Поднявшаяся в прошлом году волна обсуждений темы ИТ-импортозамещения в очередной раз поставила вопрос о возможности и необходимости создания российскими разработчиками собственных инфраструктурных программных средств, которые могли бы стать реальной альтернативой зарубежным аналогам. Год назад с инициативой на этот счет выступило Минкомсвязи: в ноябре 2014 г. глава ведомства Николай Никифоров анонсировал проект создания такого программного стека с многомиллиардным финансированием из госбюджета. Весной этого года министерство провело конкурс на реализацию такого проекта по девяти направлениям. В номинации «СУБД» первое место (по данному разделу было подано около десяти заявок) занял консорциум во главе с компанией Postgres Professional. О том, как видятся перспективы реализации этого проекта, а также о том, какое место российские разработчики занимают сегодня и могут занять в будущем на рынке СУБД в мире и в России, с заместителем генерального директора компании Postgres Professional Иваном Панченко побеседовал обозреватель PC Week/RE Андрей Колесов.
PC Week: Давайте начнем с краткого введения в тему: что представляет собой проект PostgreSQL?
Иван Панченко: PostgreSQL — это ведущий в мире открытый проект по созданию СУБД. Конечно, все знают другую известную разработку — MySQL, но она все же была изначально нацелена, скорее, на решение задач поддержки Web-сайтов, в то время как PostgreSQL — на поддержку более широкого класса приложений, в том числе корпоративного уровня. К тому же MySQL уже давно потерял статус независимого, попав под крыло сначала Sun, а потом Oracle, уйдя в тень собственной СУБД этой компании.
Проект PostgreSQL создается международным сообществом разработчиков и не контролируется ни одной компанией и ни одним частным лицом. Права принадлежат глобальному сообществу разработчиков, и не предполагают каких-либо отчислений за использование. PostgreSQL распространяется по крайне свободной лицензии (близкой к BSD), которая позволяет включать его в состав коммерческих программных продуктов, кто угодно может использовать PostgreSQL как для дальнейшего свободного распространения созданного продукта, так и для собственных коммерческих целей.
PC Week: Насколько широко эта СУБД применяется в мире и в России
И. П.: PostgreSQL используется и в государственных, и в коммерческих организациях по всему миру, и популярность ее растет, в том числе как раз потому, что на текущий момент PostgreSQL удовлетворяет требованиям, предъявляемым к промышленным СУБД, и считается наиболее совершенной из свободно распространяемых СУБД общего назначения, а повышение спроса на решения Open Source — это глобальная тенденция.
По оценкам Gartner, приведенным в апрельском отчете по рынку открытых СУБД, к
В Европе поддержка Open Source является государственной политикой. В рамках проекта AXLE (Advanced Analytics for Extremely Large European Databases) по созданию средств расширенной аналитики для сверхбольших баз данных Европы, целью которого являлось существенное улучшение скорости и качества принятия решений при работе с данными, Евросоюзом в течение 7 лет финансировались разработки PostgreSQL консорциумом компаний, включающим в том числе 2ndQuadrant (европейский вендор PostgreSQL).
Заметной становится тенденция использования PostgreSQL для национальных государственных проектов. Так, во Франции еще в 2009 г. на уровне премьер-министра принято решение о переходе на решения с открытым кодом, в частности на PostgreSQL. На этой СУБД работают Национальный фонд семейных пособий (данные на 30 млн. человек; миллиард запросов в день), Национальная метеослужба (размер самой крупной БД — 3,5 Тб), ведущий в стране сайт частных объявлений leboncoin.fr (в день: 250 млн. просмотров, 5 млн. уникальных посетителей, более 600 тыс. новых объявлений; всего 25 млн. актуальных объявлений). Проекты по миграции баз данных реализованы в министерствах внутренних дел, социального обеспечения, экологии, экономики и финансов, национального образования, иностранных дел, генеральной дирекции таможни и других ведомствах Франции.
