«Сибирская генерирующая компания» (СГК) — одна из системообразующих структур отечественной энергетики, функционирование которой сегодня невозможно без организации электронного взаимодействия с государственными организациями, партнерами внутри энергетической отрасли и с заказчиками. В СГК входит более двух десятков региональных предприятий, поставляющих электричество и тепло, и для каждого из них автоматизация является важнейшим компонентом успешной производственной деятельности. И наконец, без ИТ невозможно сформировать эффективное управлений в масштабах территориально распределенной компании в целом.
О роли ИТ в решении ряда подобных вопросов рассказывают директор по информационным технологиям СГК Андрей Тихонравов и начальник управления прикладных систем дирекции по информационным технологиям Максим Каракулев.
PC Wеек: Насколько велика роль информационных технологий в современной энергетической компании?
Андрей Тихонравов: В СГК с помощью ИТ мы решаем целый ряд ключевых задач. ИТ-подразделение отвечает за развитие ERP-систем — учетных систем, на основании которых формируются баланс, управленческая, финансовая и налоговая отчетности. Еще одно направление применения ИТ, характерное для энергетики, — это биллинговые системы, которые необходимы для выставления счетов большому числу потребителей. Мы должны обеспечить расчеты в соответствии с различными тарифами на тепловую энергию, горячую воду, пар, которые различаются в зависимости от региона, а нередко и внутри него, учитывая особенности законодательства, которое меняется достаточно часто.
ИТ-служба также отвечает за работу различных веб-приложений. В частности, мы обеспечиваем стабильное функционирование внешнего сайта СГК, который ежедневно посещает более тысячи человек. Недавно мы запустили внутренний корпоративный портал, предназначенный для информационного обмена и коммуникаций внутри группы компаний, и систему электронного документооборота. Web-технологии также используются нами для организации единых точек входа в ключевые корпоративные приложения, такие как, скажем, ERP или CRM. Для нашей территориально распределенной компании такую возможность трудно переоценить.
Еще одно важное направление нашей работы — это сети и телефония. С переходом от аналоговых телефонов к IP-телефонии обслуживание систем связи стало относиться к компетенции ИТ-специалистов. Преимущества здесь совершенно очевидны. Применение IP-телефонии ускоряет связь между сотрудниками, позволяет вести и хранить подробную статистику всех звонков, что особенно актуально и полезно при взыскании дебиторской задолженности. Мы поддерживаем функционирование сетей, где, с одной стороны, необходимо обеспечивать быстродействие, а с другой — соблюдать требования к защите информации.
В СГК действует большое число информационно-технологических систем (ИТС), которые отвечают за наше взаимодействие с регуляторами и являются наиболее критичными для бизнеса. Данные системы передают информацию о техническом состоянии нашего оборудования и ключевых производственных показателях в реальном времени. Нам необходимо следить за отсутствием сбоев в их работе и обеспечивать стабильную передачу данных о работе станций СГК в рамках энергосистемы России.
Максим Каракулев: Хочу добавить несколько слов про системы биллинга. Для энергетики они являются одними из ключевых и при этом обладают рядом особенностей. Во-первых, в нашем случае мы говорим о счетах как за электро-, так и за тепловую энергию. Первое направление с точки зрения информационной поддержки более освоено, хотя по сравнению, скажем, с биллингом в телекоммуникационной отрасли, мы вынуждены учитывать такие вещи, как потери при передаче, алгоритмы расчета которых могут различаться в зависимости от требований региональных законодательных актов. Также нужно принимать во внимание необходимость работы через сбытовые компании.
С биллингом, связанным с поставкой тепловой энергии, ситуация еще сложней. Его ИТ-поддержка в целом менее проработана. Учет потерь сложнее, чем в случае электроэнергии, и зависит от большего числа факторов. Также необходимо учитывать, что в потребительском секторе, да и не только там, автоматический подсчет потребленной энергии (а это и горячая вода, и отопление) пока развиты в значительно меньшей степени, чем в электроэнергетике.
