Федеральным законом №
«Существо вопроса сводится к юридической технике. В статьях 3 и 7 закон описывает случаи, когда лицу предоставляется опциональность — получить документ в классическом варианте или в электронном. В указанных статьях закон однозначно указывает, что конечная форма документа зависит от воли заявителя. В иных случаях документ должен предоставляться строго в той форме, какая предписывается законом или подзаконным актом (в случае если последний по содержанию не противоречит первому)», — комментирует Роман Лукьянов, управляющий партнер юридической компании Semenov&Pevzner.
Сведения, направляемые в госорганы гражданами, также могут быть представлены в электронном формате. Так, согласно п. 2 ст. 3 закона информация в органы государственной власти и местного самоуправления может быть представлена гражданами (физическими лицами) и организациями в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, если иное не установлено федеральными законами, регулирующими правоотношения в установленной сфере деятельности.
«На мой взгляд, большинство положений данного федерального закона позволяет предположить, что выбор формата (бумажный или электронный) будет осуществляться самостоятельно отправителем, если последний является гражданином или юридическим лицом», — считает Михаил Баширов, управляющий партнер юридической фирмы «Баширов и партнеры».
При этом, закон, как правило, обязывает использовать усиленную квалифицированную электронную подпись.
«Предполагаю, что это связано с логистическими процессами. Выполняя определенную государственную функцию, орган государственной власти или местного самоуправления имеет с одной стороны ограниченные возможности по идентификации заявителя, с другой стороны — ограниченное время на выполнение самой государственной функции (срок устанавливается законом или подзаконным актом). В этой связи механизм идентификации заявителя должен быть с одной стороны максимально точным, с другой — максимально быстрым. В случае с электронными документами обеспечить выполнение этих двух требований может УКЭП», — полагает г-н Лукьянов.
«Граждане и юридические лица вправе использовать электронную форму по своему усмотрению. Соответственно, они сами решают, нести ли им расходы, связанные с использованием электронной подписи, или нет. При этом несколько иной подход применен для документов, отправляемых государственными или муниципальными органами. В определенных случаях они обязаны использовать электронную форму, если это предусмотрено законом или на то есть согласие взаимодействующего с ними физического или юридического лица», — полагает г-н Баширов.
Помимо общего правила использования электронной подписи и требуемой в большинстве случаев УКЭП, ст. 6, которой внесены изменения в
Однако сомнения у заявителей относительно использования электронного формата взаимодействия с госорганами может вызывать отсутствие четко обозначенного порядка подтверждения факта принятия электронного документа. По мнению экспертов, данный вопрос должен быть урегулирован отдельно.
«Это вопрос, который должен быть урегулирован подзаконным актом. У госоргана для приема, обработки и предоставления электронных документов по описанным алгоритмам должна быть установлена и функционировать система обмена электронными документами», — поясняет Роман Лукьянов.
Закон вступает в силу 10.01.2016 года.