PC WEEK/RE — 20 ЛЕТ ИННОВАЦИЙ!
Уважаемые читатели!
Данная статья публикуется в рамках юбилейного проекта «PC Week/RE — 20 лет инноваций!». Нашему изданию в
2015-м исполняется 20 лет, и мы решили отметить юбилей серией интересных материалов (обзоров, экспертных статей, интервью), в которых представим различные направления ИТ-отрасли и ИТ-рынка через призму их исторического развития, особенно в плане прохождения ими кризисных периодов, с акцентом на анализе их нынешнего состояния и перспектив дальнейшего развития.Предлагаемая вашему вниманию статья, посвященная этапам развития и оценке перспектив одного из важнейших направлений российского ИТ-рынка — систем электронного документооборота и управления корпоративным контентом, подготовлена с помощью экспертов из ведущих отечественных компаний-разработчиков, много лет представленных на российском ИТ-рынке.
Редакция
Вся история современного этапа использования ИТ в России непосредственно связана в тематикой СЭД/ECM (системы электронного документооборота и управления корпоративным контентом). Более того, именно с этого ИТ-направления, хотя термины СЭД/ECM появились существенно позднее, начинался этот современный этап. Это было почти тридцать лет назад, в 1987–1988 гг., когда в СССР стали доступны персональные компьютеры IBM XP/AT, которые позволили вывести ЭВМ за пределы вычислительных центров и начать реальное продвижение ИТ в широкие массы конечных пользователей. Наверное, не будет преувеличением сказать, что не менее половины тех ПК использовалось для автоматизации подготовки документов с помощью текстовых редакторов. Это произвело настоящую революцию в области документотворчества, повысив эффективность этих важных и весьма трудоемких процессов в десятки раз! Стоит сказать, что в общей деятельности НИИ и государственных органов на долю этих процессов во времена до ПК приходилось от 20 до 50%.
Именно тогда, с конца
В начале
Развитие направления СЭД/ECM — этапы пройденного пути
Начальник отдела развития ЕСМ-решений корпорации ЭЛАР Дмитрий Шмайлов считает, что истоки современных СЭД лежат еще в советских временах: «Первые системы такого класса появились еще в конце
По мнению председателя совета директоров группы компаний «АйТи» Тагира Яппарова, понятие СЭД появилось в нашей стране в начале
·
·
·
· С 2013 г. На пути к цифровому предприятию. Принятые в последние годы законы и подзаконные акты практически уравняли в правах бумажный и электронный документы, что открыло дорогу к созданию процессов, полностью ориентированных на цифру как внутри предприятия, так и при взаимодействии с внешними контрагентами и органами государственного управления. Развиваются интеллектуальные системы текстовой аналитики, решения для мобильных сотрудников. В целом можно говорить о том, что ЕСМ-системы, используя быстро развивающий функционал для «цифрового предприятия», позволят в ближайшие годы существенно изменить многие традиционные процессы управления и производства.
Президент компании «ДоксВижн» Владимир Андреев согласен с тем, что рынок СЭД/ECM-систем в России начал формироваться в середине
Исполнительный директор DIRECTUM Константин Истомин также считает точкой отсчета 1995 г., когда появились первые тиражные системы, ориентированные на делопроизводство («Евфрат» и «Дело»). При этом он подчеркивает, что российские СЭД изначально развивались во многом по своему собственному пути, отличному от западного, что обуславливалось российской традицией вертикального документооборота, при которой документ, перед тем как попасть к исполнителю, должен пройти через руководство. Основными задачами автоматизации были регистрация и контроль исполнения документов, подготовка отчетов. Работа в таких системах строилась на регистрационных карточках. Говорить об управлении контентом предприятия тогда было рано.
В качестве следующего этапа он называет
Годом становления современных ECM-систем, объединивших функциональные возможности по управлению документами и взаимодействием, Константин Истомин называет
О чем говорит опыт пережитых кризисов
Российский ИТ-рынок, следуя за общеэкономической ситуацией, переживает затяжной спад. В этой ситуации полезно понять, какой опыт можно извлечь из подобных катаклизмов прошлых лет.
