Федеральным законом №
Изменения, в основном уточняющего характера, коснулись подтверждения УЦ владения заявителем ключом электронной подписи, случаев отказа заявителю в создании сертификата ключа проверки электронной подписи, аннулирования данного сертификата.
«В системе функционирования УЦ, которая была заложена в закон „Об электронной подписи“, на практике были выявлены серьезные уязвимости. В
«Новый ФЗ призван ужесточить требования к УЦ, и это нормально. В последнее время деятельность УЦ государством практически не контролировалось. Это не удивительно, ведь физлица ЭП практически не используют, а юрлица — только в очень узких областях, причем, как правило, в тех, где государство само вынуждает работать исключительно в электронном виде (налоговая отчетность, электронные торги, госуслуги)», — полагает независимый эксперт Павел Плотников.
Отдельными пунктами обозначено требование к соблюдению выполнения УЦ функций аккредитованного удостоверяющего центра и ответственность за неисполнение своих обязанностей. Коснувшись вопроса проверки деятельности УЦ, законодатель установил, что плановые проверки будут проводиться раз в три года в течение всего срока аккредитации.
Законом также изменены требования финансовой составляющей, необходимой для аккредитации удостоверяющих центров. Теперь стоимость чистых активов увеличена с 1 до 7 млн. руб. Увеличена и необходимая сумма финансового обеспечения ответственности за убытки, причиненные третьим лицам.
По мнению г-на Плотникова, закон можно назвать первым шагом к упорядочиванию существующего хаоса, но в дальнейшем потребуется сделать еще много шагов к тому, чтобы использование ЭП стало не только доступным, но полезным и необходимым для большинства граждан и коммерческих компаний.
«При принятии закона „Об электронной подписи“ вопросы организации работы УЦ были регламентированы недостаточно детально и строго. В результате в России на 30 декабря 2015 г. аккредитован 381 удостоверяющий центр, имеющий право выпускать квалифицированные подписи — их у нас больше, наверное, чем во всех остальных странах мира, вместе взятых, и вряд ли такую ситуацию можно считать нормальной. Теперь в семь раз увеличены требования к стоимости чистых активов УЦ, что может привести к „выводу из игры“ маломощных (и одновременно наиболее сомнительных) УЦ. Насколько эта мера окажется эффективной, покажет время», — считает г-жа Храмцовская.
Федеральный закон вступает в силу 30 января, за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки вступления в силу.