PC WEEK/RE — 20 ЛЕТ ИННОВАЦИЙ!
Уважаемые читатели!
Данная статья публикуется в рамках юбилейного проекта «PC Week/RE — 20 лет инноваций!». Нашему изданию в
2015-м исполняется 20 лет, и мы решили отметить юбилей серией интересных материалов (обзоров, экспертных статей, интервью), в которых представим различные направления ИТ-отрасли и ИТ-рынка через призму их исторического развития, особенно в плане прохождения ими кризисных периодов, с акцентом на анализе их нынешнего состоянии и перспектив дальнейшего развития.В предлагаемом вашему вниманию интервью, в котором Дмитрий Назипов, старший вице-президент, руководитель департамента информационных технологий банка ВТБ, рассказывает об опыте работы в ИТ-отрасли, своем видении происходящих в ней перемен и ее влиянии на различные сферы бизнеса, в том числе банковский сектор российской экономики.
Редакция
У людей, которые сегодня занимают ключевые позиции в руководстве ИТ-подразделений крупнейших структур отечественного бизнеса, карьера почти всегда связана с развитием самого ИТ-рынка в России. Об этом, а также о перспективах развития и автоматизации банковского сектора экономики рассказывает старший вице-президент, руководитель департамента информационных технологий банка ВТБ Дмитрий Назипов.
Ваша карьера в ИТ фактически охватывает все характерные для отечественного ИТ-рынка периоды. Поэтому вначале расскажите о том, как она развивалась.
В моей карьере условно можно выделить три этапа. Первый, в начале
В любом случае необходимо было создавать программное обеспечение соответствующей функциональности для бизнес-приложений, чем я и начал заниматься в начале
Очень важно, что уже в то время у меня была возможность плотно общаться с людьми, которых сегодня принято называть ключевыми бизнес-пользователями. И, соответственно, вплоть до нюансов понять их отношение к информационным технологиям, мотивацию применения ИТ-продуктов, степень подготовки к работе с ними и т.д.
Мой профессиональный круг общения в то время в основном состоял из руководителей предприятий, главных бухгалтеров и экономистов, а это люди весьма консервативных взглядов, часто с опаской подходящие к компьютеру и ИТ в целом. Тем не менее, со временем некоторые из них настолько увлеклись информационными технологиями, что нам приходилось встраивать в классический функционал производственных ИТ-систем весьма экзотические функции.
Второй этап моей карьеры был связан с государственным сектором. Десять лет я руководил ИТ-департаментом Правительства Чувашской Республики и программой развития ИТ данного региона. Свою карьеру там я завершил на посту министра по информатизации и связи.
В известной мере это тоже был старт практически с нуля. К моменту моего прихода на все правительство Чувашии было пять компьютеров, с помощью которых печатали документы для первых лиц республики.
Когда я уходил, компьютеры были уже в каждом кабинете, развивался безбумажный документооборот. Сервис электронной почты и правительственный сегмент Интернет охватывал сотни организаций на всей территории республики. Но самое главное, наверное, в том, что тогда я, что называется, оказался в самой гуще событий. Я застал начало реализации известной программы «Электронная Россия», которая позднее трансформировалась в «Электронное правительство» и «Электронное общество», и в то время наш регион был выбран на федеральном уровне в качестве пилотного.
А в 2004 г. я пришел на работу в банк ВТБ. Здесь ситуация была уже несколько иная, я начал работать в сфере бизнеса с уже сложившимися на тот момент подходами к автоматизации и достаточно зрелыми бизнес-процессами. Впрочем, в отношении развития этих подходов банковская отрасль уже тогда была и по сей день остается весьма динамичной.
Как выделенные вами этапы карьеры связаны между собой? Что оставалось неизменным, и что менялось?
Неизменным оставалась основная специальность — ИТ, но радикально отличались запросы заказчиков и сами подходы к построению ИТ-систем. Это было и остается весьма увлекательным — участие в становлении и развитии отрасли ИТ! Как я уже упоминал, сначала у меня был опыт коммерческой разработки программного обеспечения по заказу предприятий самых разных отраслей — от оборонного сектора до сельского хозяйства. Затем, на государственной службе я осознал, каким образом формируется общественный интерес к тому или иному направлению развития ИТ-технологий и сервисов. То время в целом характеризуется становлением фундаментального подхода к автоматизации государственного сектора. Лично мне приходилось заниматься целым спектром ИТ-направлений: строить центры обработки данных, внедрять информационные системы, думать о концепции информационной безопасности, а еще и самому популяризировать информационные технологии.
