Разбираться в структуре меняющегося облачного рынка и в развитии конкурентной ситуации на нем безусловно полезно для выстраивания облачной стратегии со стороны заказчиков, и все же сегодня наиболее актуальные вопросы в этой области касаются анализа применения облаков и их перспектив в видимом будущем. Это тем более важно в данный момент, что рынок переживает переход от опытного опробования к широкому промышленному использованию. Именно на этот «исторический момент» делается акцент в отчете Gartner Magic Quadrant ‘2015 for Cloud IaaS, основная часть которого посвящена изучению уже полученного опыта и выявлению трендов в деле применения модели «ИТ-инфраструктура как облачный сервис».
Gartner не дает количественных оценок состояния и динамики изменения сегмента CIaaS, но все же указывает, что его абсолютные показатели являются весьма значимыми для ИТ-рынка в целом, а темпы — высокими: в прошлом году абсолютный рост нагрузок только в публичных ClaaS-сервисах впервые превысил аналогичный показатель для традиционных онпремис-нагрузок. Доля облаков в ИТ-инфраструктуре предприятий повышается с «драматической» (по выражению экспертов) скоростью. Но при этом, по мнению Gartner, именно 2014 год стал моментом критического переосмысления облачными провайдерами итогов своей работы. Дело в том, что раньше многие из них действовали по модели стартапов, когда главной целью была не прибыль, а увеличение продаж (пусть даже убыточных), расширение своего присутствия на рынке. Но как раз сейчас на первый план выходят вопросы рентабельности, необходимости покрытия уже сделанных затрат и получения прибыли от облачных проектов. Для многих провайдеров такой анализ показал скорее неудачу, чем успех, необходимость скорректировать свою текущую облачную бизнес-стратегию, задуматься о модернизации или даже замене используемых платформ.
Некоторое время многие провайдеры демонстрируют свои намерения сократить, а то и вовсе прекратить инвестиции в собственные ClaaS-предложения, другие планируют изменить состав своих предложений на этом рынке.
В условиях таких изменений покупателям облачных услуг нужно соблюдать особую осторожность при выборе поставщиков, изучать вопрос стабильности их положения на рынке, интересоваться планами дальнейшего развития. Gartner рекомендует заказчикам при заключении соглашений об услугах специально прописывать обязательства поставщика не изменять существенно (тем более — не прекращать) действующие предложения в течение как минимум одного года.
По мнению Gartner, примерно два года назад закончился первый этап развития рынка CIaaS, который можно условно назвать «IaaS против традиционных ИТ». Тогда поставщиками облачных сервисов выступали специализирующиеся именно в этой сфере провайдеры, которые в продвижении своих услуг делали акцент на преимуществах использования облачных моделей по сравнению с традиционными онпремис-схемами применения ИТ. Их основными конкурентами были традиционные поставщики ИТ. Сейчас же наступил следующий этап — «борьба внутри IaaS-поставщиков», — который характеризуется активным участием в дележе облачного рынка известных ИТ-лидеров из числа платформенных игроков. Их усилиями главным рекламным посылом в адрес потребителей стал акцент на возможность выбора между традиционной и облачной моделями (что платформенные поставщики рассматривают как свое конкурентное преимущество), а основной акцент технологической конкуренции сместился внутрь круга облачных поставщиков — «чьи облака лучше».
Разумеется, все это сопровождается количественными и качественными изменениями в предлагаемых IaaS-сервисах — с точки зрения производительности, масштабирования, надежности, безопасности, функционала и пр. Если раньше IaaS рассматривались как некая автономная часть инфраструктурных ИТ-задач, нередко противостоящая традиционной онпремис-схеме, то теперь заказчики и поставщики позиционируют их как интегрированную часть единой корпоративной ИТ-проблематики.
