PC WEEK/RE — 20 ЛЕТ ИННОВАЦИЙ!
Уважаемые читатели!
Данный материал публикуется в рамках юбилейного проекта «PC Week/RE — 20 лет инноваций!». Нашему изданию в
2015-м исполняется 20 лет, и мы решили отметить юбилей серией материалов (обзоров, экспертных статей, интервью), в которых представим различные направления ИТ-отрасли и ИТ-рынка через призму их исторического развития, особенно в плане прохождения ими кризисных периодов, с акцентом на анализе их нынешнего состояния и перспектив дальнейшего развития.Предлагаемая вашему вниманию статья, посвященная этапам развития и оценке перспектив российского рынка средств визуализации информации, подготовлена с помощью экспертов из ведущих интеграторских и дистрибьюторских компаний, а также представителей зарубежных вендоров, много лет работающих в данном сегменте российского ИТ-рынка.
Редакция
От первых ЭЛТ к весьма изощрённым по своим возможностям электронно-лучевым дисплеям и проекторам, затем к LCD- и DLP-решениям, к видеопанелям и проекционному оборудованию высокой и сверхвысокой чёткости... Рынок средств визуализации данных прошёл долгий путь вместе со всей ИТ-отраслью.
Нынешнее состояние российского рынка средств цифровой визуализации по известным причинам трудно назвать радужным. Как свидетельствует недавний отчёт ITResearch, в третьем квартале текущего года объём продаж мониторов в России составил 570 тыс. единиц (на 35,6% меньше аналогичного периода
Впрочем, позитивные тенденции в сегменте устройств визуализации просматриваются даже на фоне столь значительного снижения оборотов. Так, во втором квартале наблюдался пусть незначительный, но рост продаж проекционной техники (примерно на 5% в количественном исчислении и на 30% в денежном). Особое же внимание привлекает тот факт, что самыми востребованными на нынешнем российском рынке оказываются проекторы микрокорпоративного класса и ультрапортативные аппараты. Их продажи в сумме составляют около 90% всех реализованных за отчётный период проекционных устройств.
А значит, бизнес по-прежнему развивается и техника для визуализации данных ему решительно необходима. Мониторы на рабочих местах, большие видеопанели и проекторы в переговорных, видеостены в торговых залах и ситуационных центрах, огромные светодиодные экраны на фронтонах зданий — эти и множество других приложений современных средств визуализации данных необходимы заказчикам, которые держатся на плаву даже в самый суровый экономический шторм. О том, как складывался этот рыночный сегмент в России, о его современном состоянии и перспективах мы предложили рассказать представителям ведущих компаний, занятых производством и дистрибуцией оборудования для визуализации информации.
От кодоскопов к интерактивным дисплеям
Анна Зуева, директор компании «Делайт 2000», вспоминает, что рынок решений для визуализации информации стал формироваться в России в самом начале
В России первые проекционные панели стали продавать через одного из пионеров компьютерной дистрибуции, компанию «Лампорт», а также через компанию «Аист», создавшую один из первых видеоредакторов в мире, — именно в ней в то время работала Анна Зуева. Тогда же появилось самое первое интерактивное решение в области проекционных технологий. Компания Proxima разработала интерактивную указку с маленьким диодом на конце. А на жидкокристаллической панели стояла инфракрасная камера, которая следила за положением конца указки и передавала координаты на компьютер. На тот момент это было едва ли не первое интерактивное устройство в мире — если не считать электронные перья, которыми можно было «рисовать» ещё на экранах совместимых ЭЛТ-мониторов.
В 1993 г. началось производство ЖК-проекторов, способных демонстрировать на экране компьютерные данные с разрешением VGA (640×480). Тогда многие японские компании пробовали свои силы на рынке, для начала продавая свои проекторы под чужими марками. Так, Seiko Epson первое время продавала проекторы под американской маркой InFocus и японской Sanyo. В 1995 г. Seiko Epson выпустила первый проектор под своим именем и уже в
Выделяя основные этапы развития отрасли, Елена Новикова, генеральный директор компании Polymedia, говорит об электронных средствах отображения, которые практически сразу стали цифровыми: «Мы начинаем отсчёт с того момента, когда стало возможным показать на большом экране изображение, генерируемое видеокартой компьютера. Собственно рынок и начинается с массового появления на нем устройств вывода компьютерного изображения на большой экран. Это приблизительно
Елена Новикова особо выделяет появление интерактивных досок как начало в полной мере «интерактивного» направления в индустрии. Если в первое время это были отдельные устройства, где проектор служил средством формирования изображения на доске, то в дальнейшем, уже на современном этапе, интерактивность стала практически встроенной функцией для множества устройств — как проекторов, так и плоских панелей. Массовые проекторы, пытаясь конкурировать с плоскими панелями с точки зрения надёжности и удобства, совершенствуются в отношении новых источников света — лазерных и гибридных, с большим сроком службы, — и это очень существенные положительные изменения. К таковым же можно отнести новую сверхширокоугольную оптику, позволяющую проецировать изображения с крайне малых расстояний, что даёт небывалые прежде удобства при инсталляции и эксплуатации.