По мнению председателя совета директоров компании ЭОС Владимира Баласаняна, к моменту кризиса 1998 г. рынок СЭД/ECM еще не сложилcя, к тому времени лишь немногие организации осознали потребность в такого рода системах и потому именно финансирование направления СЭД подверглось резкому сокращению. «Когда грянул кризис и собственные средства нашей компании „зависли“ в обанкротившемся банке, выяснилось, что у нас всего пара платежеспособных заказчиков. Пришлось оставить в офисе только тех, кто был непосредственно вовлечен в разработку, а платить им по мере поступления оплаты от заказчиков», — вспоминает он.
А вот через десять лет все было уже совсем иначе, СЭД к тому времени стали критическим элементом информационной инфраструктуры крупных организаций, и сокращение бюджетов в минимальной степени коснулось затрат на их сопровождение и развитие. «Фактически кризис 2008 г. обошел нас стороной, — отметил Владимир Баласанян. — Мы к нему готовились, сокращали издержки, а в результате заработали больше, нежели в предыдущем году (конечно, в рублях). При этом важную роль сыграло то, что мы являемся отечественным разработчиком — наши цены и затраты в минимальной степени зависят от валютного курса. Пока влияние нынешнего кризиса напоминает, скорее, ситуацию 2008 г., хотя окончательные итоги можно будет подводить только в конце финансового года».
С такой трактовкой истории прошлых кризисов согласен Константин Истомин: «В 1998 г. российского СЭД/ECM-рынка как такового еще не существовало (он был весьма мал). В
«Предыдущие кризисы наша отрасль прошла достаточно гладко, — также считает Владимир Андреев. — Произошла фильтрация, некоторые слабые игроки ушли с рынка, но в целом для нашей отрасли кризисы прошли относительно безболезненно». СЭД/ECM стали уже намного более востребованными, сыграло свою позитивную роль и то, что на рынке появилось много систем в разных ценовых категориях, которые позволили удовлетворить данный спрос по адекватной цене в условиях ослабления рубля, отметил он. Но как раз в
Экономический кризис характеризуется неизбежным спадом спроса, связанным с сокращением бюджетов. Однако такие урезания" касаются направления СЭД в минимальной степени, что свидетельствует о его важности для заказчиков, уверен Дмитрий Шмайлов: «Задачи остаются, количество и типы документов не уменьшаются, а подчас даже увеличиваются. Несмотря на обстоятельства, потребность избавиться от бумажных массивов, содержащих необходимую информацию об основной деятельности, приводит к постоянному развитию функционала данных систем».
Сегодня и завтра
В предыдущие кризисные годы основной фокус был направлен на автоматизацию «бюрократии», повышение исполнительской дисциплины. Соответственно предприятия, столкнувшись с трудностями, могли легко отказаться от планов по внедрению таких решений или заморозить/ограничить уже идущие проекты, напоминает Тагир Яппаров. Но сейчас ЕСМ-системы, уверен он, затрагивают главные аспекты деятельности предприятий: управление финансами, работу с клиентами и контрагентами, управление НИОКР и производством. Поэтому они внедряются уже не для трудно вычислимого повышения исполнительской дисциплины, а для автоматизации весьма конкретных и зачастую ключевых для предприятия задач, которые нельзя отложить на потом. «По итогам 2014 г. и первой половины
Сегодняшняя ситуация по сравнению с предыдущими кризисными годами осложнена политическими условиями, считает Дмитрий Шмайлов. При этом он уверен, что развитие рынка будет продолжаться, в том числе потому, что усложняется контент (VoIP, мультимедиа, сервисы мгновенных сообщений), требующий в ближайшей перспективе развитых инструментов «интеллектуализации» ECM, таких как автоматическая классификация документов и данных, кластеризация, контент-анализ, расширенный поиск и т. п. «Но, учитывая сложившуюся экономическую и политическую ситуацию, темпы развития будут менее интенсивными, чем в предыдущие годы, — считает он. — Все зависит от того, насколько значительными будут инвестиции со стороны государства и отечественных компаний-разработчиков».