В то же время Gartner считает, что модель CIaaS еще не стала «общепринятой» (commoditized) в отрасли. Об этом свидетельствует пока еще не очень высокий уровень стандартизации предлагаемых сервисов. Это в свою очередь затрудняет оценку объемов рынка, равно как и сравнительный анализ сервисов от разных поставщиков: даже у провайдеров, ориентированных на одни и те же категории клиентов и использующих схожие технологии, конечные предложения сильно различаются по своим функциями и возможностям. Между тем процесс стандартизации идет, и аналитики выделяют в сфере частных облаков два направления: когда поставщики, выполняя требования заказчиков, все же ориентируются на «промышленные» технологии, и когда они пытаются реализовать свои собственные идеи и решения. В качестве самостоятельного набирающего популярность варианта частных облаков выделяется схема «дата-центр в облаке», когда CIaaS используется не для решения каких-то конкретных бизнес-задач, а для создания достаточно универсального дата-центра, способного адаптироваться под широкий круг меняющихся задач (это может быть, например, дата-центр, в свою очередь работающий в режиме некоторого вторичного CIaaS).
Основные виды использования CIaaS
Говоря о вариантах использования СIaaS, эксперты из Gartner в своем прошлогоднем отчете (www.pcweek.ru/ecm/article/detail.php?ID=164182) выделяли три основных направления — хостинг приложений, виртуальные дата-центры (VDC) и пакетная обработка (Batch computing). Сейчас они предлагают несколько иную классификацию в виде четырех категорий (в порядке их востребованности):
1) реализация «цифрового бизнеса» (Digital business enablement);
2) режим 2 (Mode 2) — гибкие ИТ-проекты;
3) режим 1 (Mode 1) — замена традиционных дата-центров;
4) пакетная обработка.
На «цифровой бизнес» сегодня приходится основной объем рабочей нагрузки CIaaS. Речь тут идет совсем не только о пользователях из числа технологических компаний (ведь ИТ-компании сами являются важной категорией ИТ-потребителей, они во многом выполняют роль первопроходцев). Значительный объем этого рода услуг приходится на предприятия, занимающиеся электронной коммерцией (в том числе розничные интернет-магазины), цифровым маркетингом и разного рода интернет-услугами. Подавляющее число таких клиентов используют CIaaS именно для критически важных деловых функций. Но при этом принципиальным отличием «цифрового бизнеса» от режима 1 является то, что используемая ИТ-архитектура и приложения изначально заточены на применение облаков.
Но если «цифровой бизнес» — это обеспечение текущего функционирования организации, то режим 2 связан с ее развитием, с реализацией новых проектов, причем именно на стартовых этапах — разработка, тестирование, опытная эксплуатация. Преимущество тут состоит в том, что облака позволяют быстро получать дополнительные ресурсы, создавая изолированную среду, не влияющую на работу «боевых систем». Именно здесь в наибольшей степени востребованы такие облачные возможности, как выделение ресурсов по требованию и самоуправление, при этом благодаря модели IaaS заказчик может в рамках виртуальной среды создавать собственные конфигурации вычислительных систем.
Следующим вариантом использования CIaaS является режим 1, когда в облако переносится «как есть» традиционный дата-центр компании с текущими его приложениями и конфигурациями. Все это вполне может быть сделано, если у предприятия уже виртуализирована внутренняя ИТ-инфраструктура. Обычно же процесс такого перехода идет поэтапно: сначала в облако перемещаются среды разработки ПО, потом — вспомогательные бизнес-приложения и уже после этого критически важные системы. Разумеется, тут возникает вопрос, каковы мотивы такой замены действующей инфраструктуры. Здесь есть несколько вариантов — чаще всего на такой шаг предприятие идет, когда подходит момент серьезной модернизации используемой инфраструктуры. Кто-то видит преимущество в том, что эксплуатационные выгоды быстро покроют капитальные затраты. Но порой такую ИТ-трансформацию в компаниях объясняют долгосрочными стратегическими целями.
Пакетная обработка часто ассоциируется с задачами научно-технических расчетов и математического моделирования, но обычно речь тут идет о случаях, когда заказчику нужны высокопроизводительные ресурсы на относительно короткое время (например, для составления сложных финансовых балансов, для решения специальных аналитических задач, для перекодирования видео и пр.). На рынке даже есть небольшая группа провайдеров, изначально ориентирующихся именно на такие потребности клиентов и применяющих специальную технику, в частности графические процессоры и высокоскоростные сетевые коннекторы.
