На regulation.gov.ru завершено обсуждение проекта государственной информационной системы «Ценообразование в строительстве», которая ставит довольно амбициозную цель повысить достоверность и прозрачность определения стоимости строительства на всех стадиях инвестиционно-строительного проекта при выполнении государственных контрактов. В числе других задач значатся: стимулирование применения инновационных технологий и импортозамещения в строительстве; упрощение процедур составления сметных расчетов; размещение сметных нормативов в открытом доступе.
«Попытки наладить контроль стоимости строительства были всегда. К примеру, посредством Федеральных единичных расценок (ФЕР) и Территориальных единичных расценок (ТЕР). Это огромные каталоги по каждому виду строительных работ и проектов. Есть ГОСТы, СНИПЫ и т. д. Однако все эти источники ограничены, их трудно найти. Поэтому информация очень востребована. На формирование СНИПов, баз расценок, нормативов прочности материалов и т. д. из бюджета выделяются сотни миллионов, а единой системы предоставления этой информации для пользователей пока нет», — отметил независимый эксперт Павел Плотников.
Согласно проекту при формировании и обмене документами в системе планируют использоваться установленные Минстроем России единые форматы электронных документов.
«По сути, форматы есть. Строительство — очень формализованная отрасль, есть десятки обязательных форм отчетности, просто нужно их немного доработать и адаптировать под электронный вид», — считает эксперт.
Система будет состоять из единого портала системы ценообразования в строительстве — взаимодействующего набора основных, сервисных подсистем и баз данных сметных нормативов, внесенных в Федеральный реестр сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета.
Операторы системы — Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ и органы государственной власти субъектов РФ.
«Такая система, безусловно, повысит скорость сбора информации — сейчас документы частенько из регионов идут месяцами. Но все равно это не решение проблемы. Дело в том, что в строительстве очень важно полностью охватить всех его участников. А их могут быть десятки на одном проекте. Поэтому вертикаль нужно выстраивать не по принципу „федеральное министерство — региональное министерство“, а гораздо более сложно: распорядитель бюджетных средств — заказчик строительства — подрядчик — субподрядчики. Сейчас пытаются увязать только первые два звена, тогда как основные проблемные звенья идут ниже — на уровне подрядчиков. И пока они не отчитаются и не передадут документы выше по цепочке, никакая система не повысит эффективность контроля над бюджетными стройками», — полагает г-н Плотников.
Идентификация, аутентификация и авторизация операторов и субъектов системы в соответствии с проектом положения обеспечиваются, в том числе, с использованием федеральной государственной информационной системы ЕСИА и (или) сертификата ключа проверки усиленной квалифицированной электронной подписи или иного сертификата ключа проверки ЭП, что по мнению г-на Плотникова звучит довольно оптимистично. «Дело в том, что в строительной отрасли сейчас минимальная информатизация. По сути, стройка отстает в этом отношении от всех других отраслей. Любимый формат строителей — бумажный, и это закреплено законодательством, потому как достаточно большой объем документации в обязательном порядке должен быть в бумажном виде. А основной инструмент большинства строительных организаций — Excel. Потому не уверен, что в настоящее время возможен быстрый переход к использованию ЭП», — отметил он.