Использование усиленной квалифицированной электронной подписи (УКЭП) обеспечит так называемый юридически значимый документооборот, а личный кабинет (ЛК) — быстроту и эффективность в деле обмена документами между Банком России и поднадзорными ему организациями, заявила Ольга Гончарова, директор департамента сбора и обработки отчетности некредитных финансовых организаций Банка России. Обязанность использования личного кабинета и УКЭП при подписании документов закреплена в
«Речь идет о взаимодействии с некредитными финансовыми организациями, в число которых входят страховые фонды, негосударственные пенсионные фонды, управляющие компании инвестиционного фонда, микрофинансовые организации и т. д. Однако мы не исключаем, что те технологии, о которых пойдет речь, позже будут применены и к кредитным организациям», — рассказала Ольга Гончарова.
Она рассказала, что начиная с 2014 г. только 40% микрофинансовых организаций сдавали отчетность в электронном виде. К настоящему времени все указанные поднадзорные организации сдают отчетность в электронном формате. «В 2014 г. мы перевели на сдачу отчетности через ЛК страховые организации, негосударственные пенсионные фонды и управляющие компании. В
Это означает, что отправленный Банком России подобным образом документ считается полученным. «Помимо получения у организации возникает обязанность обработать документ на следующий день. И далее направить ответ также в электронном виде, если это будет указано в предписании», — прокомментировала г-жа Гончарова.
Оперативность взаимодействия, по ее словам, возрастет в разы: «Ранее запрос направлялся посредством почтового сервиса, документы могли быть не получены вовремя и, соответственно, потерять свою актуальность или в принципе потеряться. Процесс был длительным и непрозрачным. Теперь он получается менее затратным для поднадзорных организаций — за счет снижения затрат на бумагу и более эффективным. Такое взаимодействие способствует повышению качества и оперативности надзора со стороны Банка России».
Говоря о поступающих жалобах от граждан, она отметила выгоду использования новой технологии взаимодействия и для них, сославшись на низкую скорость доставки бумажных обращений в поднадзорные организации посредством Почты России. «К 2015 г. в Банк России поступило около 250 тыс. жалоб граждан на поднадзорные организации. К примеру, гражданину в страховой компании навязывают покупку дополнительного полиса. Когда гражданин жалуется нам, мы не можем применить меры воздействия, не проверив информацию. Мы должны направить запрос и узнать, имел ли место такой факт. Ранее такой запрос направлялся через Почту России. Временной интервал от отправки до получения нами бумажного ответа составлял примерно месяц. Таким образом, ответ гражданин мог получить примерно через полтора месяца со дня направления своей жалобы. Теперь, получая жалобу от гражданина, мы выкладываем запрос в ЛК страховой компании и таким же образом получаем ответ. Соответственно, срок обработки информации и направления ответа гражданину сокращается в разы».
Данная технология была протестирована и опробована внутри Банка России. Поднадзорным организация дано время освоить технологию полного взаимодействия к маю 2016 г.
Говоря об инфраструктуре, первый заместитель директора департамента информационных технологий Банка России Вадим Калухов пояснил: в части защиты и передачи данных информация защищена открытыми ключами. «Личные кабинеты поднадзорных организаций размещены на собственной инфраструктуре Банка России. Факт получения документа фиксируется в электронных кабинетах: это позволяет отследить, когда и кем он был получен».
«По согласованию с рынком мы посчитали, что для полной уверенности и во избежание юридических последствий только УКЭП даст полную гарантию в том, что документ юридически значим», — отметил он.
Отметим, что благодаря новой технологии полного взаимодействия через личный кабинет из оборота фактически исключается лишь пересылка писем посредством Почты России. Использование бумаги при распечатке запросов Банка России, возможно, будет сокращено, однако вряд ли уйдет полностью, потому как доступ к личному кабинету, вероятнее всего, имеют не все структуры поднадзорных организаций. Вопросы вызывает и вменяемая обязанность использования УКЭП, которая, как настаивает регулятор, лишь одна способна идентифицировать пользователя, однако абсолютным гарантом обеспечения юридической силы отправляемых и получаемых документов быть не может.