Анализируя ключевые события и тенденции рынка информационно-коммуникационных технологий в прошедшем году, можно уверенно сказать, что одним из наиболее заметных и важных трендов было заметное повышение активности сообщества интернет-бизнеса, которое четко заявило о намерении напрямую участвовать (наравне с правительственными структурами) в выработке и реализации государственной стратегии развития отечественной ИКТ-отрасли. Причем нужно отметить, что круг интересов сообщества уже явно не ограничивается сферой Интернета, но и все больше распространяется на ИТ. В видимой форме это проявилось в создании в начале года единой отраслевой ассоциации — Института развития Интернета (ИРИ), а затем — в виде контактов с властными структурами и подготовки собственных предложений по программе развития Интернета. В целом, эту нарастающую активность Рунет-бизнеса можно назвать успешной, поскольку она завершилась назначением главы ИРИ Германа Клименко советником президента России, и, вполне возможно, именно он будет в той или иной мере курировать реализацию государственной интернет-стратегии, чего (получения в свои руки функции управления отраслью) и добивалось изначально Рунет-сообщество.
Насколько успешно будет развиваться деятельность Германа Клименко в качестве «представителя Рунета в верхах», будет видно в наступившем году. Но можно сказать вполне определенно, что развитие Интернета в России достигло такого уровня, что его дальнейшее поступательное движение должно опираться на сотрудничество всех участников процесса — потребителей, бизнеса и регулятора. О том, что такое партнерство необходимо, свидетельствуют тенденции и итоги 2015 г., анализ которых показывает, что динамика развития этой сферы несколько снизилась, причем причиной является не только экономический спад, но различного рода структурные трудности, которые требуют преодоления.
Как мы уже сообщали, по оценкам экспертов Рунета, суммарный объем российского интернет-рынка (маркетинг и реклама, инфраструктура, электронная коммерция и цифровой контент), в 2014 г. составил 1094 млрд. руб., что на 46% больше показателя 2013 г. Казалось бы, это весьма высокие темпы, но с учетом инфляции (около 15%) это все же ниже роста в предыдущие годы и меньше, чем прогнозировали эксперты еще в середине
В представленном в конце прошлого года очередном отчете «Экономика Рунета
Электронная коммерция в 2015 г. характеризовалась ростом влияния китайских игроков, улучшением российской логистики, расширением практики безналичной оплаты. В то же время экономические трудности заставили уйти с рынка ряд игроков с инвестиционной моделью развития, а в сегменте туризма сильно влияли (в основном, негативно) внешние факторы. В сегменте цифрового контента более 80% объема в деньгах приходится, как и ранее, на игры, а быстрее всего продолжают расти продажи электронных книг, хотя абсолютные показатели этого направления невелики. В музыкальном же бизнесе эксперты вообще не увидели ни одного доходного проекта.
Важным новшеством отчета «Рунет 2015» стало появление в нем механизма «кризисный барометр», которые реализован на основе отношению экспертов к кризису в российской экономике в целом и онлайн-экономике в частности. Опрос, проведенный в рамках данного исследования, показал, что общий кризис повлиял на экономику Рунета весьма значительно (оценки
По мнению большинства экспертов, дно кризиса будет достигнуто в 2016 г., хотя четверть опрошенных все же сомневаются в этом. Примерно треть экспертного сообщества (32,7%) надеется на возврат динамики развития к докризисным показателям к IV кварталу 2017 г. и позднее. Но примерно пятая часть опрошенных допускает вариант завершения кризиса к концу 2016 г. Но в целом возвращение экономики Рунета к докризисным показателям, согласно оценкам участников опроса, займет около года-полутора при условии благоприятной экономической обстановки.
В рамках общего исследования 2015 г. было впервые проведено изучение ситуации в высшей школе по ИТ-специальностям. Выяснилось, что к ИТ-специальностям относятся всего 14% программ подготовки кадров, хотя бы одну ИТ-специальность можно получить в 950 вузах из 2600 (считая и филиалы) имеющихся в стране. По мнению экспертов, число ИТ-выпускников не соответствует потребностям экономики страны и бизнеса, при этом основной причиной такого положения дел являются скромные возможности системы образования (подготовка ИТ-специалистов является в среднем более затратной, в том числе на учебную инфраструктуру). Самой популярной в России среди ИТ-специальностей является «прикладная информатика» (в половине ИТ-вузов), за ней идут «информатика и вычислительная техника» и «бизнес-информатика» (новая модная специальность). Но в большинстве случаев речь идет о подготовке бакалавров, программ по степени магистра в
Еще одно новшество исследования 2015 г. — оценка уровня медиаграмотности населения по трем направлениям: цифровое потребление, цифровая компетенция, цифровая безопасность. В целом, интегральный индекс цифровой грамотности в России составил 4,79 (по десятибалльной шкале), при этом субиндексы по потреблению, компетенции и безопасности равны соответственно 5,17, 4,48 и 4,85. В Москве и Санкт-Петербурге субиндекс цифровой компетенции оказался равным 9,16, что в два раза выше среднего значения по стране.
В отчете 2014 г. отмечалось, что законотворческий процесс в сфере Рунета до сих пор происходил при очень слабом участии индустрии. Именно на решение проблемы взаимодействия государства с интернет-отраслью нацелено создание ИРИ в марте 2015 г. Ожидается, что предложения отрасли, сформулированные в прошлом году, найдут отражение в законодательстве в наступившем году. В исследовании 2015 г. отмечается, что в последние два года наблюдалась смена вектора законодательных инициатив, что было продиктовано сложной геополитической ситуацией, взаимными санкциями, необходимостью обеспечения цифрового суверенитета России, а также снижения информационной и технологической зависимости отечественной ИКТ-отрасли от Запада. В 2015 г. важной вехой в развитии регуляторной среды стало противодействие концепции так называемой «глобальной лицензии» и «налогу на Интернет»: впервые с единой позицией выступили как представители интернет-индустрии, так и телекоммуникационные компании, и значительная часть правообладателей и производителей контента. Такой опыт позволил перейти к давно накопившимся вопросам реформирования системы коллективного управления правами, библиотек общественного достояния и сиротских произведений.
Если в 2014 г. доля законодательных инициатив по тематике ИКТ, оцениваемых как нейтральные или положительно, была равна 23%, то в