Движение можно считать зрелым, когда в нём появляется возможность профессиональной карьеры для «непрофильных» специалистов. Так считает Нития Рафф, руководитель департамента по стратегии Open Source компании SanDisk. И она утверждает, что разработка открытого ПО — это зрелое движение.
Нития Рафф впервые начала заниматься решениями Open Source в 1999 г. Тогда она работала в компании SGI и её задача заключалась в создании процессов коммерциализации Linux.
Сегодня свободное ПО применяется практически во всех областях техники. Конечно, ключевую роль в Open Source продолжают играть разработчики, но непрограммисты тоже могут сделать неплохую карьеру. Нития Рафф считает, что самые большие перспективы ждут представителей следующих профессией.
Менеджер по работе с сообществом
Это, безусловно, одна из самых интересных и востребованных профессий уже сегодня. Без активного участия сообщества разработка свободного ПО либо невозможна, либо крайне затруднительна.
Основные задачи менеджера по работе с сообществом: координация деятельности независимых разработчиков, взаимодействие с пользователями и тестерами, привлечение новых участников сообщества. Он организует тренинги, конференции, занятия по вопросам планирования и т. п.
В идеальном случае менеджер по работе с сообществом должен сам быть активным участником сообщества с прекрасной репутацией и выполнять свои функции ещё до формального приёма на работу. Именно от его авторитета в конечном счёте зависит успех проекта — это важно понимать как соискателю, так и работодателю.
Технический писатель
Важнейший фактор развития проекта — вовлечение в него новых разработчиков и пользователей. А без хорошо составленной документации сделать это непросто. Давно прошли времена, когда люди были готовы искать информацию по крохам на разных сайтах и форумах. Если потенциальный участник не может быстро войти в курс дела, то он, вероятнее всего, утратит интерес к проекту.
Раньше составление документации зачастую добровольно брали на себя сами программисты. Причём это помогало им в работе над кодом — излагая мысли простыми словами проще понять, что и как требуется сделать.
Тем не менее, значительно лучше, если за документацию будет отвечать специальный сотрудник. И хорошо, если он имеет некоторый опыт написания кода — так ему будет проще общаться с разработчиками.
Юридический консультант
Важная роль юридических вопросов давно доказана многочисленными процессами в области лицензионного права, в которых фигурируют свободные продукты. Открытые лицензии вовсе не позволяют делать всё, что угодно — они достаточно жёстко ограничивают любую деятельность, направленную на незаконное использование свободного кода в коммерческих интересах.
Хороший юрист поможет как защитить собственный продукт от попыток третьих лиц использовать его в качестве основы для построения закрытых решений, так и предостеречь разработчиков от нелегального заимствования стороннего кода. Разумеется, одно из важнейших направлений его деятельности — защита компании от патентных троллей. В конечном счёте это позволит сэкономить немало денег, которые в противном случае будут потрачены на судебные тяжбы.
Специфика юриста, работающего в области Open Source, заключается в том, что он должен тонко чувствовать и понимать общественные настроения, а не слепо следовать букве закона. В ряде случаев целесообразно проявить уступчивость, но не испортить собственную репутацию в глазах сообщества.
Специалист по маркетингу
Несмотря на крайне ироничное отношение к представителям этой профессии у некоторой части сообщества, роль маркетолога в свободных проектах становится всё заметнее. И не только потому, что любая разработка стоит денег, а для этого компания должна что-то продавать.
Перед маркетологом, работающим в области Open Source, стоит несколько основных задач. Во-первых, он должен донести до потенциальных заказчиков преимущества и инновационность открытой модели разработки. Рассказать им, в чём именно будет заключаться их выигрыш при переходе на СПО.
Во-вторых, если компания выпускает специальную коммерческую версию на основе открытого продукта, то следует точно и полно объяснить, почему именно эту версию лучше выбрать для построения корпоративной ИТ-инфраструктуры. Причём обратив при этом внимание на то, что и для этой сборки сохраняются все преимущества Open Source.
По сути маркетолог проектов Open Source является в некотором смысле евангелистом. Поэтому ему важно постоянно взаимодействовать с профильными сообществами. Также нельзя забывать и о том, что истории успеха способствуют повышению популярности Open Source в целом.
Специалист по обучению
Обучение продолжает оставаться одним из важнейших направлений деятельности компаний, разрабатывающих и внедряющих открытые решения. В том числе и потому, что это — одна из возможностей заработать деньги на Open Source.
Таким образом, специалисты, умеющие организовать учебный процесс, традиционно востребованы компаниями. Причём, потенциальный сотрудник должен уметь использовать не только классические методы обучения, но также иметь опыт в подготовке дистанционных курсов, а в идеале — и самостоятельного написания учебных материалов, что делает его работу чем-то похожей на работу технического писателя.
Специалист по обучению — по сути универсал, который компетентен как и технических, так и в юридических вопросах. В ряде случаев его деятельность близка к евангелизму, поэтому он должен быть хорошо подкован в риторике и уметь эффективно дискутировать с оппонентами.
Офис-лидер по Open Source
Это совсем новая профессия, пока ещё не получившая должного распространения. Задача этого специалиста по сути сводится к интеграции предприятия в движение Open Source. Сфера его компетенции: и программы с открытым кодом, и стратегия компании в сфере использования таких программ, и соответствующие внутрикорпоративные стандарты.
В центре внимания такого специалиста лежат бизнес-интересы предприятия по разработке и применению Open Source, которые реализуются в том числе и через повышение осведомлённости как рядовых сотрудников, так и руководства. Именно он решает, на какие именно аспекты следует обратить внимание в данный момент.
Очевидно, что требования к квалификации такого специалиста чрезвычайно высоки. Прежде всего, он сам должен быть активным, авторитетным и компетентным участником сообщества Open Source. Вместе с этим соискатель обязан хорошо разбираться в вопросах бизнеса и внутрикорпоративных взаимоотношений.