребители техники начинают особенно внимательно относиться к эффективности использования ресурсов и их полезности для бизнеса, а решения в области печати и управления документооборотом как раз позволяют существенно увеличить степень контроля и экономическую отдачу от вложения в инфраструктуру».
Кризисное время диктует заказчикам необходимость считать деньги, констатирует и г-н Мальков. По его мнению, идеи, внедряемые производителями ПО об объединении любых устройств в сети, очень популярны, и сегодня сисадмин организации может посчитать стоимость копии на любом устройстве, рассчитать, сколько устройств необходимо закупить, рекомендовать, какой бренд лучше подходит и как оптимизировать расходы. Поэтому производителям, по мнению г-на Малькова, не остается выбора, кроме как следовать тенденции «меньше/дешевле».
«Впрочем, в определенных нишах производители пытаются искать новые подходы, предлагать заказчикам свежие идеи, — говорит г-н Мальков. — Например, OKI вывела на рынок принтер с белым тонером, Canon предлагает прекрасные машины, созданные для быстрой печати большого количества двухсторонних документов (востребовано, например, организациями, которые занимаются биллингом), Xerox предлагает решения для цифровой полиграфии, отвечающие современным требованиям к функциональности и производительности, некоторые производители выпускают автономные принтеры на аккумуляторах».
Перспективы преодоления нынешних экономических трудностей
Кризисы приходят и уходят, а с их уходом возвращается оптимизм и начинается возрождение бизнеса. И всё же спад экономической активности — совсем не повод сидеть сложа руки. С этим согласны все эксперты без исключения.
«Поделюсь интересным фактом: объем рынка принтеров в России заметно коррелирует с ценой на нефть и в корпоративном, и в консьюмерском сегментах, — говорит Дмитрий Виноградов, директор по дистрибуции подразделения „Широкопрофильная дистрибуция“ компании Merlion. — Правда, исключением стал 2008 г., когда цена на нефть выросла, а рынок принтеров упал. Но, похоже, что цена на нефть в целом неплохо отражает объем потребления ИТ-продуктов в РФ».
С точки зрения того, как ведет себя рынок, нынешний кризис, по мнению Михаила Сорокина, мало отличается от предыдущих, однако с кризисом 2008 г. общего все же больше: «Дело в том, что уровень погружения заказчиков в ИТ в 2008 г. и тем более сейчас значительно выше, чем в 1998 году. Сегодня многие идут к вендорам с четким пониманием того, какие решения им необходимы для оптимизации бизнес-процессов. Именно возросшая технологическая „грамотность“ наших заказчиков и иной уровень проникновения решений печати, как мы ожидаем, позволят в перспективе обеспечить еще больший рост, чем после прошлых кризисов».
«Многие заказчики не ощущают текущий кризис так серьезно, как кризисы 1998 и 2008 гг., — отмечает г-н Каминский. — Многие новые контракты просто отложены, но при этом не отменены, продление существующих контрактов происходит, как правило, на краткосрочный период — квартал или полугодие».
В отличие от предыдущих кризисов сейчас пришло время обратиться к решениям, которые помогают устранить причины неэффективности и высоких издержек, чтобы получить устойчивый долгосрочный результат, уверен г-н Черноволенко. «Таким образом, можно ожидать дальнейшего роста интереса к аутсорсингу печатной инфраструктуры», — прогнозирует он. Причем сегодня, по его словам, преимуществами MPS могут воспользоваться и предприятия среднего бизнеса.
«Полагаю, текущий кризис объединил тенденции
Г-н Виноградов, напротив, считает, что текущий кризис, в том числе на рынке печатной техники, значительно отличается от прошлых: «Во-первых, развитие электронного документооборота приводит к снижению количества распечатываемых документов. Приведу один из примеров: бухгалтерская отчетность юридических лиц с 2014 г. принимается исключительно в электронном виде. Это новый эффект, его не было в кризисы
Г-н Каминский считает, что для многих заказчиков кризис как таковой ещё не наступил, есть период экономической нестабильности, и многие клиенты заняли выжидательную позицию. Изменения ИТ-бюджетов компаний, по его мнению, заметны в сторону значительного уменьшения у заказчиков, которые планировали ИТ-бюджет в рублях. Противоположная ситуация наблюдается в международных компаниях, которые планировали бюджет не в российской валюте. Перспективы преодоления кризиса, по мнению г-на Каминского, зависят от сценария самого кризиса, но пока непонятно, будет ли дальнейшее ухудшение экономической ситуации постепенным или резким.
Более определенно высказывается Дмитрий Виноградов. По его мнению, у рынка корпоративной печати не самые радужные перспективы. В 2015 г., по его словам, рынок печатного оборудования по объему будет минимальным за 10 последних лет и, по прогнозам компании Merlion, его ёмкость в количественном измерении составит около 40% от пикового
В целом трудно не согласиться с Сергеем Черноволенко, который связывает дальнейшие темпы развития российского рынка корпоративной печати с общим состоянием экономики. Однако в любом случае, считает он, движение вперёд будет продолжаться, поскольку ни одна современная компания не может обойтись без офисной техники.