Говоря об изменениях в законах, касающихся взаимодействия в сфере электронного документооборота, в минувшем году, можно сказать, что, как и в позапрошлом, законотворчество продолжило неспешный путь перехода от бумаги к электронному формату. Реформ, существенно меняющих положение дел, не произошло. Скорее можно говорить, что возможность задействовать современные технологии и/или наработанная и сложившаяся со временем отраслевая практика обретала законную силу. В этой связи стоит отметить ряд текущих преобразований, а также перспективы развития некоторых отраслевых направлений.

Нотариат

С января 2015 г. должностные лица органов местного самоуправления обязуются направлять сведения об удостоверенных завещаниях и доверенностях в региональную нотариальную палату в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью, в течение пяти рабочих дней со дня совершения нотариального действия. Соответствующие изменения внесены в «Основы законодательства Российской Федерации о нотариате» 457-ФЗ от 29.12.2014 г. Сведения подлежат регистрации в реестре нотариальных действий единой информационной системы (ЕИС) нотариата. Приказ Минюста № 156 от 29.06.2015 г. регламентировал порядок направления указанных сведений.

В соответствии с приказом с 1 января 2016 г. передавать сведения можно также с помощью интернет-портала единой информационной системы нотариата.

Также в прошлом году граждане получили возможность узнать о месте хранения своей кредитной истории через нотариуса посредством направления запроса в Центральный каталог кредитных историй. По указанию Банка России № 3701-У от 29.06.2015 года запрос в электронной форме направляется нотариусом в ФНП посредством ЕИС нотариата в день получения заявления от наследника. Зная место хранения кредитной истории, гражданин (наследник) может самостоятельно обратиться в БКИ и получить историю, в том числе в электронном виде, не прибегая к услугам нотариуса.

С начала января 2015 г. нотариусы имеют право удостоверять равнозначность электронного документа документу на бумажном носителе и наоборот. Порядок удостоверения закреплен приказом Минюста России № 155 от 29.06.2015 года «Об утверждении требований к формату изготовленного нотариусом электронного документа».

Расширенное толкование норм Указа Президента РФ № 260 от 22.05.2015 года «О некоторых вопросах информационной безопасности Российской Федерации» предполагает отнесение нотариата к организациям, которым рекомендовано подключение их информационных систем (ИС) и информационно-телекоммуникационных сетей (ИТС) к Интернету через российский государственный сегмент по каналам передачи данных, защищенным с использованием шифровальных средств. Уточним, что в соответствии с указом ведомственным структурам до 31 декабря 2017 г. надлежит осуществить подключение своих ИС и ИТС к российскому государственному сегменту сети Интернет и обеспечить размещение информации в соответствии с утвержденным порядком.

В перспективе это должно позволить нотариусам безопасно подключаться к электронным ресурсам органов государственной власти и управления, в том числе содержащим персональные и биометрические данные для идентификации клиента нотариуса, к примеру, в условиях удаленного взаимодействия.

Деофшоризация

Как и в 2014-м, так и в минувшем 2015 г. проблема уклонения российских компаний от налогообложения с использованием офшорных зон нисколько не утратила своей актуальности. За минувшие несколько лет давление со стороны государств и международных организаций на офшорные юрисдикции и банки стало беспрецедентным.

Распространенным способом наполнения государственной казны и борьбы с офшорами является отслеживание офшорных схем, поиск компаний, не уплачивающих налоги, и принудительное взыскание платежей. В России, учитывая, что офшоры используются для сокрытия конечного бенефициара в схемах финансово-промышленных групп, первоначальная и важнейшая задача деофшоризации — раскрыть эту информацию.

Судя по итогам прошедших в прошлом году форумов G20, представители организации экономического развития и сотрудничества (ОЭСР) учитывают этот аспект. Так, дочерней организации, зарегистрированной в стране, где применяются разработанные ОЭСР рекомендации, вменяется в обязанность раскрывать информацию о компаниях холдинга, с которыми производились денежные операции. К таковой относятся сведения о прибыли, материальных активах, уставном капитале. Причем бизнесу придется следовать этому требованию, даже если в России такие правила не будут введены. С большой долей вероятности можно утверждать, что форма обмена подобной информацией с налоговиками предполагает электронный формат.

В этой связи следует обратить внимание на информационное сообщение ФНС России от 21.12.2015 г., которым организациям финансового рынка рекомендован порядок заполнения и предоставления электронной формы уведомлений об осуществлении финансовых операций с иностранными гражданами и юридическими лицами. Данная информация представляется в ФНС с применением усиленной квалифицированной электронной подписи через интерактивный сервис на сайте ФНС России. Также в конце мая 2015 г. вступил в силу приказ ФНС № ММВ-7-14/177@ об утверждении, порядке заполнения и представления электронной формы уведомления об участии в иностранных организациях (об учреждении иностранных структур без образования юридического лица).