Еще несколько лет назад на рынке шли жаркие дискуссии о том, какие вычислительные нагрузки можно переносить в облака, а какие — ни в коей мере не следует (чуть раньше подобные споры концентрировались вокруг виртуальных сред). Доля того, что «не следует», постоянно сокращается. Сегодня многие заказчики арендуют у облачных провайдеров даже изолированные физические серверы. Хотя далеко не все провайдеры предлагают услуги, покрывающие полный спектр «прихотей» клиентов.
В целом Gartner констатирует, что CIaaS сегодня больше используется для новых проектов и новых моделей бизнеса, но при этом все чаще служит реальной альтернативой традиционному внутреннему дата-центру.
Хотя большинство заказчиков пока используют CIaaS скорее в тактических целях, все же многие их них уже присматриваются к потенциальным долгосрочным партнерам в этой сфере. Исследование Gartner, проведенное среди заказчиков в этом году, говорит, что 83% CIO рассматривают CIaaS как одну из возможностей развития своей ИТ-инфраструктуры, но 10% опрошенных уже позиционируют эту модель как базовую. Однако эксперты рекомендуют компаниям при выборе поставщика исходить из того, что в ближайшие годы им по разным причинам, возможно, придется поменять провайдера. К тому же в некоторых случаях наиболее эффективной схемой вполне может оказаться одновременная работа с несколькими провайдерами при решении различных бизнес-задач.
Актуальные аспекты рыночной ситуации
При решении вопроса использования CIaaS и выбора конкретного поставщика услуг Gatner советует заказчикам учитывать не только особенности облаков в целом, но и специфику текущего момента на рынке. При этом эксперты выделяют ряд актуальные аспектов.
Cloud IaaS еще не являются «общепринятой» моделью использования ИТ. Услуги разных провайдеров во многом отличаются друг от друга по функциям, производительности, масштабируемости и ценам. Хотя в теории всё выглядит очень просто (виртуальная машина — она и везде виртуальная машина), на самом деле CIaaS — это не аренда аппаратных мощностей, а фактически некоторая цельная «экосистема дата-центра», представленная в виде сервиса (Gartner даже использует новое понятие «entire data center ecosystem as a service»). Получается, что чем больше клиент использует возможности облаков с целью получить максимальный эффект, тем сильнее он привязывает себя к конкретному сервису. При этом нужно понимать, что рынок находится в довольно нестабильном состоянии: не все провайдеры выдержат конкуренцию, а многим, в том числе и лидерам, в борьбе за повышение своей эффективности придется вносить в свои предложения новшества, причем, возможно, весьма радикальные.
Возможности IaaS и PaaS сильно пересекаются. Развитие CIaaS во многом идет именно в направлении PaaS, провайдеры постоянно наращивают возможности ПО промежуточного слоя, предлагая, в частности, средства для расширенного управления контейнерами приложений. Ряд провайдеров-лидеров уже имеют у себя и IaaS, и PaaS, в том числе в объединенном виде облачных сервисов интегрированной инфраструктуры (cloud integrated infrastructure services).
Рынок находится в бурлящем состоянии. Революций тут не ожидается, но изменения будут весьма динамичными. Можно ожидать, что платформенные ИТ-лидеры будут усиливать свое присутствие, в том числе с помощью финансово-инвестиционных возможностей, постепенно выдавливая специализированных провайдеров на второй план. Такие крупные игроки смогут предложить на рынке более широкий спектр предлагаемых услуг, их высокую масштабируемость, гарантировать заказчикам долгосрочное сотрудничество. Однако уровень присутствия нишевых и локальных провайдеров останется достаточно высоким, они будут очень привлекательны для клиентов из сектора малого и среднего бизнеса.
Бимодальная модель использования облачных ИТ весьма привлекательна. Речь идет о сочетании режима 1 и режима 2, о которых говорилось выше. Компании будут переносить в облако свои традиционные ИТ-системы, изначально ориентированные на онпремис-схемы, в то же время для реализации новых проектов сразу будут применять облачные архитектуры.
Автоматизация будет проникать в облачные вычисления. Средства автоматизации не только повысят эффективность сервисов, но скорее всего станут основой для серьезной трансформации этих услуг, выведут их на новый качественный уровень. В частности, в ведение провайдеров могут полностью перейти вопросы управления обновлением ПО и аварийного восстановления систем.
