Исполняя поручение президента России, которое он дал в конце мая по итогам своей встречи 27 марта 2015 г. с представителями отечественной интернет-отрасли, Институт развития Интернета (ИРИ) готовит свой вариант предложения по программе развития страны на базе возможностей Сети. Представляя концепцию этого документа, окончательный вариант которого согласно заданию Владимира Путина должен быть готов к 1 октября этого года, председатель совета директоров ИРИ Герман Клименко подчеркнул, что речь идет о выработке планов развития собственно российского сегмента Интернета, а также о формулировке государственной стратегии использования Рунета в качестве важного инструмента модернизации и повышения эффективности деятельности страны в целом, включая такие значимые компоненты, как качество жизни людей, экономика и система государственного управления.
По мнению авторов представленного документа, формируемая программа призвана решить сложную задачу по соблюдению баланса интересов бизнеса, государства и общества. Разработка нынешнего предварительного варианта концепции шла параллельно с созданием экспертно-технологической инфраструктуры, на основе которой будет продолжаться работа над документом ― речь идёт о формировании Программного комитета, определении круга экспертов, вовлеченных в этот процесс, реализации механизмов проведения обсуждений и взаимодействия. Далее документ будет доработан в ходе отраслевых дискуссий на площадке ИРИ. Предстоит определить ключевые решения, которые должны быть приняты государством и бизнесом в области развития интернет-инфраструктуры, регулирования различных секторов интернет-отрасли, роста национальной экономики за счет внедрения и широкого использования интернет-технологий, повышения качества и прозрачности государственного управления, а также обеспечения цифрового суверенитета, защиты от глобальных уязвимостей и нейтрализации различных сетевых рисков.
Уже сегодня определена достаточно четкая структура программы, ее ключевые принципы и составные части. Говоря об этом, ведущий эксперт ИРИ Федор Вирин подчеркнул, что на первом этапе работы были проанализированы аналогичные правительственные программы Евросоюза, США, а также ряда других стран, и с удовлетворением отметил, что российский подход к решению этих задач вполне соответствует лучшим мировым образцам. Ключевые принципы мировой практики — публичное обсуждение, регулярная отчетность, упрощенное изложение, глубокая интеграция ИКТ со смежными отраслями экономики — будут лежать и в основе российской программы.
Вместе с тем ИРИ предлагает положить в основу будущей стратегии еще один важный компонент, которого, по его мнению, в зарубежных программах нет: создание целевых показателей и конкретных метрик, позволяющих отлеживать реальный ход исполнения намеченных планов. Для этого предлагается разработать механизм определения «индекса Рунета», который должен комбинировать различные метрики развития российского сегмента Сети, его экосистем и сегментов, а также смежных отраслей экономики. В результате по задумке авторов индекс будет описывать не только состояние Рунета, но экономики страны в целом, хотя и с точки зрения Интернета. Этот показатель сможет отражать уровень интернет-развития регионов России, анализ же опыта международных организаций в составлении индексов развития интернет-экономики и зависимых рынков поможет создать собственную модель оценки болевых точек и точек роста.
Тут нужно сразу сказать, что идея создания некого единого показателя состояния сложных систем (а тем более сверхсложных, таких как отрасль, тем более экономика страны в целом) — не нова. Но при этом математическая теория и опыт человечества говорят о том, что такая задача не просто сложна (вполне достойна Нобелевской премии), но и в общем случае практически не разрешима. Подобные индикаторы, безусловно, нужны, но ни в коем случае их нельзя воспринимать как «истину в последней инстанции», понимая их субъективность. Собственно, отсутствие этих индексов в программах ведущих интернет-стран мира говорит как раз о том, что формирование такого механизма или не нужно, или невозможно.