Говоря о межгосударственном обмене налоговой информацией, следует отметить, что ФНС уже дважды публикует на Федеральном портале проектов нормативно-правовых актов «черный список» государств, не обеспечивающих обмен информацией для целей налогообложения с Российской Федерацией.

Отметим, что в настоящее время обмен информацией между налоговиками разных стран осуществляется на основании договоров (конвенций), которые предполагают бумажный формат. Тем не менее, судя по оптимистичным высказываниям представителей Минфина в прошлом году, срок подключения России к автоматическому обмену данными и налоговой информацией может быть перенесен на 2017 г. Ранее сообщалось, что такой обмен станет возможным только в 2018-м.

Банк России

С начала прошлого года в условиях антикризисных мероприятий предполагалось, что банки будут активнее использовать различные способы докапитализации: привлечение средств акционеров банка, продажа акций и т. д. В соответствии с указанием № 3448-У документы, касающиеся осуществления процедур капитализации банков, ЦБ РФ принимает в электронном виде.

Новые формы и порядок составления статистической отчетности введены Указанием Банка России № 3499-У от 19.12.2014 года для страховых брокеров. Отчетность предоставляется в ЦБ РФ в электронной форме с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи.

Введение в эксплуатацию в августе прошлого года единой автоматизированной системы, содержащей информацию о договорах страхования средств наземного транспорта и страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств, повлекло необходимость детализации получаемых страховщиками сведений и предоставления страхователю исчерпывающей информации о компании-страховщике. Указанием Банка России № 3740-У определены сведения, которые должны отображаться на сайте страховщика.

В соответствии с изменениями, внесенными в 275-ФЗ от 29.12.2012 г., указанием Банка России № 3733-У от 15 июля 2015 г. сформулированы правила представления сведений в единую информационную систему государственного оборонного заказа (ЕИСГОЗ). Ее цель — обеспечение жесткого контроля над целевым использованием бюджета и тотальный контроль над финансовым состоянием предприятий, выполняющих государственный оборонный заказ. Тот факт, что алгоритм передачи информации в ЕСИГОЗ появился в июле, свидетельствует о том, что полноценная работа системы — в перспективе.

Использование личного кабинета (ЛК) в деле обмена документами между Банком России и поднадзорными ему организациями стало значимым направлением в деятельности ЦБ РФ.

Так, 09.02.2016 г. вступивший в силу 231-ФЗ от 13.07.2015 г. обязал представителей некредитных финансовых организаций использовать ЛК для взаимодействия с ЦБ РФ: предписания, запросы, любые другие документы Банк России будет направлять организациям через личный кабинет. Их ответ также предполагает электронный формат с использованием усиленной квалифицированной подписи.

В качестве дальнейшей перспективы использования ЛК представители Банка России не исключают возможность применения этой технологии взаимодействия и к кредитным организациям.

Электронный документооборот

В июне вступил в силу закон 42-ФЗ, который внес изменения в первую часть ГК РФ, обозначив виды документов, посредством которых возможно оформление договора. Статья 343 указывает, он может быть заключен, в том числе посредством электронных документов, передаваемых по каналам связи, позволяющих достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору.

Несмотря на то что возможность заключения договоров в электронной форме и раньше была предусмотрена законодательством, зачастую она ставилась под сомнение. Поэтому в целом заключение электронного договора посредством обмена электронными документами можно считать новеллой для российского законодательства и для гражданских правоотношений, учитывая, что на практике такая модель применялась не часто. Таким образом, после внесения изменений в ГК РФ электронная модель договора получает свое логическое развитие.

Вместе с тем наряду с четко обозначенным электронным форматом договора остаются спорные вопросы, ответы на которые должна в ближайшее время выработать правоприменительная практика. Немаловажным для отрасли будет разработка в 2016 г. ФНС России нового электронного формата для широко используемых документов, в числе которых и договор.

Помимо указанных изменений ст. 434 ГК РФ была дополнена определением электронного документа, принципиальным аспектом которого является обмен информацией посредством электронной почты.

В этой связи следует также отметить постановление Пленума Верховного Суда РФ № 25 от 23.06.2015 г., уточняющего порядок направления юридически значимых сообщений (ЮЗС), в том числе связанных с договорными обязательствами. Со ссылкой на статью 165.1 ГК РФ постановлением дан вполне исчерпывающий порядок их отправки, получения сообщений, а также ответственности сторон.

Следует подчеркнуть, что в документе не упоминается об обязанности использования какого-то конкретного вида ЭП. Этот атрибут, как и услуги операторов ЭДО, не является гарантом «юридической значимости», которая в настоящее время главным образом имеет отношение лишь к финансовым документам. Поэтому компании, практикующие межорганизационное взаимодействие, могут смело опираться на указанные в постановлении нормы для составления внутренних регламентирующих документооборот инструкций и положений, обратив при этом внимание на договоренность о канале связи, а также на способ уведомления о получении письма, дальнейшая регламентация которого, на наш взгляд, является нужной перспективой законодательного регулирования.