Важно отметить, что вопрос автоматизации биллинга неотделим от информационной поддержи полного цикла работы с потребителем. Ведь сначала всегда идет договорная работа, сопровождаемая интенсивным документооборотом. После же выставления счета, как известно, могут возникнуть задержки с оплатой или она даже может вовсе не поступать. И в связи с этим в различных ситуациях должны запускаться разные процессы, подключаться те или иные организации, готовиться определенные документы и отчеты. Все это тоже необходимо автоматизировать.
В настоящее время для ИТ-поддержки процессов биллинга мы используем систему отечественного производителя, которая также внедрена в ряде энергетических компаний. Что касается систем данного класса от ведущих мировых производителей, то они на рынке предлагаются, но пока с их полноценными внедрениями в России мы не сталкивались, а видели лишь реализацию с их помощью отдельных функций.
PC Week: Информационно-технологические системы, о которых вы уже сказали, в ландшафте автоматизации любой энергетической компании всегда выделяются особо. Не могли бы вы рассказать об их внедрении поподробнее?
А. Т.: ИТС применяются на всех стадиях производства электроэнергии: от ее выработки, передачи, учета и контроля за состоянием оборудования, до продажи на оптовом рынке электроэнергии и мощности (ОРЭМ). К особо значимым ИТС, которые применяются в нашей компании, можно отнести СОТИ АССО, АИИС КУЭ, АСУРЭО, системы обмена информацией о составе и параметрах генерирующего оборудования с участниками оптового рынка.
Говоря об ИТС в энергетике, фактически невозможно обойти вниманием Системного оператора (СО) — организацию, специально созданную для оптимизации оперативного управления субъектами рынка всей отечественной энергетики. СОТИ АССО — это система обмена технологической информацией с автоматизированной системой СО.
Системный оператор определяет перечень технологической информации, необходимой ему для работы и управления электростанциями, а объект рынка адаптирует свою СОТИ АССО под данные требования. Необходимым условием является получение акта полного соответствия СОТИ АССО требованиям рынка ОРЭМ, и весь весьма внушительный объем работы по модернизации систем СОТИ АССО с финальным получением данного акта выполняют специалисты дирекции информационных технологий энергетической компании.
Системный оператор с помощью СОТИ АССО управляет режимами электрических станций, подстанций и линий электропередач. Для этого к нему с периодичностью раз в секунду поступает телеметрическая информация от одной из подсистем СОТИ АССО — ССПИ (система сбора и передачи информации), которая установлена непосредственно на объекте и в реальном времени передает на диспетчерские пункты текущие измерения напряжения, тока, мощности, частоты, температуры с высоковольтных генераторов и линий, а также информацию о положении коммутационных аппаратов высоковольтных присоединений. Диспетчерские команды передаются по прямым диспетчерским каналам еще одной подсистемы СОТИ АССО на диспетчерские пункты энергетической компании и СО. Для регистрации, хранения и представления персоналу информации о процессе возникновения и развития аварийных ситуаций на основном электрооборудовании станции предназначена подсистема РАС (регистратор аварийных событий), доступ к которой имеют диспетчеры и специалисты энергетической компании и СО. Время на исправление отказов и ошибок в работе систем ограничено, перерыв передачи технологической информации более чем на 30 мин квалифицируется как авария и сопровождается расследованием в Ростехнадзоре.
Также по системам СОТИ АССО оперативный персонал электростанций управляет основными режимами выработки и передачи электроэнергии. С точки зрения архитектуры СОТИ АССО является распределённой системой. Она состоит из цифровых измерительных преобразователей, контроллеров, серверов, цифровых линий сбора на оптических кабелях и ПО, позволяющего создать из этих инфраструктурных элементов единый комплекс, решающий задачи оперативного управления в энергетике.
