Важность оцифровки музейных фондов, внедрение цифрового формата в процесс учета и сохранности ценных экспонатов сегодня не вызывает сомнений, напротив, становится задачей государственного значения. И в этой связи все большую актуальность приобретает поиск лучших практик перевода в электронный вид музейных коллекций. Опытом подобных работ в ходе мероприятия «Производство электронных информационных ресурсов» поделились представители корпорации ЭЛАР.
За многолетнюю историю своей работы на счету корпорации около 700 проектов, среди которых такие как ОБД «Мемориал», «Память народа», работы по оцифровке фондов в РГБ и ГАРФ.
«На сегодняшний день мы работаем не только с банковскими документами, организационно-распорядительной документацией, библиотечными карточками, диссертациями, — хотя, безусловно, это основные наши документы, но также и с театральными декорациями, почтовыми марками и ювелирными украшениями. И в этой связи проект по оцифровке предметов и объектов Государственного Эрмитажа стал для нас знаковым», — рассказал Дмитрий Щербачев вице-президент корпорации ЭЛАР.
«Проект начался в 2012 году и продолжается сегодня. Нами были разработаны технологические карты, стандарты и регламенты. В среднем задействуется около тридцати человек одновременно. Для оцифровки объектов в зависимости от их специфики применяются особые технологические решения», — прокомментировал Александр Ефимов, вице-президент по производству корпорации ЭЛАР.
По его словам технической съемке и оцифровке экспонатов Государственного Эрмитажа, предшествовали работы по переводу в электронный вид (сканированию и индексированию) всех инвентарных книг и книг поступлений — традиционный путь для любого музея, который ведет деятельность по совершенствованию своих важнейших процессов: учета и хранения. Далее — работы по оцифровке музейных объектов для загрузки информации и образов в базу данных КАМИС.
«Итак, какие объекты переводились в цифровой вид, и каким образом? Стоит сказать, что все работы проводятся на территории Эрмитажа под контролем и при непосредственном участии хранителей. Сканирование музейных предметов графики проводилось на специализированных планетарных сканерах ЭЛАР ПланСкан С и комплексах высококачественного сканирования ЭЛАР ПауэрСкан форматов А0 и 2А0 в строгом соответствии с цветовой и геометрической шкалой, согласованной с сотрудниками Эрмитажа», — пояснил г-н Ефимов.
По его словам в рамках проекта было создано несколько специальных технологических решений: индивидуальные подставки для обеспечения требуемого ракурса при проведении фотосъемки; специальный антибликовый фон, позволяющий вести работы без снижения интенсивности съемки; лайт-боксы для съемки бликующих предметов.
Для фотографических работ объекты и предметы музейного фонда были разделены на крупногабаритные (оружие, мебель, экипажи, ковры, архитектурные детали и т. д.), средние и мелкие (фарфор, стекло, кружево, ювелирные изделия). При съемке было задействовано оборудование топ-класса, в частности, фотокамеры Phase One и поворотный столик, обеспечивающий оцифровку в нужных ракурсах.
«Не просто снимать предметы, находящиеся в экспозиции: люстры, кареты, предметы интерьера, которые нельзя передвигать. Бывает, трудно сделать общий план, потому съемка в залах производится, когда нет посетителей, то есть в выходной день», — пояснил г-н Ефимов.
Помимо фотосъемки и оцифровки предметов музейного фонда еще одним направлением проекта в Эрмитаже является сканирование книг из коллекции «Эрмитажиана». Это книги, когда-либо изданные музеем, написанные его сотрудниками, а также издания об Эрмитаже. Всего в коллекции около 7000 книг.
По словам г-на Щербачева в общей сложности было оцифровано 3 млн. страниц учетных книг для наполнения музейной системы. Оцифровано более миллиона предметов и объектов. «Если быть точным, то 1,3 млн. Это крупнейшая оцифрованная музейная коллекция в мире».