К настоящему времени российский рынок СЭД/ECM вышел на тот уровень зрелости, когда можно ожидать начало его консолидации, уже сейчас видны признаки этих процессов. Отмечая этот важный момент, Владимир Андреев говорит о том, что первичный спрос на СЭД/ECM-платформы в большинстве организаций удовлетворен, на рынке стабилизировалась группа производителей и интеграторов, произошло разделение систем по типам заказчиков и размерам проектов. Хотя в целом рынок не так быстро растет, как в предыдущие годы, но в последнее время параллельно с насыщением базовых потребностей формируются и новые задачи для систем документооборота. При этом он обращает внимание на существующие сегодня отраслевые тренды:
· укрупнение проектов, создание единых СЭД крупных холдингов, муниципальных структур, создание распределенных решений и проникновение процессов СЭД по всей вертикали организаций — от топ-менеджеров до рядовых исполнителей;
· появление нового класса задач СЭД, связанных с ситуативным управлением, автоматизация кейсов и задач процессного управления;
· переход на безбумажный кросс-организационный документооборот;
· автоматизация различных типовых отраслевых и горизонтальных задач на базе СЭД, например автоматизация документооборота юридических служб, закупочной деятельности, инвестиционных проектов и пр.
В целом же он делает вывод о том, что новые задачи, несмотря на определенное насыщение рынка, позволяют российским разработчикам СЭД/ECM с уверенностью смотреть в будущее и надеяться, что и текущий кризис не повлияет на отрасль критически.
Константин Истомин считает, что хотя сегодняшняя ситуация внешне похожа на кризис 2008 г. обычными кризисными проявлениями (общий спад деловой активности, снижение динамики продаж и пр.), по сути она заметно отличается от 2008 г.: «Во-первых, текущий кризис видится затяжным, так как фундаментальные причины для России — цены на нефть и санкции — быстро вряд ли изменятся, на восстановление потребуется два-три года. Во-вторых, сегодня ECM-рынок достиг своей зрелости: заказчики знают, что им нужно от систем, к решениям выдвигаются достаточно четкие требования. Изменился в целом подход к вопросу автоматизации: эффективность стала осязаемым показателем. И если заказчик видит в цифрах выгоду от внедрения ECM-системы, он принимает вполне осознанное, взвешенное решение».
Как и ранее, реальная потребность в автоматизации есть у крупных компаний, которым эффект масштаба позволяет лучше оценить выгоду от внедрения ECM-решений, считает Константин Истомин. При этом основными стимуляторами рынка выступают представители нефтегазовой отрасли, оборонной промышленности и государственных корпораций, а также экспортоориентированные предприятия. Поддержку оказывает и активная позиция государства в отношении ИТ-сектора: были значительно снижены барьеры использования электронных документов, тренд на импортозамещение на фоне роста курса доллара и западных санкций увеличивает шансы отечественных разработчиков.
В перспективе эксперт ожидает дальнейшего роста объемов рынка СЭД/ECM более быстрыми темпами, чем ИТ-рынка в целом, при этом темпы роста в кризисный период будут зависеть от состояния экономики. Главным образом, тенденция роста сохранится на крупных предприятиях, средние компании будут отдавать предпочтение более легким, готовым, недорогим решениям. В этой части выгодно выглядят облачные технологии. В то же время Константин Истомин ожидает значительного спада спроса в органах государственной власти из-за сильного сокращения бюджетов. Рынок же межкорпоративного документооборота, стоящий немного в стороне от ECM, но имеющий к нему отношение, сейчас находится в начальной фазе своего развития, ожидается его резкий рост, что создает новые возможности.
Владимир Баласанян, стоявший у истоков использования ИТ для задач управления документами в нашей стране, обращает внимание на сугубо методологический аспект развития данного направления: «В середине
При этом он уверен, что у рынка огромный потенциал развития. В качестве примера он говорит об известном проекте так называемого межведомственного электронного документооборота (МЭДО). Уже не первый год Минкомсвязи пытается согласовать новый регламент почтового обмена электронными документами (а не электронными сканами, как это делается сейчас) между федеральными ведомствами. Однако в рамках этого регламента межведомственное взаимодействие по-прежнему сводится к... автоматизации приемки/отправки почты.
«А ведь существует такой нормативный акт — Регламент Правительства Российской Федерации, в котором описаны процессы взаимодействия федеральных органов исполнительной власти. И прием/отправка документов является лишь вспомогательным технологическим элементом такого взаимодействия, — напоминает эксперт. — Я уже не говорю о том, что сама физическая пересылка электронных документов абонентам, работающим в единой сетевой среде, выглядит архаично. Другим ключевым фактором развития рынка был бы самый широкий переход к созданию и работе с электронными подлинниками документов. Однако и здесь уже несколько лет не видно существенного продвижения, что связано с отсутствием нормативных и технических решений государства по архивному хранению электронных подлинников...»