В России сегодня, по мнению аналитиков, около 90% рынка занимает «большая тройка» СУБД: IBM DB2, Microsoft SQL Server и Oracle, однако методика и точность этих оценок вызывают сомнения. Тем более, что если считать стоимость лицензий, бесплатные СУБД будут всегда иметь долю 0%. Нет полноценных репрезентативных исследований по оценке числа инсталляций, клиентских соединений, объемов баз данных. На форуме недавнем 1С:ERP были представлены результаты опроса фирмы «1С» об используемых их пользователями СУБД, картина там такова: Microsoft SQL Server — 58%, их встроенная файловая СУБД — 25%, Oracle и IBM вместе взятые — менее 3%, PostgreSQL — 14,5%. В то же время известно, что в России PostgreSQL использует ряд крупных компаний (Yandex, Avito, HeadHunter, Mail.Ru и др.). По нашему опыту, интерес в PostgreSQL в нашей стране растет, система реально конкурирует в тендерах с ведущими коммерческими СУБД и заказчики все чаще делают выбор в ее пользу.
PC Week: Кто занимается продвижением PostgreSQL в России? Что представляет собой отечественное PostgreSQL-сообщество в организационном плане и каково позиционирование вашей компании на этом рынке?
И. П.: До недавнего времени целенаправленным продвижением PostgreSQL в России никто не занимался, но тем не менее PostgreSQL приобрела хорошую популярность благодаря энтузиазму разработчиков и своим объективным преимуществам. На сегодняшний день российское сообщество PostgreSQL — не менее нескольких тысяч человек, среди них и администраторы, и прикладные разработчики, и эксперты высокого уровня. Но говорить о существовании какой-то организационной структуры, которая как-то объединяет это сообщество, координирует его действия, пока вряд ли приходится. В нашей стране есть три разработчика PostgreSQL уровня major contributor (всего в международном сообществе 43 разработчика этого уровня) — Олег Бартунов, Федор Сигаев и Александр Коротков.
Собственно, именно для решения явно назревшей задачи консолидации российского PostgreSQL-сообщества группа энтузиастов примерно год назад решила провести широкомасштабный форум по теме PostgreSQL и в России. В ходе поиска спонсоров конференции удалось также найти инвестора для создания компании, которая бы целенаправленно занималась продвижением СУБД на коммерческой основе (этот идея уже давно витала в воздухе). Инвестором стал Антон Сушкевич, он и четверо разработчиков (трое перечисленных выше и я) стали совладельцами новой компании Postgres Professional с равными долями участия. Кстати, прошедшая в этом году международная конференция PGConf. Russia 2015 стала самым крупным мероприятием по этой теме в мире.
PC Week: Чем же именно занимается ваша компания, что уже удалось сделать, каковы планы?
И. П.: Мы формулируем свою миссию так — развитие отечественной экспертизы в области разработки СУБД, и это не ограничивается рамками PostgreSQL. На коммерческом языке простой ответ выглядит так: зарабатывать деньги с помощью занятия любимым делом, будучи искренне убежденными, что это дело полезно для широкого круга ИТ-заказчиков и для страны в целом. А далее — вкладывать зарабатываемые деньги в развитие и расширение сферы применения PostgreSQL. И еще мы хотим, чтобы роль российского сообщества разработчиков в этом международном проекте росла, чтобы наш вклад в его развитие расширялся. Все возможности для этого есть. Мы зарабатываем на проектах по адаптации PostgreSQL под конкретные требования заказчиков, по внедрению, техподдержке. Клиентами являются компании самых разных отраслей — банковской, нефтегазовой, интернет-бизнеса, госсектора, ритейла.
При этом надо отметить, что само появление серьезной ИТ-компании, готовой обеспечивать профессиональную долгосрочную техническую поддержку, — важный фактор продвижения системы в стране, он заметно влияет на принятие клиентами решений по выбору СУБД в пользу PostgreSQL. Спрос на нее растет, что видно даже по динамике развития нашей компании: в начале осени у нас работало уже 30 специалистов, до конца года мы планируем довести численность до 50.
