Технологическая дочка Сбербанка, компания «Сбербанк-Технологии», подвела итоги 2015 г. и поделилась планами на будущее. Генеральный директор «Сбербанк-Технологий» Алиса Мельникова сообщила, что годовая выручка компании выросла в полтора раза и достигла 15,2 млрд. руб. Сегодня в штате компании более 6,5 сотрудников, которые работают в 16 российских и одном белорусском офисе.
Завершился проект по централизации ИТ-инфраструктуры Сбербанка. В рамках проекта «Ла-Манш» на платформе Pega PRPC построен безбумажный мидл-офис, в котором работают 40 тыс. пользователей. Развернута крупнейшая в мире система управления персоналом на базе SAP HR. Создан прототип платформы Big Data, на котором выполнены первые 12 пилотных проектов. В целом за прошедший год было выполнено 532 проекта, причем среднемесячное количество внедрений достигло 740.
Разъясняя смысл последней цифры Алиса Мельникова сообщила, что проектами у них считаются достаточно крупные работы по вводу в эксплуатацию новых банковских продуктов или расширению функциональности, которые длятся от трех месяцев до года, а внедрениями — более рутинные операции по обновлению ПО в промышленной ИТ-среде.
Она также прокомментировала слова Германа Грефа, произнесенные им на Гайдаровском форуме и вызвавшими неоднозначную реакцию. По словам главы «Сбербанк-Технологий», руководитель нашего крупнейшего банка, отдавая должное тому, что уже было сделано в области ИТ, просто обратил внимание на то, что разрыв с желаемым уровнем все еще велик. В частности, стоит цель повысить скорость разработки и конфигурирования новых банковских продуктов, поднять эффективность работы и обеспечить при этом операционную надежность.
Для ее достижения в «Сбербанк-Технологиях» инициированы три стратегических технологических проекта: по созданию единой фронтальной системы, построению платформы поддержки развития бизнеса и созданию фабрики данных о клиентах, содержащей «единую версию правды» и позволяющей проводить анализ накопленной информации. Еще один проект предусматривает ряд организационных мероприятий, призванных увеличить скорость вывода продуктов и услуг на рынок, выработать единый подход к организации производства, повысить качество технологического сопровождения и обеспечить синергию качеств имеющихся специалистов.
В рамках указанных проектов использование инновационного продукта GridGain In-Memory Data Fabric, который неожиданно стал предметом оживленных обсуждений, является одним из важных, но далеко не единственным направлением. Первые проекты с применением технологии обработки всех данных в оперативной памяти будут реализованы уже в нынешнем году, а широкое ее внедрение запланировано на 2018 г. Как сообщила Алиса Мельникова, Сбербанк приобрел пакет акций разработчика этого продукта — калифорнийской фирмы GridGain Systems.
Несмотря на то, что в «Сбербанк-Технологиях» нет специальной программы по импортозамещению, в плановом порядке проверяется возможность использования популярных российских и Open Source-продуктов. В частности, проводилось тестирование СУБД PostgreSQL как возможной замены сервера БД Oracle. Результаты тестирования были положительными, но с учетом наличия у Сбербанка неограниченной корпоративной лицензии на указанный продукт Oracle никаких планов по миграции на СПО-платформу у банка сегодня нет. Как признала Алиса Мельникова, до сих пор никаких санкционных ограничений на использование зарубежных продуктов банк не испытывал.
Принимая во внимание статус «Сбербанк-Технологий» как 100%-ной дочки Сбербанка, оценивать ее деятельность в таких терминах широкого ИТ-рынка, как выручка и прибыль, не очень корректно. Ведь по сути компания работает как внутреннее ИТ-подразделение банка, а увеличение ее выручки эквивалентно росту затрат материнской компании на ИТ. Свои недостатки имеет и то, что будучи единственным подрядчиком Сбербанка компания работает не в конкурентной среде. По словам главы «Сбербанк-Технологий», отсутствие внешней конкуренции в компании пытаются заместить внутренней, отслеживая широкий спектр ключевых KPI-показателей и проводя на этой основе мероприятия по материальному стимулированию. Выход же компании на широкий рынок ИТ-услуг пока не планируется. Причина в том, что на реализацию стратегии развития Сбербанка до 2018 г. «Сбербанк-Технологиям» едва хватает нынешних собственных ресурсов.