Переход финансовых, торговых и сервисных организаций к самообслуживанию посетителей ставит новые задачи перед производителями ИБП и открывает дополнительные перспективы.

Сети устройств самообслуживания — новый огромный рынок для поставщиков ИБП, который еще только начинает формироваться. На протяжении последних лет сети всевозможных терминальных устройств, с помощью которых мы получаем информацию, совершаем банковские операции, оплачиваем товары и услуги, активно растут. Причина очевидна — удобство подобных операций для пользователей и желание поставщиков услуг сокращать издержки, связанные с поддержкой работы полноценных офисов и точек продаж.

Переход к подобному самообслуживанию меняет не только образ мышления современного потребителя, но и его ожидания, требования к предоставляемому сервису, его безопасности и непрерывности или бесперебойности работы. Так и появилась в этом вопросе скромная роль для источников бесперебойного питания.

Компания POWERCOM рассматривает сегмент терминалов самообслуживания как одно из важных направлений развития рынка и учитывает требования производителей подобной техники при проектировании новых, в том числе специализированных, линеек ИБП.

Чтобы не быть голословными, мы попросили поучаствовать в создании этого материала нашего хорошего партнера, компанию «Уникум» (российский производитель банкоматов и терминальных устройств). Ее представляет коммерческий директор Максим Поташов:

«Основное требование, предъявляемое сегодня к защищающему терминал „бесперебойнику“, — это возможность автоматически включаться после возобновления подачи электроэнергии. В противном случае после каждого сбоя в сети обслуживающему ее сотруднику пришлось бы выезжать на место аварии и включать терминал вручную. Учитывая масштабы терминальных сетей и частоту, с которой происходят перебои с электричеством, такой подход сделал бы содержание сети неокупаемым, а оказание финансовых сервисов — невозможным.

Второй важнейший параметр — время автономной работы ИБП. Оно должно быть достаточным для того, чтобы в случае отключения электропитания клиент, который уже начал совершать какую-то операцию, смог завершить ее. После этого терминал должен иметь возможность корректно отключиться и в случае восстановления электропитания без проблем возобновить свою работу в штатном режиме. Крупные российские производители банкоматов заверяют, что для обслуживания среднестатистического устройства сегодня достаточно ИБП мощностью 600 ВА. Но в последние годы здесь наблюдаются изменения — сегодня повышенным спросом пользуются уже не дешевые банкоматы, а продвинутые устройства, способные, в частности, принимать пачки купюр. Дело в том, что среди банковских операций все большую долю занимает погашение кредитов, в том числе ипотечных и взятых для покупки автомобиля. В этих случаях вносятся довольно крупные суммы, для быстрой приемки которых изготовители вынуждены менять начинку и функционал банкомата. За счет этого растет энергопотребление устройства и, соответственно, требование к мощности ИБП поднимается до 700 ВА и выше».

Так, например, в одном из проектов для защиты банкоматов, установленных в сети торговых центров, был выбран ИБП Imperial IMP-1500AP. Эффективно защищающий нагрузку от всех негативных факторов в электросети, он имеет достаточную мощность для питания полноценно работающего банкомата, а благодаря батарее с увеличенной емкостью обеспечивает корректное завершение пользовательской операции и последующее завершение работы самого банкомата.

«Следующей характеристикой ИБП, на которую обращают внимание производители терминалов, является количество выходных разъемов, — продолжает Максим Поташов. — Использование в терминале множества периферийных устройств, включая монитор, валидатор (устройство, проверяющее подлинность купюр) и т. д., предполагает наличие в ИБП достаточного числа розеток — как правило, три и более.

Еще один важный момент, значение которого растет год от года, — география расположения сервисных центров, обслуживающих ИБП. Банкоматные и терминальные сети строятся по всей стране, при этом „бесперебойники“ в силу своего веса и габаритов являются далеко не самыми дешевыми устройствами в пересылке. Для владельцев сетей терминалов важно, чтобы производитель ИБП имел достаточно широкую сервисную сеть. В этом случае снижается и срок обслуживания, и стоимость ремонтных работ в случае необходимости».

Кроме того, производители терминалов частенько выдвигают особые требования к ИБП. В качестве примера можно привести проект по оснащению источниками бесперебойного питания столичной сети паркоматов, где заказчиком было предъявлено дополнительное требование по защите нагрузки от превышения входного тока. Для этого проекта на базе ИБП Powercom Raptor RPT-600AP была изготовлена специальная модель со встроенным в выходную цепь плавким предохранителем. Такое решение оказалось максимально эффективным.

В перспективе нас ждет увеличение количества разного рода терминалов самообслуживания и автономных устройств, обеспечивающих роботизированный сервис. Крупнейшие производители ИБП внимательно следят за ростом данного сегмента рынка и меняющимися требованиями со стороны изготовителей терминальных устройств. Понятно, что наибольшую долю на данном рынке сумеют занять компании, которые смогут вовремя выпускать серии ИБП, полностью удовлетворяющие требованиям изготовителей и пользователей терминалов, а при необходимости — и ограниченные серии устройств под конкретные проекты, причем в короткий срок и без потери качества.

Автор статьи — директор по маркетингу POWERCOM.

СПЕЦПРОЕКТ КОМПАНИИ POWERCOM