Идет конвергенция публичных и частных CIaaS. Достижения в технологиях изоляции вычислительных процессов и данных привели к тому, что стало возможно создание частного облака на базе ИТ-инфраструктуры общего пользования, реализованного в многоарендной архитектуре. Если еще несколько лет назад понятие «частное облако» подразумевало использование выделенных именно для данного заказчика аппаратных средств, то сейчас для частного и публичного облаков может использоваться одна и та же виртуализированная физическая инфраструктура. Грань между этими двумя облачными моделями лежит сейчас только на уровне учета специфических требований заказчика, причем и эта грань стирается на глазах.
Большинство организаций ориентируются на использование в будущем мультиоблаков (multicloud). Речь в данном случае идет не о разных провайдерах, а о разных облачных технологиях от различных софтверных вендоров, которые на сегодняшний день в общем случае не совместимы между собой. До недавнего времени обычным вариантом было применение моновендорных схем, но по мере роста популярности облаков четко видна тенденция перехода к гетерогенными средам. Именно в направлении поддержки таких моделей сосредоточены усилия разработчиков средств управления вычислительными ресурсами.
Программно-определяемый дата-центр как основе партнерской экосистемы. Иметь программируемый доступ к облачной инфраструктуре с помощью API важно не только для заказчиков, но и для разного рода третьих ИТ-компаний, которые, решая свои бизнес-задачи, усиливают возможности базового облачного сервиса. Таким образом, вокруг программируемых облачных систем уже сейчас формируются партнерские экосистемы нового поколения.
Востребованность локально расположенных сервисов. Одна из идей облачных вычислений заключается в отсутствии жесткой географической привязки вычислительных мощностей. Для пользователя не имеет значения, где выполняется обработка, ему важен результат. Но опыт показывает, что довольно часто заказчику нужно знать месторасположение используемых ресурсов, более того, ему нужно, чтобы они находились в определенных местах. Этому есть и технические причины (скорость передачи данных, оплата трафика и пр.), но главные проблемы связаны с трансграничными вопросами, с необходимостью учета национальных особенностей требований регулятора. Проблема эта решается размещением облачных дата-центров в соответствующих регионах, причём глобальные провайдеры идут двумя путями: создают в регионах собственные ЦОДы и формируют свою сеть локальных партнеров-провайдеров. Кроме того, ведутся работы в направлении гармонизации национальных законодательств для решения трансграничных проблем.
Публичные CIaaS обеспечивают вполне адекватную безопасность. Вообще-то основные вопросы обеспечения безопасности модели IaaS находятся в зоне ответственности заказчика (всё, что лежит выше слоя виртуализации). Тем не менее большинство основных CIaaS-провайдеров предоставляют достаточно высокий уровень защиты уже на нижележащей платформе. Речь идет, в частности, об антивирусных средствах, о защите от хакерских атак и пр. В последнее время все более актуальной становится тема защиты облачных систем заказчиков от «интересов правительственных органов». Именно это имея в виду, провайдеры все шире применяют средства шифрования информации при ее хранении и передаче по сетям.
Использование CIaaS далеко не всегда экономит заказчикам деньги. Очень многие ИТ-инновации, в том числе и облака, появлялись под лозунгом «это будет дешевле», но потом оказывалось, что это не совсем так. Опыт показывает, что стратегический эффект инноваций заключается не в сокращении затрат на ИТ, а в появлении новых возможностей для развития основного бизнеса предприятий, для повышения его эффективности в условиях растущей конкуренции и в меняющихся рыночных условиях. Если подходить с точки зрения оценки стоимости только ИТ-инфраструктуры, то можно увидеть, что для крупных организаций сегодня экономичнее создавать свои внутренние частные облака. И тем не менее многие из них уже сейчас идут на использование модели CIaaS, имея в виду другие важные выгоды: увеличение гибкости, снижение капитальных расходов, повышение надежности и пр. Кроме того, нужно учитывать, что цены на облачные услуги снижаются гораздо быстрее, чем затраты при использовании внутренних ИТ-ресурсов.