Бурное развитие информационных технологий и использующего их бизнеса, охватившее весь мир, создает замечательные возможности для стартапов и заставляет лидеров отрасли все чаще задумываться о стратегических направлениях своего развития. О том, как видит свое место лидер мировой ИТ-отрасли — корпорация IBM — на прошедшем в конце ноября в Москве форуме IBM SolutionsConnect 2015 рассказал генеральный директор IBM в России и СНГ Андрей Филатов.
Стратегия эта во многом отражает тенденции, зафиксированные в только что выпущенном исследовании IBM Institute for Business Value «Раздвигая границы: результаты глобального опроса руководителей высшего звена», которое охватило множество стран, включая и Россию. В числе тенденций, которые будут влиять на бизнес в ближайшие
Как не упустить момент и оставаться лидером в новых условиях? В IBM убеждены, что для этого следует развивать технологии, которые помогут задействовать всю мощь облаков, аналитики, мобильности и социального взаимодействия. О перспективности этих направлений свидетельствует и отчет IBM Investor Relations Report, выпущенный летом этого года. Согласно нему к 2018 г. объем мирового облачного бизнеса достигнет 400 млрд. долл. (ежегодный рост на 23%), средств аналитики — 315 млрд. долл. (темп +7%) и технологий социального взаимодействия — 290 млрд. долл. (темп +10%). Доля стратегических направлений в общем обороте IBM (аналитика, облака, мобильность и социальное взаимодействие) составит в 2018 г. 40 млрд. долл., что заметно выше 25 млрд. долл., полученных в 2014 г.
Выручка IBM от облаков в 2014 г. выросла на 60% и составила 7 млрд. долл. Корпорация обещает, что к концу нынешнего года у нее будет 46 облачных дата-центров в разных странах. В России таких ЦОДов нет, и их строительство пока не планируется. Андрей Филатов объясняет это тем, что спрос на облачные услуги в нашей стране еще не сформировался в полной мере, но при этом местными ИТ-компаниями введены в эксплуатацию довольно мощные дата-центры, которые пока недогружены.
В контексте государственной политики импортозамещения следует отметить некоторые шаги IBM в направлении сотрудничества с российскими вендорами. Подписаны три OEM-соглашения с компаниями «КНС Групп» (бренд YADRO), «Технопром» и «Ситоника». Две из них («КНС Групп», «Технопром») входят также в консорциум OpenPower, который открывает возможности выпуска на платформе Power отечественных защищенных систем. В данный консорциум вступили также «Рикор» и МГТУ им. Баумана. Определенные преимущества местным разработчикам ПО дают лицензии ASL (Application-Specific Licensing), которые предоставляют партнеру возможность приобретать ПО IBM и впоследствии продавать его заказчикам в составе своего решения. Если при этом отчисления от продажи в пользу IBM составят менее 30% стоимости лицензии на все решение, оно имеет шансы получить статус отечественного ПО и попасть в вожделенный реестр.
Во всем мире структура доходов IBM такова, что лишь 10% из них приходится на продажи аппаратных средств, 30% дает ПО и 60% — услуги. Говоря о России, Андрей Филатов, не называя абсолютных цифр, констатировал, что здесь по-прежнему лидируют продажи железа. Однако руководством поставлена цель вывести услуги на первое место в структуре доходов IBM и в нашей стране. Одним из шагов в этом направлении стало открытие в Казани центра по предоставлению услуг IBM, который будет специализироваться на финансовых сервисах и аутсорсинге бизнес-процессов для заказчиков из более чем 60 стран с поддержкой 40 языков.
Идя навстречу запросам многих заказчиков, IBM предлагает не только продукты, но и более пятидесяти готовых индустриальных решений. Двадцать из них корпорация готова продавать российским заказчикам. Это, в частности, средства управления активами, персонализации услуг, противодействия мошенничеству и отмыванию денег, прогнозирования выхода того или иного оборудования из строя, ситуационного управления и т. д. В число указанных индустриальных решений не входят так называемые когнитивные системы, использующие технологии искусственного интеллекта Watson. По словам Андрея Филатова, платформа Watson доступна заказчикам только в облаке, и получить такой доступ могут партнеры из всех стран, включая Россию.