По итогам минувшего форума G20, где представители организации экономического развития и сотрудничества (ОЭСР) обсуждали план на будущий год, были опубликованы рекомендации по борьбе с транснациональными схемами ухода от налогов, включая меры по повышению прозрачности администрирования и контролю над трансфертными ценами.
Согласно рекомендациям, дочерней организации, зарегистрированной в стране, где применяются разработанные ОЭСР рекомендации, вменяется в обязанность раскрывать информацию о компаниях холдинга, с которыми производились денежные операции. К таковой относятся сведения о прибыли, материальных активах, уставном капитале. Причем бизнесу придется следовать этому требованию, даже если в России такие правила не будут введены.
«Практика действия закона о раскрытии информации по иностранным счетам, принятого в США (FATCA), показывает, что, действительно, какая-либо страна, пользуясь рычагами государственной власти, может требовать от своих налогоплательщиков или финансовых институтов раскрывать сведения, касающиеся операций в другой стране. В свою очередь, такие налогоплательщики или финансовые институты, опасаясь конфликта с властями в своей стране, пользуются уже не властными, а чисто экономическими рычагами, чтобы обеспечить выполнение требований своих национальных регуляторов. Другим странам приходится подстраиваться. Даже если таких правил там нет, их в той или иной степени приходится вводить. Нельзя сказать, что такая ситуация однозначно плоха: она возникла как неизбежный ответ на злоупотребления международным налоговым планированием. В некоторых секторах бизнеса, включая, например, финансовый сектор или ИТ, существуют легитимные ожидания благоприятного налогового режима, отчасти из-за полезности этого бизнеса, отчасти из-за лёгкости смены юрисдикции. Однако иногда эти ожидания выполняются сомнительными мерами. Вместо правомерного структурирования операций и лоббирования экономически обоснованных налоговых льгот отдельные бизнесмены прибегают к искусственным транзакциям, у которых нет экономического смысла, кроме налоговой экономии», — считает Пётр Попов, ведущий юрист «Пепеляев Групп».
По его словам, форма обмена информацией, скорее всего, будет электронной: «В современной ситуации весь документооборот с властями постепенно переводится в электронную форму, и, к счастью, Россия здесь в первых рядах. Чиновники налоговой службы уровня заместителя руководителя федерального ведомства личными усилиями внедряют электронный документооборот. Есть определённые практические трудности, но хочется верить, что они будут преодолены».
Страны, которые участвуют в механизмах ОЭСР по борьбе с уклонением от налогов, подключатся к системе обмена информацией. Однако если ранее считалось, что Россия сможет присоединиться к автоматическому обмену данными и налоговой информацией не раньше 2018 г., то теперь этот срок, по высказываниям представителей Минфина, может быть перенесен на 2017 г.