Феномен создания с нуля бизнеса в сфере информационных технологий, нацеленного на быстрый рост, реформирует целый культурный пласт. Молодые амбициозные предприниматели вдохновляются примерами успешных стартапов, инвесторы строят на этом бизнес, предприниматели старой закалки относятся к стартапам с иронией, но вынуждены признавать успехи некоторых из них. Однозначно можно сказать, что культура предпринимательства новой волны во многом отличается от классических подходов к ведению бизнеса.
Сейчас эта тема приобретает новую окраску. В эпоху кризиса многие предприятия реального сектора сталкиваются с проблемами застоя. При этом те ресурсы, которые есть у них в наличии, могут быть перераспределены и направлены на освоение новых рынков. И одним из самых интересных и быстрорастущих направлений как раз является ИТ-сфера. Эта статья содержит практические рекомендации для предпринимателей, которые хотят попробовать себя в новых условиях.
Почему ИТ?
Неважно, собираетесь ли вы уже вступать в ИТ-отрасль, либо еще не задумывались об этом, необходимо для начала определить для себя, в чем преимущества ИТ-рынка и как ими правильно воспользоваться.
Самый главный момент — на этот рынок можно относительно недорого зайти. Это не значит, что бесплатно, и не значит, что дешево, но, например, можно запустить полноценный бизнес за
Второй аспект — это условно быстрый старт по сравнению с реальным сектором: за полгода уже можно создать полноценно работающий бизнес, который можно масштабировать.
При этом при правильной организации у вас будет не так много операционных расходов. Основные траты после запуска будут приходиться на рекламу и маркетинг, которые направлены сразу на привлечение клиентов.
Таким образом, ИТ-рынок дает вам возможность потенциально быстрого заработка, он быстро масштабируется (бизнес может быть быстро переведен в другой город или другую страну), у него выше маржинальность. Инвесторы зарабатывают именно на масштабировании ИТ-бизнеса, ведь рост в
Как интегрировать текущую команду в новые процессы
Это один из самых тонких вопросов. Дело в том, что в идеале команду нужно собирать с нуля, ведь речь идет о выходе на новый рынок.
Текущая команда сильно погружена в процессы и не видит тех новых направлений, которые могут открыться в ИТ-отрасли. Если бы они знали и видели эти направления, они давно бы уже сами их вам предложили.
Но не всё так плохо. Ваша текущая команда — это те эксперты, которые понадобятся вам для сбора необходимой фактической информации по рынку. Главное правильно сформулировать запрос для них.
Для успешного старта нового процесса вам понадобится команда, которая знает, как разрабатывается и создается именно ИТ-продукт. И это не программисты, а продукт-менеджеры, которые могут правильно поставить задачи разработчикам и задать правильные вопросы вашей текущей команде.
Текущая команда — это люди, которые знают ваш бизнес изнутри, они знакомы с процессами, умеют организовать работу, то есть ядро бизнеса существует именно благодаря старой команде. Но для того чтобы бизнес шёл дальше, вам понадобятся люди, которые укажут сотрудникам дальнейшее направление движения и развития, научат использовать имеющиеся знания и информацию по-новому.
Так что вывод простой: будьте готовы к переменам и подготовьте к ним ваших сотрудников. Они — ваш фундамент, на основе которого новые специалисты выстроят современный конкурентоспособный растущий бизнес.
Как решение проблем вашего бизнеса может лечь в основу нового направления в ИТ
Начнём с того, что возможно вам и не придется решать свои бизнес-проблемы. Вы можете найти то направление, которое меняет текущий рынок полностью. Стартап — это решение запросов новой аудитории. Часто приходится полностью пересматривать свое понимание бизнеса. Надо быть готовым меняться. Нередко на практике идея в корне отличается от результата. Работая долгие годы по накатанной, сложно увидеть новые возможности отлаженного бизнеса.
Если правильно выстроить все процессы, то ИТ-бизнес может быстро стать гораздо шире вашей текущей деятельности. И если этот бизнес решает проблему рынка, то, скорее всего, он встретит сопротивление текущих игроков, ведь рынок будет меняться. Поэтому помимо прочего нужна смелость.
Как выстраивается процесс создания ИТ-продукта
Расскажем чуть подробнее, как обычно выстраивается процесс создания нового продукта, на какие этапы он делится и какие специалисты принимают участие в нём.
Пошагово всё делится на три этапа: нулевой спринт, создание MVP (minimal viable product, минимально живучий продукт) и работа уже с реальным рынком.
Нулевой спринт. На этом этапе основная задача состоит в том, чтобы максимально быстро, дешево и эффективно сформировать сам продукт: создать для него бизнес-канву, определить, какие у него будут функции и параметры. В этом принимают участие в первую очередь креативный и маркетинговый директор, продуктовые менеджеры. Очень важную роль на данном этапе играют дизайнеры, которые создают интерфейсы и визуальную айдентику. Возможно привлечение технического директора для консультации по вопросам реализуемости проекта.
Разработка. На данном этапе речь идет о создании рабочего продукта, который может полностью обслуживать клиентов в заявленном объёме. Здесь в работу включаются в первую очередь технические специалисты: продуктовые менеджеры и программисты. Цель всей работы в этот момент — создать MVP. Этот термин достаточно ёмко описывает само понятие «минимально живучий продукт», речь идет именно о создании продукта, который отвечает, пусть и не в полной мере, но всем заявленным критериям, и уже может обслуживать клиентов.
Вывод продукта на рынок. Это уже столкновение с реальностью, этап усиленной аналитики, оценки и переоценки. Здесь работает та же продуктовая команда, что и в начале, но уже в режиме тактического реагирования. Обрабатываются отзывы первых клиентов, оцениваются показатели конверсии, пересматриваются функциональные решения. Может случиться даже так, что на данном этапе будет сделан pivot (разворот, переворот), то есть идея будет трансформирована под запросы рынка.
Как выстраивается экономика проекта и решаются вопросы финансирования
Если говорить о самом важном, а именно о вопросах финансирования, то в данном случае всё зависит от начальных условий. В среднем на запуск достаточно порядка 3 млн. руб.
В целом расходы на создание ИТ-продукта можно поделить на три составляющих: разработка, маркетинг и операционные расходы. Далее эти составляющие в разных пропорциях складываются в бюджет. Например, для человека, который разрабатывает проект в свободное от основной работы время, операционные расходы минимальны: он выступает как самостоятельная единица и распределяет бюджет в пользу разработки и маркетинга. Кто-то, наоборот, уже на первом этапе собирает штат, арендует офис и старается экономить на разработке. Не стоит стремиться разработать универсальную бизнес-модель. Гораздо важнее найти эффективное решение конкретной ситуации.
Что касается вопросов привлечения дополнительных инвестиций, существует несколько возможностей: обращение в венчурные фонды, общение с бизнес-ангелами, продажа доли и т. д.
Вывод
И напоследок хотелось бы отметить еще один интересный факт из практики. Для многих ИТ-бизнес — это способ делать что-то новое, попробовать свои силы, даже можно сказать развеять скуку. Ведь зачастую развитие текущего бизнеса приходит к логичному стабильному потоку и не приносит тех ощущений, что в начале пути.
А выход на рынок ИТ в текущих условиях — это возможность начать всё с чистого листа, почувствовать новый прилив эмоций от занятия своим делом, применяя при этом накопленный опыт и ресурсы.
Автор статьи — генеральный директор Ingenius Systems.