Пожалуй, самым заметным событием прошедшей в Москве
Продукт TIBCO Spotfire — один из немногих обитателей сегмента лидеров гартнеровского квадранта систем бизнес-анализа, который до марта нынешнего года не был представлен в нашей стране. Как пояснил мне старший консультант TIBCO Борис Глазман, единичные внедрения в России в прошлые годы были, но при этом заказчики закупали лицензии напрямую у вендора. Наряду с Spotfire в портфеле TIBCO есть еще один BI-продукт — Jaspersoft, который позволяет разработчикам встраивать базовые BI-функции в создаваемые ими приложения. Впрочем, «Терн», судя по всему, сосредоточится только на продвижении Spotfire. По словам Дэвида Кэмпбелла, сегодня 75% менеджеров вообще не использует какие-либо инструменты бизнес-анализа, и объясняется это сложностью их освоения в традиционных BI-системах. В качестве примера такой недружественной системы «прошлого века» он назвал SAP Business Objects, которую «Терн» продвигает на отечественном рынке уже два десятилетия.
Любопытно, что продукты Business Objects и KXEN (углубленная аналитика и data mining) присутствовали в портфеле «Терна» задолго до того, как они были куплены SAP. Учитывая такую близость оценок продуктов специалистами SAP и «Терна», я бы не исключал вероятность поглощения корпорацией SAP и компании TIBCO Software. Тем более, что, как считают в «Терне», Spotfire скорее является дополнением, а не конкурентом Business Objects. Это решение допускает локальное или облачное развертывание, поддерживает обработку статичных и динамических неструктурированных данных, позволяет загружать большие массивы данных в оперативную память и работать с внешними статистическими инструментами (R, SAS, MATLAB). Годовая выручка компании — около 1,1 млрд. долл., причем 57% продаж приходится на американский континент, а 33% на EMEA.
Немного в тени оказались проекты, выполненные «Терном» с помощью «инструментов прошлого века», несмотря на то, что с их помощью решаются самые современные задачи. В частности, ведущий эксперт систем отчетности «ВымпелКома» Сергей Федечкин рассказал о проектах, базирующихся на технологиях больших данных и призванных повысить качество обслуживания клиентов на основе персонализации услуг, борьбы с мошенничеством и спамом и т. д. В распределенное Hadoop-хранилище загружаются данные из транзакционных источников и из систем, контролирующих взаимодействие с клиентами. Анализируя эту информацию с помощью Business Objects, специалисты строят новые клиентские предложения и маркетинговые кампании и проводят анализ того, как на них реагируют клиенты. Если еще год назад в систему ежедневно поступал 1 Тб данных и общий их объем составлял 180 Тб, то сегодня эти показатели выросли до 3 Тб/день и 600 Тб соответственно. Для их хранения и обработки используются СХД емкостью 2,4 Пб и 70 серверов. Ожидают, что к концу года объем хранимых в Hadoop данных, которые описывают, в частности, поведение клиентов и их реакцию на те или иные маркетинговые кампании, достигнет 2,5 Пб. В 2013 г. «ВымпелКоме» была создана так называемая «Фабрика идей», которая позволяет формализовать поступающие от сотрудников инициативные предложения, включить их разработку в план, реализовать пилотный проект, оценить его результат и принять решение о целесообразности промышленного внедрения. Сейчас рассматривается также возможность использования больших данных из хранилища «ВымпелКома» совместно с банками для задач кредитного скоринга.
Еще один проект, опирающийся на инструментарий Business Objects и in-memory платформу SAP HANA, стартовал в прошлом году и вступил в фазу опытно-промышленной эксплуатации на нефтеперерабатывающем заводе «Киришинефтеоргсинтез». По словам руководителя проектов компании «Терн» Сергея Толмачева, цель проекта — повышение эффективности предприятия, создание актуальной и непротиворечивой модели данных, расширение спектра аналитических отчетов и повышение их качества и на этой основе создание предпосылок для дальнейшего развития единой ИС предприятия. В настоящее время определен перечень KPI-показателей, создан репозиторий метаданных, разработаны процедуры извлечения транзакционных данных из множества систем с помощью SAP LT Replication Server. Ввод системы в промышленную эксплуатацию ожидается в ближайшие год-два.