Что же касается конкретного содержания программы развития Рунета, то сегодня она включает следующие основные разделы: человеческий капитал; безопасность государства, личности и бизнеса; эффективность государства, госуслуги; интернет-торговля, экспорт товаров и услуг; промышленность и ТЭК; финансы; медиа и информация, развитие интернет-инфраструктуры. Во всех этих разделах эксперты ИРИ уже собрали конкретные предложения, сделав особый акцент на экономику, здравоохранение, образование и безопасность. Предполагается, что способы решения поставленных задач и достижения целей будут подробно описаны в виде дорожных карт и закреплены в нормативно-законодательных документах. Программой определены задачи стратегические (на 5―10 лет вперед), тактические (на три года) и оперативные (на ближайший год). Решения состоят в поиске и интеграции в единый план инициатив, проектов и предложений по развитию интернет-отрасли и смежных отраслей экономики.
Предложения будут подготовлены — а что дальше?
Именно этот вопрос был главным в дискуссии, развернувшейся после сообщения ИРИ об уже проделанной работе по созданию программы развития Рунета и о дальнейших планах по ее доработке (встреча проходила на специальной встрече Программного комитета ИРИ с журналистами). В частности, задавался вопрос, насколько готовящиеся предложения ожидаемы «наверху» и кто будет заниматься их реализацией. Президент РАЭК Сергей Плуготаренко заметил по этому поводу, что раз есть задание президента России, то, значит, наверху ждут его результатов и существует механизм претворения положений программы в жизнь. Однако собравшимся его ответ показался не очень убедительным, поскольку хорошо известно, что у нас в реальность преобразуются далеко не все планы, а тем более пожелания в общих чертах.
В этой связи нужно сказать, что в майском поручении президента говорилось о подготовке к 1 октября «предложений по формированию долгосрочной программы развития российской части Интернета и связанных с ней отраслей экономики», то есть собственно программа будет создаваться позднее, причем и сроки ее создания, и ответственные исполнители пока не определены. Другой еще более важный момент заключается в том, что данное поручение было адресовано Администрации Президента и Минкомсвязи (ответственными за исполнение задания назначены руководители этих структур — В. В. Володин и Н. А. Никифоров), а отраслевые бизнес-сообщества (в том числе ИРИ) фигурировали в задании лишь как опциональные участники, которых следует привлечь к данному проекту, но не более того.
Естественно, что в этой ситуации возникал вопрос, насколько инициатива ИРИ (некоммерческая организация была создана как раз накануне мартовской встречи с президентом и представляет собой зонтичную структуру, объединившую существовавшие разнее отраслевые интернет-организации) согласуется с работой «ответственных» госведомств по этому заданию руководства страны. Или следует ждать появления к 1 октября нескольких вариантов предложений от разных ведомств и деловых структур, между которыми будет проводиться конкурс на лучший? Ясные ответы на эти вопросы на прошедшей встрече не прозвучали, но отсутствие на собрании представителей обеих госструктур само по себе говорило, что ситуация с созданием программы является совсем не простой.
Не говоря уже о том, что еще в марте (почти одновременной с ИТИ!) появилось еще одно отраслевое объединение ― «Технологическая инициатива», созданная по прямому указанию президента Путина, высказанному в послании Федеральному собранию в декабре 2014 г. И эта структура также занимается разработкой предложений по программам технологического развития страны, которые, правда, нацелены на более отдаленное будущее (на 20―30 лет вперед) и затрагивают более широкий спектр направлений. Но тема развития Интернета там тоже присутствует, причем в качестве одной из ключевых.
О том, насколько намерения ИРИ вписываются в общую структуру реального порядка создания и реализации государственных планов, несколько слов сказал в своем кратком выступлении Илья Массух (бывший заместитель руководителя Минкомсвязи, в последние два года возглавляющий Фонд развития информационной демократии). Он высказал мнение, что разработкой госпрограмм должны заниматься те, кому это положено по статусу, а именно министерства, общественные же структуры в лучшем случае должны помогать им. В явном виде это произнесено не было, но по общей тональности комментария бывшего замминистра можно сделать вывод, что госведомства бывают не очень довольны, когда кто-то бежит впереди их паровоза...