Согласно постановлению Правительства РФ № 602 от 17.06.2015 г. (документ вступил в силу 1 июля), портал Госслужбы признан государственной информационной системой. Предполагается, что в перспективе портал станет не только официальным источником информации о государственной и муниципальной службе, но и системой управления кадровым составом госслужащих. Вопрос в том, насколько эффективным будет портал с точки зрения поиска работы и управления кадрами.
«Комплексные информационные системы за счет интеграции большинства HR-процессов позволяют получать качественную и разностороннюю аналитику, увеличивают скорость кадрового документооборота и снижают стоимость процессов, — делится своим мнением Анна Розаренова, директор по управлению персоналом банка „Уралсиб“. — И если коммерческий сектор уже осознал преимущества подобных систем, то госсектор только идет к этому. Таким образом, несмотря на определенные недостатки предлагаемой системы, ее внедрение можно только приветствовать».
В настоящее время на сайте госслужбы уже публикуется информация о вакантных должностях в различных органах власти как в столичном регионе, так и в субъектах Федерации. «Практика публикации вакансий для внутренних сотрудников в интранете, а для внешних — на порталах по поиску работы широко применяется в бизнес-среде, и давно является стандартным инструментом работы рекрутеров по закрытию вакансий, — отмечает Юрий Ефросинин, исполнительный директор компании KellyOCG. — Поэтому, создание единого портала, на котором любой гражданин может узнать об открытых вакансиях в государственных органах, безусловно, позитивный шаг. Такая открытость, особенно в условиях роста безработицы в России, будет способствовать привлечению более сильных кандидатов в госсорганы на конкурентной основе».
В данном случае, по мнению г-на Ефросинина, при организации работы портала Госслужбы предстоит решить два технических момента. «Прежде всего, важно обеспечить удобство функционала по поиску вакансий и отклику на них, а также возможность уволенным сотрудникам опубликовать свое резюме. Вторым важным моментом может стать привлечение на такой портал работодателей из коммерческого сегмента. Ведь в поиске кандидатов из госсектора могут быть заинтересованы не только госорганизации».
К числу текущих препятствий на пути к полной автоматизации работы с кадрами в организациях по-прежнему относятся нормы закона.
«Бумажный кадровый документооборот постепенно отходит в прошлое, и скорость этого процесса ограничена лишь требованиями законодательства. До сих пор многие действия требуют оригиналов бумажных документов, что не позволяет перевести все кадровые процессы в электронную область. При этом технические и организационные ресурсы присутствуют на рынке в полном объеме, либо могут быть разработаны собственными силами компании. Особую значимость подобные механизмы приобретают в текущих экономически неблагоприятных условиях, когда многие компании озабочены снижением операционных расходов», — считает г-жа Розаренова.
Как показывает общая практика, большинство операционных процессов, в том числе и в кадровом делопроизводстве, все больше автоматизируются, и в этой связи возрастает роль специалистов профильных структур. Но готовы ли сегодняшние работники кадровых служб к реализации электронного взаимодействия и управления кадровыми ресурсами?
«К возможностям трудоустройства при помощи Интернета не готовы как сами кандидаты из госслужбы (они не знают, где искать вакансии и не привыкли пользоваться порталами для поиска работы), так и работники государственных кадровых служб, поскольку в этом сегменте рынка труда долгое время действовали свои правила трудоустройства, — констатирует г-н Ефросинин. — Для того чтобы сделать такой портал максимально полезным, предстоит решить не только технические задачи, но и реализовать образовательные программы и для кадровиков, и для самих кандидатов».