На рынке корпоративных технологий предстоят большие изменения. Появление и рост популярности облачной технологии, меняющиеся потребности пользователей и цифровизация рабочих мест означают, что традиционные производители ПО меняют свои бизнес-стратегии, чтобы удержаться на вершине.
Нет сомнения, что SAP и Oracle — это два гиганта в данной области, но они сталкиваются с сильным противодействием на рынке. Обе корпорации вкладывают большие средства в переход предприятий от использования собственных площадок к облакам и напряженно трудятся над тем, чтобы повести за собой имеющуюся у них клиентскую базу. При этом они сталкиваются во многом с одинаковыми трудностями, но способы преодоления этих трудностей совершенно различны. Взглянем на их сильные стороны, имеющиеся у них возможности и проблемы, а также на их стратегию и видение будущего корпоративных приложений.
Oracle
Oracle, безусловно, является поставщиком не только корпоративных приложений, но даже в большей степени всей инфраструктуры. Пол Хамермен из Forrester сказал, что оценил бы долю корпоративных приложений в бизнесе Oracle в 25%. Остальное — это «СУБД, инфраструктура, оборудование, бизнес-интеллект и ряд других вещей».
Если прежде Oracle была известна своей антиоблачной позицией, то теперь она совершила поворот на 180˚ и вкладывает много энергии в переход к облакам.
«Она очень последовательна в своих взглядах — это все, о чем она действительно хочет говорить», — сказала вице-президент IDC по исследованиям Кристин Довер.
Для Oracle и SAP стратегия в отношении корпоративных приложений является почти синонимом облачной стратегии. Обе корпорации занимаются поглощениями и в обеих идет органическое развитие, считает Довер. Но Oracle несколько впереди в органическом развитии, поскольку она переделала многие из своих приложений для бэк-офиса, а также свою CRM-систему, подготовив их к использованию в облаках.
Вице-президент группы разработки приложений Oracle Райан Кришнан утверждает, что корпоративным клиентам необходимы горизонтальные решения, такие как ERP- и HCM-системы, а также вертикальные решения, учитывающие отраслевую специфику.
«Предприятиям недостаточно иметь в облаке какую-то одну функцию, скажем, автоматизацию продаж или HCM, сказал Кришнан. — Им необходимы бизнес-процессы от начала до конца, оркестрированные посредством гладкой интеграции процессов и данных и подкрепленные базирующимися на стандартах технологиями».
Фундамент облака Oracle заложен ее приложением Fusion, конкретно — ее ERP-системой. Исторически HR- и CRM-системы первыми переносились в облака, а финансовые системы отставали. Но теперь положение начинает меняться, отметила Довер. И раз уж бухгалтерия перемещается в облака, это побудит компании перенести туда и другие приложения.
«Oracle гораздо больше занимается содействием переходу от устанавливавшихся предприятиями на собственных площадках приложений к облачной модели предоставления доступа к ним. Это касается не только возможностей клиентов и управления человеческим капиталом, но и традиционно работавших на собственных площадках предприятий приложений ERP и управления цепочками поставок», — сказал Магуайр из CLSA.
И если SAP больше сосредоточилась на гибридном подходе (который мы рассмотрим ниже), то Oracle больше нацелена на публичные облака. Она поддерживает также частные облака, сказала Довер, но большинство ее новых клиентов выбирают публичные облака.
Серьезная трудность для Oracle будет заключаться в том, чтобы увлечь своих клиентов переходом в облака. Экономический аспект облаков все еще очень нов для многих клиентов, и переход от капитальных затрат к операционным может вызвать шок. Кришнан сказал, что стратегия Oracle фокусируется на помощи клиентам с переносом приложений в облака «выборочно», а не скопом.
Недавний доклад фирмы Stifel иллюстрирует умеренный характер облачного бизнеса Oracle, подчеркивая, что «у Oracle на SaaS приходится менее 50 млн. долл. (или менее 1%) из более чем пятимиллиардного бизнеса поддержки приложений».
Однако при обсуждении финансовых результатов корпорации в октябре 2015 г. генеральный директор Oracle Марк Хёрд подчеркнул, что доходы от SaaS растут, и отметил рост на 23% в 2014 г. по сравнению с
Кроме того, сказала Довер, у Oracle есть программы стимулирования сбыта, в соответствии с которыми она фактически отказалась от получения дохода ради вовлечения клиентов в облака. Срок действия этих программ заканчивается. Так что и здесь можно ожидать увеличения доходов от облаков и приложений.