Вплоть до начала
В 1996 г. благодаря DLP-технологии был сделан значительный прорыв, позволивший создать действительно портативные проекторы. К
В 2010 г. InFocus и Seiko Epson выпустили первые интерактивные проекторы, которые чаще всего используются в образовании — наряду с интерактивными досками.
Евгений Джаксимов, старший менеджер по проекционному оборудованию и бизнес-технике Epson, отмечает, что за свою более чем двадцатилетнюю историю рынок проекторов в России вырос с единичных закупок до очень больших объемов, достигая пиковых значений в 250 000 штук. Постепенно проектор превратился из эксклюзивного товара в доступное по цене решение, и основные этапы развития сегмента проекционной техники в России уже после начала
«Например, когда в 2006 г. проекторы с разрешением Full HD появились в России, всего их было продано чуть более сотни. А в
«Пожалуй, главной отличительной характеристикой проекторного рынка в России является особенно большая доля образовательного сектора, — отмечает Евгений Джаксимов. — С начала
Как отмечает Елена Новикова, для современных средств отображения наиболее обсуждаемая тема — это разрешение 4К (3840×2160 и другие близкие модификации). Хотя споры об оправданности, достоинствах и возможностях 4К ещё продолжаются, количество устройств с поддержкой таких стандартов непрерывно растёт. Вдобавок и остальная инфраструктура (высокоскоростные каналы обмена данными, возможности коммутационного и преобразующего оборудования) к ним приспосабливается. Некоторые производители уже рассказывают о технологии 8К, но пока, впрочем, это решения не для массового рынка.
Примерно с середины первого десятилетия
Но наиболее массовый сегмент рынка средств визуализации информации — компьютерные мониторы, необходимые для работы каждого ПК (не случайно рынок классических СRT-мониторов возник и развивался одновременно с рынком настольных компьютеров). Уже со второй половины
В начале
Массовый переход от ЭЛТ-технологии к ЖК Алексей Златин, глава представительства компании NEC Display Solutions, тоже отмечает как одно из самых значимых событий в истории мониторостроения, пришедшееся буквально на считанные годы
Интересным моментом в истории ЖК-мониторов оказалась «гонка миллисекунд» — соревнование за самое короткое время реакции пиксела. «Потребители да и профессионалы рынка не сразу разобрались в маркетинговой тактике некоторых компаний, которые рекламировали, мягко скажем, не совсем тот параметр: не полное время отклика, а отклик на определенных градациях серого, что рождало такие фантомы, как 2 мс, — рассказывает Алексей Златин. — Прошло некоторое время, пока в этот вопрос была внесена полная ясность. Большую помощь здесь оказала компьютерная пресса, сотрудники которой проводили сравнительные тесты, специализированные измерения и т. п. В результате некоторым компаниям пришлось скорректировать свои маркетинговые коммуникации и указывать достоверную информацию».
Между тем сфера ИТ быстро менялась, и следующую технологическую ИТ-революцию рынок мониторов уже не пережил. Как констатировал Павел Сурин: «Наступление эры ноутбуков фактически разрушило старое правило «один компьютер — один монитор. Все последующие попытки производителей как-то привязать монитор к ноутбуку, например, за счет внедрения новых интерфейсов, закончились неудачей. Таким образом, рынок мониторов начал сокращаться или стагнировать вслед за рынком десктопов».
Итог вполне закономерен: ценовые войны производителей и общее снижение средней цены устройства. Вдобавок плоскопанельные мониторы оказались гораздо более живучими, чем их предшественники, цикл замены значительно удлинился. «С точки зрения потребителей все сложилось замечательно, у них есть возможность приобрести
Параллельно с этими событиями, отмечают в NEC Display Solutions, с начала
Кризис кризису рознь
Всё когда-нибудь происходит впервые. Вот и молодой на тот момент российский ИТ-рынок в 1998 г. пережил вместе с прочими отраслями экономики первый в своей истории кризис. Первый и, пожалуй, наиболее серьёзный по своему психологическому воздействию. «До этого момента ни у кого на российском рынке не было опыта выхода из кризиса, никто не понимал, как нужно действовать, — вспоминает Анна Зуева. — Все были шокированы резким ростом курса валюты. Продажи остановились, никто не хотел тратить огромные деньги на покупку дорогостоящего оборудования».
Несколько иные воспоминания об этом событии у Елены Новиковой: «Кризис
Первый пережитый кризис заставил отечественные компании проявлять изобретательность, предлагать клиентам такие решения, которые позволяли бы тем экономнее расходовать средства не в ущерб своим деловым нуждам. В результате кризис 2008 г., второй по счёту в новейшей российской истории, стал в глазах бывалых игроков рынка уже менее значительным и вовсе не таким неожиданным, как первый.
«Нам удалось продержаться в этот сложный период за счет созданного ранее фундамента, — рассказал Павел Почтеннов. — КРОК узнавали на рынке, у нас были заключены долгосрочные контракты с банками, структурами судебной системы, мы могли оказывать качественный сервис поставленного оборудования».
