Мир ИТ быстро меняется. Распространение облачных технологий оказывает огромное воздействие на то, как организации приобретают, внедряют и используют ИТ. По прогнозу IDC, в ближайшие четыре-пять лет количество новых облачных решений вырастет втрое. При этом главным стимулом для перехода на облачные рельсы станут отраслевые приложения, которые предприятия смогут конфигурироваться в соответствии с требованиями бизнеса и регуляторов.
В результате облачные услуги станут самой динамичной областью ИТ-рынка, растущей в разы быстрее, чем традиционные сегменты. Аналитики ожидают, что до
Рассматривая облачные сервисы по сегментам, IDC в первую очередь выделяет из них самый большой — «ПО как сервис» (SaaS), доля которого в расходах на публичные облачные сервисы составляет порядка 70%. На втором месте — сегмент «Инфраструктура как сервис» (IaaS), рост которого в основном подстегивает спрос на облачные услуги хранения информации и интерес к решениям для аналитики больших данных. Однако усиление конкуренции и консолидации в этом сегменте ведет к снижению цен на услуги IaaS. Третье место занимает сегмент «Платформа как сервис» (PaaS), который хоть и меньше остальных, но быстро растет благодаря популярности PaaS-сервисов у разработчиков.
Переход на облачные технологии сейчас является одной из важнейших задач, стоящих перед ИТ-директорами во всем мире. Но это — очень серьезная трансформация, которая наряду с преимуществами сулит ряд проблем.
Проблемы. В целом все проблемы с переходом на облака сводятся к двум вопросам — удовлетворение требований регуляторов и безопасность. В
Кроме того, респонденты указали на то, что существующие законы о закупках мешают воспользоваться всеми преимуществами облачных услуг. Нужны изменения в законодательстве, направленные на упрощение закупок облачных услуг. В сентябре в ЕС были приняты соответствующие директивы, но потребуется немало времени, чтобы они были реализованы законодательными органами отдельных стран, которые довольно консервативны, особенно в странах Восточной и Центральной Европы. Западная Европа дальше продвинулась в этом вопросе.
Проблема защиты данных, хранящихся в облаках, волнует все предприятия без исключения, независимо от отраслей и национальной принадлежности. «Насколько это безопасно? Где находятся мои данные? Кто имеет к ним доступ?» — эти вопросы являются самыми приоритетными при обсуждении темы перехода в облака и зачастую объясняют приверженность предприятий традиционной модели использования ИТ.
Однако за последние годы вендоры поняли, что наилучшим способом решения этой проблемы является объяснение заказчикам технических деталей процесса обеспечения безопасности облачных сервисов и предоставление доказательств того, что по степени защиты данных облачные сервисы значительно превосходят внутренние ИТ-сервисы предприятий.
К тому же ИТ-директора теперь понимают, что они должны и могут проверять сертификаты облачных провайдеров, проводить аудит их ресурсов и знакомиться с отзывами других пользователей. «Если потенциальный облачный провайдер колеблется или неохотно объясняет свою политику безопасности, он ни в коем случае не должен стать вашим поставщиком облачных сервисов», — так сформулировал свой подход один из участников опроса.
Преимущества. Подобно проблемам, преимущества облачных сервисов также сводятся к двум направлениям — время и деньги. Как показал вышеупомянутый опрос, бизнес-менеджеры надеются, что ИТ-директора смогут выполнять поддержку их операций более быстро и эффективно, использование ИТ-ресурсов улучшится, а общий ИТ-бюджет можно будет сократить.
При этом большинство ИТ-директоров отмечают, что важным достоинством облачных услуг является сокращение общей стоимости владения ИТ, причем сокращение расходов на серверы и лицензии на ПО имеет даже меньше значения, чем экономия на ежедневном управлении ИТ-ресурсами. IDC отмечает, что многие ИТ-директора в странах Восточной и Центральной Европы не имеют инструментов, времени и желания выполнять ежедневную оценку затрат на ИТ. В результате они не могут провести сравнение между традиционной и облачной моделями с точки зрения стоимости владения.