SAP
Стратегия исследований и разработки корпоративных приложений SAP в большей степени зависит от поглощений, чем у Oracle. Изначально облачные продукты, такие как Ariba, Concur, и Successfactors, были важнейшими приобретениями для формирования портфеля приложений SAP.
И эти поглощения были весьма зримы. Для покупки Concur корпорация раскошелилась на 8,4 млрд. долл., а на приобретение Ariba было затрачено 3,4 млрд. долл.
«Риск здесь заключается в том, чтобы не переплатить за рост и обеспечить долгосрочную прибыльность купленного бизнеса», — сказал Макс Дюфор из Harmeda.
Исторически SAP не настолько углублялась в стек технологий как Oracle. Основную часть ее продуктов составляли бизнес-приложения. И развитием основной стратегии SAP в области приложений является ее размещаемая в оперативной памяти платформа HANA, в частности ее бизнес-пакет S/4 HANA.
«S/4 HANA строится на размещаемой в оперативной памяти СУБД SAP HANA, которая объединяет транзакционные и аналитические данные, высвечивая новые сценарии и позволяя вести бизнес в реальном времени», — заявил директор SAP по развитию бизнеса Квентин Кларк.
SAP перестраивает свои основы с помощью S/4 HANA, используя аналитические возможности, которые предоставляет HANA, сказал Кларк. Он добавил, что корпорация хочет предоставлять учитывающие контекст и подключенные к Интернету гибкие приложения. Fiori, используемая SAP система взаимодействия с пользователями, должна помочь ей создавать приложения, для которых на первом месте находится пользователь и которые будут хорошо масштабироваться на мобильные устройства.
SAP и Oracle понимают, что клиенты переходят к облакам постепенно. Поэтому обе корпорации продолжают поддерживать тех из них, кто использует собственные площадки, и обновлять соответствующие продукты. Однако идея постепенного перехода в большей степени присуща стратегии SAP.
SAP начала переписывать свои приложения для облаков, но пока придерживается смешанного подхода. Приложения S/4 HANA доступны как в онпремис-варианте, так и в облаке. Это может означать, что SAP стремится более мягкими средствами облегчить своим клиентам переход в облака. Хамермен сказал, что клиенты, вероятно, смогут воспользоваться соответствующими модулями, когда они им потребуются, вместо того, чтобы одним прыжком всем сразу перемещаться в облака.
Главным для SAP в данный момент при ее гибридном подходе является выбор клиентов, сказала Довер.
Что касается доходов, то SAP может указать на весьма приличную цифру — свыше 2 млрд. евро в 2015 г. Но это может оказаться просто результатом ее стратегических приобретений.
«Что сделала SAP? Если кажется, будто она получила большой доход от облаков, то это потому, что она купила Concur, купила Ariba и купила Successfactors, — сказала Довер. — Это основная часть ее облачного дохода».
Тем не менее во время селекторного совещания в ноябре 2015 г., посвященного финансовым результатам корпорации, директор по ИТ и операциям Лука Мусич отметил, что доход корпорации от облаков вырос, и уверенно прогнозировал продолжение роста.
«Мы ожидаем также, что в 2018 г. наш доход от облаков превысит, наконец, полученный от лицензирования ПО», — сказал Мусич.
Заглядывая в будущее
Oracle и SAP являются признанными лидерами в корпоративном сегменте, но правила игры изменились и состав игроков тоже.
«Если исторически в роли покупателя выступал представитель ИТ-службы, то теперь это чаще представитель бизнеса — руководитель бизнес-подразделения», — сказал Хамермен.
Обеим корпорациям предстоит увеличить свою полезность, чтобы общаться с этими новыми покупателями. Кроме того, сказал Хамермен, важнейшее значение имеет ориентация на клиентов, поскольку в эпоху облаков должностные лица стремятся выделиться на фоне своих конкурентов. В конечном счете клиенты должны чувствовать, что получают нечто весьма ценное и что они приобретают доступ к инструментам, необходимым им для сохранения конкурентоспособности.