Помимо самого процесса производства электроэнергии и режимов работы необходимо правильно посчитать произведенную продукцию, что выполняется при помощи АИИС КУЭ — автоматизированной информационно-измерительной системы коммерческого учёта электроэнергии. Она представляет собой совокупность аппаратных и программных средств, обеспечивающих дистанционный сбор, хранение и обработку данных об энергетических потоках. АИИС КУЭ необходима для автоматизации торговли электроэнергией. На основе переданных системой данных производятся денежные взаиморасчеты между различными организациями, участвующими в производстве и распределении электроэнергии.
АСУРЭО — автоматизированная система управления ремонтами энергетического оборудования, предназначенная для автоматизации процессов создания, рассмотрения и обработки диспетчерских заявок на ремонт энергетического оборудования на всех уровнях диспетчерского управления. АСУРЭО позволяет осуществлять автоматизированное рассмотрение и обмен диспетчерскими заявками с СО.
Система обмена информацией о составе и параметрах генерирующего оборудования с участниками оптового рынка — это программно-аппаратный комплекс, предназначенный для обмена информацией между диспетчерскими центрами и участниками оптового рынка электроэнергии о мощности, составе и параметрах оборудования. Она необходима для недельного, суточного и оперативного планирования электроэнергетических режимов и доведения до электростанций планового диспетчерского графика.
PC Week: И каковы ваши достижения в области информатизации за последнее время?
А. Т.: За последний год мы провели реорганизацию ИТ-службы, повысив эффективность и сократив численность персонала. Также за этот период мы внедрили лучшие мировые практики в области управления ИТ. В частности, разделили специалистов на две большие группы, одна из которых отвечает за сопровождение текущей инфраструктуры (серверы, файловые хранилища, сети, телефония), а вторая занимается развитием ИТС и внедрением нового функционала ERP, биллинговых систем, порталов, систем хранения документов. Также мы реорганизовали службу поддержки биллинговой системы и продолжаем совершенствовать работу единого центра поддержки пользователей, в который любой сотрудник может обратиться с любым вопросом, связанным с ИТ. В текущей момент мы занимаемся внедрением новой системы регистрации и обработки заявок.
В целом же, проводя те или иные организационные преобразования, мы движемся в сторону централизации управления ИТ. Практика принятия централизованных решений при выборе ИТ-продуктов и партнеров по оказанию ИТ-услуг позволяет достигать прозрачности в работе и ощутимо снижать затраты.
PC Week: Какие задачи стоят перед вами в ближайшее время?
А. Т.: Мы планируем развитие ИТ-систем для автоматизации таких процессов, как планирование закупок, производство, управление ремонтами, прогнозирование. Более конкретно могу отметить важность автоматизации в энергетической компании так называемого ремонта по состоянию, что, по сути, является некой прикладной реализацией функционала прогнозирования. Статьи расходов на ремонт оборудования в энергетике, наверное, высоки как ни в какой другой отрасли, и это объективный фактор. И использование датчиков контроля технического состояния основных средств в качестве исходных данных для прогноза реальной потребности в ремонтах может дать просто огромный эффект. Пока же в отечественной энергетике о полноценных внедрениях подобного функционала нам не известно.
Нашей компании предстоит пройти ряд этапов автоматизации работы с оборудованием (например, полное описание параметров оборудования и построение полноценных систем планирования ремонтов), прежде чем мы сможем осваивать вышеупомянутую концепцию. Но целенаправленно двигаться в этом направлении жизненно необходимо.
Также у нас существует постоянная необходимость в поддержке серверов, обеспечивающих текущую деятельность компании, таких как почтовые, хранилища файлов и др. Физически серверы, на которых развернуты ИТС, находятся на станциях и в филиалах управляющей компании.
М. К.: Отмечу еще важность развития систем документооборота для интеграции их с рядом сервисов государственных и коммерческих структур. Это становится все более важно для реализации полного цикла электронного взаимодействия с нашими клиентами, о чем уже было сказано. Но даже внутри СГК как компании, под управлением которой находится более двух десятков самостоятельных юридических лиц, важно развивать юридически значимый документооборот, который, как известно, очень востребован при организации взаимодействия бизнес-партнеров в самых разных сценариях.
PC Week: Спасибо за беседу.