Препятствия. При решении вопроса перехода в облака ИТ-директора оказываются как бы между двух огней — необходимостью удовлетворять требования бизнес-руководителей и отвечать за запросы своей команды. Судя по опросу, зачастую именно ИТ-команда тормозит переход на облачные решения, мотивируя это тем, что, во-первых, в облаке ИТ-поддержка не такая хорошая, как на самом предприятии, во-вторых, уровень безопасности недостаточно высокий и, в третьих, переход на облачные сервисы приведет к сокращению ИТ-отдела.
Однако в IDC считают, что эти опасения не так серьезны, как кажется, и приводят в качестве аргумента высказывание одного ИТ-директора из крупного банка, который отметил, что если бы он смог перенести часть ежедневной, рутинной работы в облако, то не стал бы увольнять своих сотрудников, а напротив, предложил бы им заняться инновационными проектами, способными принести пользу бизнесу.
К тому же с точки зрения отношения к облакам мнения ИТ-сотрудников в последнее время разделяются: в то время как специалисты по ЦОДам, аппаратной и сетевой инфраструктуре обычно возражают против перехода в облака, ИТ-архитекторы, аналитики и разработчики приложений настроены более благосклонно и считают, что облачные сервисы могут успешно дополнять имеющиеся ИТ-системы.
Кроме того, переход на облачные сервисы затрудняет дефицит специалистов по облачным технологиям, спрос на которые постоянно растет, особенно в таких областях, как управление ИТ-операциями, инфраструктурой и системами хранения, резервное копирование и восстановление.
Кроме того, не хватает квалифицированных профессионалов, разбирающихся и в ИТ, и в бизнесе предприятия. Такие специалисты, «говорящие на двух языках», совершенно необходимы ИТ-директорам, желающим наладить эффективное взаимодействие с руководством и сотрудниками предприятия. Сейчас, когда ИТ поддерживают почти все процессы и операции, технологии становятся неотъемлемым компонентом бизнеса. В результате сотрудники ждут от ИТ-отдела не столько помощи в работе с электронной почтой или интернетом, сколько решение вопросов повышения прибыли, увеличения конкурентоспособности, ускорения выпуска продукции на рынок, улучшения взаимодействия с заказчиками и более эффективного управления затратами. Руководители предприятия надеются, что ИТ-отдел сможет решить эти задачи лучше, чем внешний сервис-провайдер.
И, наконец, есть еще одна важная причина перехода на облака — контроль над теневыми ИТ-расходами. Хотя ИТ-директора знают о таких расходах, проведенный в
Рекомендации. Формулируя в заключении задачу, стоящую сейчас перед ИТ-директорами, IDC советует им сосредоточиться на трансформации менталитета сотрудников своей организации. Главная задача в этом направлении — превращение ИТ-отдела в сервис-ориентированное подразделение, для которого управление различными сервис-провайдерами является частью работы по обслуживанию своих внутренних клиентов. Для решения этой задачи IDC приводит краткий список рекомендаций.
Инвестиции в людей. ИТ-директор не может быть специалистом по всем областям, поэтому нужно собрать команду экспертов.
Проверка облачных провайдеров. Доверие является важнейшим показателем для создания долговременных отношений, поэтому проверка не помешает.
Исследование предложений. На рынке представлено множество облачных решений, которые следует опробовать и протестировать перед выбором поставщика услуг.
Использование передового опыта. Стоит обратиться к опыту других пользователей при решении вопросов проверки поставщика, заключения контракта, управления проектом и т. д.
Небольшие шаги. Не следует сразу полностью переходить на облака или вносить кардинальные изменения в бизнес-модель. Облачные компоненты можно добавлять постепенно, там и когда они наиболее востребованы.
Обсуждение с коллегами. Учиться на чужих ошибках лучше, чем на своих. С другой стороны, положительный отклик может помощь при принятии решения.