17 декабря вступают в силу изменения, внесенные постановлением правительства РФ № 1330 от 07.12.2015 в «Положение об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий». Важной новеллой является введение электронного формата для проектной документации, результатов инженерных изысканий, а также ведения дела о государственной экспертизе.
Законодатель обозначил даты будущего года, с момента наступления которых указанные документы надлежит представлять в госучреждения, подведомственные Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ в электронном виде. Так, для проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, подготовленных в отношении объектов капитального строительства, строительство или реконструкция которых осуществляется полностью или частично за счет средств федерального бюджета, установлено 1 сентября 2016 г. Для проектной документации, результатов инженерных изысканий, а также иных документов, необходимых для проведения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий — 1 января 2017 г.
Указанные документы могут быть представлены, в том числе, через Единый портал госуслуг (ЕПГУ), что также является нововведением. «Пока что подать документы можно только лично, почтой или через законного представителя. Более того, ряд регионов даже не завели эту услугу на ЕПГУ», — отметил Илья Веригин, руководитель направления аналитики и работы с госсектором корпорации ЭЛАР.
Бумажный вариант подачи документов сохранен. В случае представления заявителем документов в электронном виде заключение он получит соответственно в электронной форме. А также и на бумажном носителе, если это предусмотрено в заявлении и (или) договоре.
В случае, если документы для проведения государственной экспертизы будут представлены на бумаге, выдача заключения государственной экспертизы осуществляется на руки заявителю или будет отправлена заказным письмом.
Однако преимущество электронного формата очевидно. «Мало того, что взаимодействие на бумаге ускорять уже невозможно, так еще существует и гигантская проблема утери документов в процессе экспертизы — тысячам листов каждый раз надо пройти согласование в более чем десяти отделах. А это подразумевает затягивание сроков, финансовые издержки застройщиков и, как следствие, судебные разбирательства. Например, Центр государственной экспертизы (ЦГЭ) Санкт-Петербурга для решения этой проблемы внедрил учет документов на основе RFID», — пояснил г-н Веригин.
Для подписания документов законом определена усиленная квалифицированная электронная подпись. В том числе она должна быть проставлена экспертами, подписывающими заключение государственной экспертизы. «Вопрос электронной подписи значимый, но, на мой взгляд, вполне решаемый. Разумным вариантом будет сделать либо отдельный УЦ при Минстрое, либо использовать один из уже существующих федеральных», — полагает г-н Веригин.
В целом, по его словам, отрасль де-факто готова к изменениям. «Сегодня все проектные работы выполняются в электронном виде в специализированном ПО. Печатать приходится именно для проведения госэкспертизы, а далее — чтобы передать документ конкретному прорабу на стройке. И то сейчас многие из них уже работают с планшетами. А вот со стороны ЦГЭ могут быть проблемы. В первую очередь, связанные с форматами документов. Ведь бессмысленно конвертировать 3D-модель в плоский PDF. Поэтому надо утвердить стандарты форматов, в которых проектные компании смогут предоставлять документацию. И ЦГЭ должны обладать соответствующим ПО для чтения этих форматов и хранения этих гигантских объемов документов в электронном виде», — заключил г-н Веригин.