Закрепить на законодательном уровне базовую систему преференций при закупках, осуществляемых по законам
«Исторический процесс развивается по спирали» — именно этот классический закон диалектики нужно вспомнить, говоря о прошедшем в Госдуме собрании. Тут просматривается очевидная аналогия с заседанием той же комиссии под руководством тех же организаторов, которое состоялось 3 июля 2014 г. и которое послужило стартом процесса, завершившегося ровно год спустя (очень неплохая результативность!) принятием закона
Что было на предыдущем витке спирали
Комиссия при думском Комитете была формально создана в ноябре 2013 г. (судя по информации на сайте Госдумы — это единственный рабочий орган Комитета) во многом благодаря активности отраслевой ассоциации НАИРИТ, возглавляемой президентом компании Cognitive Technologies Ольгой Усковой. Тогда же были назначены руководители новой структуры: председатель, депутат Госдумы от КПРФ Дмитрий Новиков и ответственный секретарь, генеральный директор ООО «Электронная торговая площадка Газпромбанка» Андрей Черногоров. Отметим сразу: ясности с остальным составом комиссии как не было тогда и год назад, так нет и сейчас: этой информации нет на ее скромном сайте, другие попытки получить эти сведения и тогда, и сейчас завершились неудачей.
Поначалу планировалось, что комиссия будет заниматься наведением порядка (через механизмы законодательного регулирования) в системе государственных ИТ-закупок в целью повышения прозрачности и управляемости этих процессов, оптимизации затрат бюджетных средств и пр. Однако весной
Надо сказать, что идея преференций российскому ПО в целом нашла поддержку у собравшихся (что было вполне естественно, поскольку большинство участников собрания представляли интересы именно отечественных производителей), хотя многие важные аспекты темы вызвали дискуссии. В частности, высказывались аргументированные сомнения в возможности таким образом повысить безопасность и надежность ИТ-систем, серьезные разногласия вызвали предлагаемые определения «российского софта» и пр.
Хотя никаких решений на том заседании принято не было, но, тем не менее, процесс воплощения идей преференций в законодательный формат продолжался. Параллельно с Госдумой этими же вопросами начало активно заниматься Минкомсвязи, которое, в частности, с подачи представителей софтверной отрасли (в первую очередь, это ассоциация «Руссофт» и АРПП «Отечественный софт») сформулировало идею создания Реестра российского софта. Эти два параллельных процесса (в Думе и в министерстве) проявились в марте 2015 г. в виде проектов двух нормативных актов (законопроекта и проекта постановления правительства), суть которых сводилась к закреплении серьезных преференций для российского ПО в сфере госзакупок. Эти два документа фактически дублировали друг друга (хотя были некоторые отличия), в результате было решено дать приоритет законодательному формату и в июле
Однако если почитать
1.
2. Вторая часть
3. В первоначальных предложениях комиссии говорилось о намерении ввести некие преференции для российского ПО и для закупок по
Что предлагается сейчас
Нынешние предложения, озвученные Андреем Черногоровым, который некоторое время назад занял пост генерального директора Cognitive Technologies, фактически представляют собой проект закона, который распространяется на закупки по
Основной довод в пользу таких предложений, помимо известных тезисов о необходимости повышения безопасности и снижения зависимости от западных поставщиков, — то, что с помощью широкого использования СПО страна сможет снизить общие затраты (в том числе бюджетные) на приобретаемое ПО и перераспределить денежные потоки в пользу российских ИТ-компаний (снижение затрат на покупку зарубежных лицензий будет сопровождаться увеличением объемов услуг местных организаций). В частности, Андрей Черногоров привел такие оценки эффекта от реализации озвученных им предложений:
· уменьшение бюджетных расходов на 160 млрд. руб., в том числе капитальные затраты сократятся на 40% (примерно 70 млрд. руб.) за счет закупки российских программных продуктов по конкурентным, «справедливым» ценам, а операционные расходы уменьшатся на 60% (около 90 млрд. руб.) за счет исключения цепочки субподрядчиков;
· увеличение бюджетных поступлений от ИТ-отрасли на 125 млрд. руб. (на 80%) за счет концентрации денежных потоков от лицензионных отчислений и оказания услуг на территории РФ;
· до 300 тыс. новых рабочих мест высококвалифицированных ИТ-сотрудников (увеличение на 30%) будет обеспечено созданием инфраструктуры и стабильного потока заказов, гарантирующих долгосрочное трудоустройство и профессиональное развитие.