В
Что же касается сегмента компьютерных мониторов, то он, по мнению Павла Сурина, пережил кризис 1998 года относительно легко, как и весь ИT-рынок в целом. За резким спадом последовало быстрое восстановление. Кризис же
«Конец
Оттолкнуться от дна
Нынешний кризис, считает Анна Зуева, очень напоминает события 1998 г.: тот же рост курса валют, за которым последовал рост цен на импортное оборудование, но к этому добавились санкции, затруднившие поставки. Дистрибьюторы оказались поставлены перед необходимостью искать новых поставщиков, выстраивать новые логистические схемы и вводить дополнительные процедуры, чтобы контролировать уровень качества поставляемой продукции. В частности, санкции выступили в роли катализатора для начала или развития собственного производства. Так, «Делайт 2000» благодаря накопленному опыту уже создал несколько своих решений для диспетчерских пунктов и центров управления.
Павел Почтеннов отмечает также сокращение бюджетов на интеллектуальные мультимедиа-системы (как и в 2008 г.): «Они не относятся к числу критически важных для бизнеса решений. Тем не менее спрос есть. Он поддерживается в том числе мероприятиями общегосударственного масштаба, в частности предстоящим чемпионатом мира по футболу. Стоит заметить, что те проекты, которые идут сейчас, бюджетируются с учетом текущей ситуации — в рублях, в то время как оборудование, лежащее в основе, закупается уже по новому курсу. Это значит, что мы как поставщик решений и системный интегратор должны, подстраиваясь по рынок, приложить двойные усилия: добиться скидок у разработчиков оборудования или пересмотреть состав используемых решений. Например, уже сейчас мы исследуем возможности российских производителей оборудования и азиатских разработчиков — с последними ведем переговоры о переходе на расчёты в рублях. А дальнейшее развитие сегмента видим в уходе от box moving [простых продаж] к комплексным услугам, включая сервисные услуги и разработку контента для мультимедиа-систем».
Евгений Джаксимов текущую ситуацию оценивает довольно оптимистично: «Мировой рынок проекционного оборудования растет год от года, проекторы становятся все более востребованными, выходят все более универсальные и многофункциональные решения, вытесняющие интерактивные доски и превосходящие по потребительским качествам интерактивные панели. Будем надеяться, что шоковый период в экономике заканчивается, а период стагнации не будет долгим и рано или поздно рынок развернется и будет соответствовать общемировому тренду».
Если говорить о мониторах, то этот сегмент, как и весь ИТ-рынок, пребывает сегодня в том же самом кризисном состоянии. В 2015 г., как отмечает Павел Сурин, падение составило более 30%. В то же время есть направления, в которых ситуация немного лучше. Например, продажи LFD-панелей в штучном выражении остались на уровне прежнего года. «Хотя если оценивать продажи в долларовом выражении, то падение рынка тоже будет заметным: сегодня в проекты отбираются более дешевые решения, за счет чего падает средняя цена продаваемых устройств, — замечает Павел Сурин. — По нашему прогнозу рынок мониторов, который падает уже много месяцев подряд, либо остановит падение, либо перестанет сокращаться такими серьезными темпами уже во второй половине
Алексей Златин, напротив, воздерживается от каких-либо оптимистических прогнозов на ближайшие год-два: «Очень многое зависит от внешнеполитических факторов, которые привели к введению санкций, однозначно ухудшив возможности использования в нашей стране зарубежных финансовых ресурсов. По мере разрешения геополитической ситуации, реформирования нашей экономики, улучшения конъюнктуры сырьевых рынков можно будет говорить о возвращении на траекторию роста, увеличения спроса со стороны частных потребителей, оживления замороженных и появления новых масштабных проектов, связанных со средствами визуализации. Хотелось бы, чтобы это произошло скорее».
В NEC Display Solutions также отмечают, что нынешний кризис носит затяжной характер. В разных сегментах рынка средств визуализации уже не первый год наблюдается падение по всем категориям продуктов, обусловленное не только сложной экономической ситуацией в стране, но и достигнутым за предыдущие годы насыщением. И всё же есть ещё некоторые категории товаров, которые более-менее устойчиво сопротивляются кризису, — это специализированные дисплеи для видеостен, которые не теряют своей актуальности для госзаказчиков. Кроме того, несмотря на экономические сложности все более активно на рынок визуальных решений выходят поставщики светодиодных экранов и продуктов на их основе. Несмотря на то что цена подобных решений совсем не бюджетная, их популярность вопреки всем законам рынка набирает обороты.
Елена Новикова считает, что в настоящее время ситуация на рынке более сложная, чем в периоды двух предыдущих кризисов. Она характеризуется и сокращением бюджетов заказчиков, и отложенным спросом, и курсовыми потерями из-за роста курса доллара к рублю. Затяжной кризис имеет все шансы перерасти в новую реальность, в которой и поставщикам ИТ-оборудования, и заказчикам жить и работать несколько лет. «Я думаю, что в следующем году мы еще увидим сокращение числа компаний на рынке, — поделилась своим мнением г-жа Новикова. — В настоящее время основным инструментом выживания является эффективный управленческий учет, сокращение дебиторской задолженности и складов, снижение рисков при работе с заказчиками и при поставках оборудования».