Но мнению аналитиков Рунета, одним из самых значительных российских событий 2014 г. в области интернет-торговли, да и интернет-бизнеса в целом, стал успех торгового портала AliExpress (входит в группу Alibaba). Сайт этого онлайнового магазина вошел в десятку самых посещаемых жителями нашей страны Web-ресурсов. Конкретные данные по объемам продаж не назывались, но вполне вероятно, он уже вышел на первое место в российской интернет-торговле и по объемам.
Успехи китайской компании отражают расширение присутствия в Рунете зарубежных игроков мировой интернет-торговли (в частности, eBay). Эксперты с некоторой тревогой оценивают перспективах российского бизнеса в этой сфере: даже в условиях быстрого роста объема этого рынка (за счет перехода от офлайновых методов покупок к онлайновым) вполне вероятно, что доля отечественных компаний может начать снижать, в перспективе возможно и замедление темпов роста в объемных показателях. При этом в качестве главной «угрозы» называется именно AliExpress, который активно расширяется в мировых масштабах в целом.
Напомним, что Alibaba Group занимается интернет-коммерцией, ее главная сфера деятельности — обеспечение операций B2B. Портал AliExpress (розничная торговля и мелкий опт) является вторым по важности, кроме того есть еще несколько динамично развивающихся сервисов, в том числе Alibaba Cloud Computing (компания явно следует по пути Amazon) и собственная платформа для онлайновых электронных платежей AliPay. Сейчас основной бизнес группы сосредоточен в Китае, но компания стремится на мировой рынок. В сентябре 2014 г. Alibaba вышла на IPO, сделав первичное размещение своих акций на Нью-Йоркской фондовой бирже, ее показатель — 25 млрд. долл. — стал самым крупным IPO в истории. В отчете, опубликованном перед IPO, было указано, что за первую половину 2014 г. торговый оборот всех площадок Alibabа составил 296 млрд. долл. при 279 млн. активных покупателей (рост обоих показателей за год примерно на 50%). Если перед IPO эксперты оценивали рыночную стоимость компании в 168 млрд. долл., но по состоянию на 19 сентября 2014 г. эта величина составила 231 млрд. долл.
Идея заняться электронной коммерцией пришла в голову Джека Ма (Ма Юнь) в 1995 г. во время визита с торговой делегацией в качестве переводчика в Сиэтл (он закончил педагогический институт), где он впервые узнал об Интернете и познакомился с компьютерами. В 1997 г. он оставил государственную службу в министерстве внешней торговле КНР и с 17 друзьями основал Alibaba Group, имея 60 тыс. долл. стартового капитала. Сегодня Bloomberg оценивает его состояние в 29,7 млрд. долл., называя его самым богатым человеком в Китае и
Сегодня можно утверждать, что Россия уже попала в фокус внимания китайского интернет-гиганта и планомерное развитие ее бизнеса в нашей стране уже началось. Свидетельством тому стал визит основателя и председателя совета директоров Alibaba Group Джека Ма в Россию для участия в Санкт-Петербургском экономическом форуме, где он выступил с докладом о будущем электронной торговли в мире и осветил некоторые планы по расширению присутствия своей компании в нашей стране.
По мнению Джека Ма, сейчас Россия переживает трудный экономический период, но это очень удачный момент для инвестиций в развитие бизнеса в нашей стране, поскольку именно кризис снижает стоимость необходимых затрат, а местные компании находятся в сложных финансовых условиях. Подготовка для формирования новой бизнес-инфраструктуры требует времени, и этот процесс будет закончен как раз к началу решительного подъема российской экономики (по оценкам китайского бизнесмена он начнется примерно через пять лет). В этом году AliExpress подписала ряд партнерских соглашений, зарегистрировала юридическое лицо в нашей стране.
В настоящее время Alibaba получает из-за рубежа только 2% выручки (остальная приходится на Китай), но Россия входит в тройку ведущих зарубежных покупателей. Джек Ма хочет, чтобы иностранная доля дохода в 2020 г. увеличилась до 20%, а общий объем продаж на всех торговых площадках вырос до 1 трлн. долл. В реализации этих планов он отводить нашей стране важную роль.
Одну из главных проблем в развитии розничного интернет-бизнеса в России глава Alibaba видит в схемах местной логистики. Компания для доставки товаров использует обычную почтовую пересылку и видит тут большой потенциал для совершенствования и свое конкурентное преимущество. В то время как подавляющее большинство российских интернет-магазинов стараются не пользоваться услугами Почты России (дорого, ненадежно) и идут по пути создания собственных систем логистики (пункты доставки, курьерская служба), что сразу ограничивает географию их бизнеса, AliExpress делает ставку на использование обычной государственной почтовой системы, которая позволяет ей «дотянуться» до любого уголка страны. При этом преимуществом китайской компании является бесплатность почтовой доставки (за чей счет реализуется эта возможность, не афишируется, аналитики считают, что это является примером поддержки китайского интернет-бизнеса со стороны властей КНР), что делает привлекательной для покупателя приобретение даже «мелочевки».
С учетом важности схем логистики AliExpress уделяет большое внимание сотрудничеству с Почтой России в плане совершенствования ее работы. Джек Ма с удовлетворением отметил, что за последние два-три года время доставки товаров из Китая сократилось в среднем с 60 до 20 дней. Он сообщил, что в ходе нынешнего визита он провел переговоры с руководством российского почтового ведомства, и выразил готовность инвестировать в улучшение сервисов и инфраструктуры почтовой системы страны. По его мнению, вполне вероятно, что уже через несколько месяцев срок доставки из Китая можно будет сократить до семи дней.
Еще одна важная особенность AliExpress заключается в том, что этот сервис, строго говоря, не является магазином, лишь порталом-посредником между гигантской сетью независимых продавцов и огромной массой потребителей (только в Китае это 10 млн. компаний и 800 млн. человек, соответственно). Формально торговая сделка покупателей производится не с AliExpress, а с конкретным поставщиком. Именно это обеспечивает, в частности, заметно низкие цены товаров за счет (помимо аспекта себестоимости) ожесточенной конкуренции продавцов между собой. Но при этом AliExpress жестко контролирует качество предоставляемых услуг и оперативно разрешает возникающие конфликты, беря на себя фактически гарантийные обязательства по возврату денег покупателям.
Говоря о развитии бизнеса в нашей стране, Джек Ма подчеркивает, что речь идет не только об одностороннем потоке товаров из Китая в Россию, но и в обратном направлении. Он уверен, что российским компаниям есть много, что предложить через интернет-платформу Alibaba/AliExpress для продажи как в Китае, так и в других странах.