В своем докладе Андрей Черногоров привел ссылки на практику государственной поддержки продвижения СПО в ряде стран Европы, Южной Америки и Азии, однако из приведенных примеров было видно, что такая работа введется, скорее, на рекомендательной основе, а не «обязаловки» на законодательном уровне. Более того, опыт Китая показывает, что попытки прямых госинвестиций в компании-разработчики и создания «государственных ОС», заканчиваются неудачами.
Дискуссия по предложениям
К сожалению, вопрос обоснованности оценок эффекта от законодательных преференций для СПО по ходу заседания фактически не обсуждался, при том что есть серьезные сомнения в их правильности, в том числе относительно тезиса о том, что преференции СПО будут способствовать развитию российского отрасти разработки софта. Нужно отметить, что по подбору приглашенных участников нынешнее расширенное заседание Комиссии почти в точности напоминало такое же мероприятие годичной давности — в обоих случаях в качестве экспертов были приглашены представители «заинтересованной стороны», но тогда это были российские разработчики (в том числе в лице руководителей ассоциаций «Руссофт» и «Отечественный софт»), а сейчас — отечественных СПО-компаний и ассоциаций РАСПО (но зарубежных игроков Open Source все же не было).
В условиях такого подбора участников собрания предложения по законодательному закреплению преимуществ СПО в целом нашли поддержку в выступлениях экспертов, которые во многом повторяли много раз сказанное за последние годы о достоинствах открытого софта и о преимуществах, которые от него может получить Россия. Правда уже в самом конце заседания целый ряд серьезных замечаний высказал начальник отдела правового консалтинга компании Park Media Consulting Николай Дмитрик.
Прежде всего он отметил юридическую неправомерность разделения ПО на «свободное и «лицензионное» (а именно такие термины предлагается закрепить в законодательстве), поскольку абсолютно все ПО является объектом авторского права и соответственно распространяется на лицензионной основе. Другое дело, что лицензии бывают разные — свободные и проприетарные, при том что есть довольно большое их разнообразие в каждой из этих двух основных категорий. Причем нужно учитывать, что продукты, создаваемые на основе некоторого базового ПО (например, различные дистрибутивы Linux), включают по сути две лицензии — на базовое ПО и на «довесок» компании-производителя, причем правообладателем первой чаще всего является та или иная организация из США.
Далее он напомнил, что нынешние предложения о расширенном продвижении СПО в государственный сектор является далеко не первой подобный попыткой, а потому нужно для начала изучить опыт тех проектов, которые, как правило, завершались неудачами. В качестве примера был, в частности, приведен известный план перевода на СПО федеральных органов власти, который был утвержден премьер-министром Владимиром Путиным в 2010 г. Исторический опыт показывает, что попытка принудительного перехода на СПО (да и на любые другие технологии) вопреки интересам потребителей почти гарантированно завершается провалом. Николай Дмитрик также подметил: «Почему-то у нас про СПО вспоминают, когда наступают тяжелые времена, и забывают, когда ситуация восстанавливается».
Как уже говорилось, на прошедшем собрании никаких решений не принималось, но, подводя итог состоявшемуся разговору, заместитель председателя Госдумы Николай Левичев сказал, что работу по подготовке законодательных изменений в сфере государственных ИТ-закупок нужно продолжать, в том числе, конечно же, с участием представителей ИТ-отрасли и с учетом мнения потребителей.