С приходом в ВТБ мне пришлось осваивать профессиональные тонкости функционирования финансовой отрасли, в которой ИТ играет ключевую роль.
Дала ли мне что-либо синергия, полученная от этого опыта? Конечно! Важно панорамное видение ИТ-проблематики (360º-view — С. К.). Суть его примерно в следующем: ИТ-руководитель должен рассматривать каждую сколько-нибудь значимую проблему не только как глава ИТ-департамента, но и глазами бизнес-заказчика, и с позиции одного из топ-менеджеров компании, и только осознав все эти аспекты, принимать решение. Иногда бывает важно понять, какова значимость технологии для общества в целом (пусть и в некоторой перспективе), какой социальный эффект она может дать. Думаю, что это разнообразие практического опыта, который не почерпнешь ни в одном учебнике, дорогого стоит.
Давайте перейдем к вашей нынешней деятельности...
Очевидно, что сегодня в банковской отрасли информационные технологии являются одним из основных драйверов развития и непременным условием для ведения бизнеса. Но они же порождают самые серьезные вызовы для будущего банковского сектора.
Например, если посмотреть на туристическую отрасль, то мы увидим, что за последние несколько лет в этой сфере произошли радикальные изменения, которые ударили по бизнесу туристических агентств. Для туризма ИТ всегда являлся мощным инструментом (системы бронирования, промо-сайты и пр.), но в данном случае тенденции, работающие против традиционной модели бизнеса, оказались явно сильнее. Привычный механизм профессионального посредничества, реализуемого турагентством между путешественником, перевозчиком и отелем был нарушен именно информационными технологиями. Сейчас мы можем наблюдать также и за болезненной, но неизбежной трансформацией отрасли городских такси.
И банковскую отрасль может ждать что-то подобное?
У нас ситуация несколько иная и не столь драматичная. Сегодня банкинг фактически представляет собой совокупность сервисов, многие из которых могут быть легко обособлены. Многими из них (не в последнюю очередь благодаря развитию все тех же ИТ) могут заниматься отдельные компании, а не банки. Буквально на днях у меня была беседа с руководителями компании Huawei, которые рассказывали мне о взрывном росте популярности в Китае одной из локальных социальных сетей. К ней привязаны сервисы электронного кошелька и процессинга, что позволяет участниками этой сети переводить друг другу деньги без комиссии. Социальная сеть зарабатывает не на переводах, и может позволить себе обнулить комиссии, попутно убивая бизнес WesternUnion, MoneyGram и других платежных сетей.
Еще один весьма интересный пример также связан с развивающимися рынками. Тот факт, что качественными банковскими услугами не были охвачены большинство регионов Кении, позволил ведущему мобильному оператору страны запустить сервис денежных переводов и микрофинансирования
Резюме из всего сказанного следующее. Информационные технологии, проникая повсюду, могут эффективно работать не только на благо развития различных индустрий, но и иногда фактически против них, радикально трансформируя, а иногда и разрушая их. В конечном итоге все определяет здоровая конкуренция.
В таком случае, какие идеи наиболее вероятно станут основой для развития банковского сервиса будущего?
Я думаю в современной парадигме банк фактически становится для клиентов внешним казначеем и провайдером многочисленных дополнительных сервисов. Типичным сценарием становится формирование на базе банковских сервисов канала для доступа к электронным торговым площадкам, электронным магазинам. Также банк может выступать агрегатором финансовых услуг внешних провайдеров сервисов. Если же смотреть более широко, то разнообразие небанковских финансовых сервисов, с одной стороны, создает на рынке конкуренцию, с другой — предоставляет кредитным организациям более широкие возможности на рынке собственно финансовых сервисов.
С точки зрения внутренних банковских процессов все большее число операций осуществляется в полностью автоматическом режиме, что является результатом расширения функциональности ИТ-систем. Это позволяет существенно снижать затраты при одновременном повышении надежности и оперативности проведения транзакций.
Разумеется, это в полной мере относится и к Группе ВТБ. Учитывая все вышеназванные тенденции, как на розничном, так и на корпоративном рынках, мы сейчас очень много работаем над развитием портфеля ИТ-проектов и успешно продвигаемся в этом направлении.