PC Week: Весной Минкомсвязи провело конкурс по девяти номинациям в области импортозамещения ПО. Победителем в одной из них, касавшейся, согласно СМИ, создания российской СУБД, стал консорциум во главе с Postgres Professional. В чем суть этого проекта, каково его состояние?
И. П.: Мне кажется, что этот проект Минкомсвязи получил не очень точное освещение в наших СМИ — многими он был понят как проект разработки отечественного ПО, в частности СУБД, с нуля или на базе замкнутых, изолированных решений, а вопрос государственного финансирования преподносился как уже точно решенный. На самом деле никакой определенности с выделением средств до сих пор нет. Тем не менее сама идея проекта нам видится правильной и своевременной (более того, было бы полезно начать его несколькими годами раньше).
В нашем понимании речь идет не только о создании каких-то конкретных продуктов, но и о поддержке и развитии российской экспертизы в области разработки инфраструктурных программных средств, которая необходима для дальнейшего их поддержания и развития. При таком подходе задача импортозамещения, целью которой является достижение технологической независимости России в области ПО, будет решена не однократно, а всерьез и надолго. Речь о том, чтобы в рамках некоего замкнутого коллектива, получившего финансирование от Минкомсвязи, разработать продукт, сдать его и поставить галочку, не идёт.
Согласно требованиям конкурса, заявку должна подавать не одна компания, а альянс, заявители должны показать наличие у них экспертизы и наработок в данной области, получатель гранта должен обеспечить существенный объем софинансирования проекта со своей стороны, притом что деньги должны быть потрачены именно на разработку ПО. В рамках подготовки к конкурсу мы выступили с инициативой по созданию консорциума, который бы занялся направлением разработки СУБД на базе PostgreSQL. Кроме нас в него вошли МГУ, ИСП РАН, компании NextGIS, «Альт Линукс», «Диасофт Платформа», «НТЦ ИТ РОСА», «1С», «Информконтакт», «Бизнес-Технологии» и др. на основе предварительных договоренностей, подтвержденных на высоком уровне. Формализация отношений, создание организационной иерархии и составление детального плана работ должны состояться уже после определения условий получения гранта, механизма финансирования и требований к отчетности.
В итоге только по тематике СУБД образовалось семь консорциумов, которые сделали свои предложения. По всем тематикам было рассмотрено 25 заявок, экспертная комиссия выбрала нашу заявку в качестве победителя в области СУБД.
О реализации данного проекта пока новостей нет. Дальше принятого экспертами в мае решения вопрос так и не сдвинулся.
PC Week: А если обещанных денег так и не будет, что вы намерены делать? Будет ли созданный консорциум действовать самостоятельно — на те 50% денег, которые он обещал выделить на реализацию программы со своей стороны?
И. П.: Наша компания продолжает работу по своему плану развития, разработанному еще до конкурса. Мы надеемся, что большинство участников консорциума также не откажутся от своих планов, хотя структура и сроки работ, конечно, изменятся. Мы продолжаем работу по разработке, популяризации и продвижению PostgreSQL. Получение гранта позволило бы расширить и ускорить эту деятельность, а также дало бы возможность активнее заняться перспективными фундаментальными исследованиями и разработками.
Если говорить о конкретных проектах и решениях, то сейчас мы работаем, например, над кластерными технологиями, в частности над созданием отказоустойчивого кластера, о котором было рассказано на профессиональной конференции Highload в ноябре. Также мы работаем над расширяемостью PostgreSQL, технологиями машинного обучения, доработками, которые значительно ускоряют выполнение запросов.
Если мы получим финансирование в рамках программы Минкомсвязи, то сможем расширить совместные с факультетом ВМиК МГУ исследования в области применения технологий машинного обучения в базах данных, начнем совместные с ИСП РАН разработки в области технологий JIT-компиляции, дающей возможности дальнейшего ускорения обработки запросов. Но наша компания в любом случае продолжит развивать PostgreSQL и помогать российским компаниям оптимизировать затраты с его помощью .
PC Week: Спасибо за беседу.