О возрастающей роли автоматизации рабочего пространства ясно говорят данные консалтинговой компании Accenture — 70% опрошенных управленцев планируют значительно увеличить свои инвестиции в технологии, связанные с искусственным интеллектом (ИИ).

Каков наилучший подход к использованию преимуществ робототехники, автоматизации и ИИ? И как CIO могут помочь бизнесу оценить эти возможности для значительного увеличения эффективности и производительности труда? Познакомимся с рекомендациями некоторых ИТ-лидеров.

Как руководителю лучше разобраться в роли роботов?

Аластер Бехенна, опытный ИТ-руководитель и консультант компании CIO Partnership, считает, что рост автоматизации следует рассматривать в контексте более широкой цифровой трансформации. Последнее десятилетие ознаменовалось гигантским прогрессом как в возможностях людей использовать и создавать данные, так и в мобильном доступе к этой информации. Автоматизация является последней стадией в цифровой эволюции.

«Ожидания пользователей огромны и далее будут экспоненциально расти по мере взросления революционных технологий и их превращения в норму, — говорит он. — Цифровые взаимодействия будут указывать на области применения других передовых технологий. А умные компании будут реагировать на инновации внедрением искусственного интеллекта, робототехники и автоматизации».

Этот тренд отмечает и Лесли Уилкокс, профессор по экономике труда, технологии и глобализации Лондонской школы экономики (LSE). По его мнению, к 2025 г. большинство организаций в своей основе станут «цифровыми облачными корпорациями». Он указывает на растущее использование ИТ по требованию, мобильных возможностей и аналитики, к которым добавляется развитая робототехника и Интернет вещей (IoT).

«Управленцам C-уровня следует серьезно подумать о возможностях новых технологий», — говорит он. Однако Уилкокс также предупреждает о том, что массовое распространение робототехники может вызвать куда более серьезные последствия, чем рисуют многие эксперты.

По его словам, «основные страшилки фокусируются на потере рабочих мест в связи с автоматизацией и внедрением роботов, а также цунами-эффекте этих технологий, который характеризуется как внезапный, революционный, непреодолимый и необратимый».

Возьмем, к примеру, недавнее исследование компании Centrum Banking, в котором говорится, что в результате активного внедрения стратегий автоматизации пять ведущих ИТ-фирм Индии в 2015 г. сократили численность персонала на 25% (до 77 365 человек). Это немалые цифры, и Уилкокс советует CIO и его команде действовать осмотрительно.

Исследование LSE показывает, что на каждые 20 рабочих мест, теряемых из-за автоматизации, создается 13 новых, и грядущее обновление профессиональных ролей за пять-семь лет охватит не менее 25% работников.

Уилкокс особо отмечает автоматизацию процессов на базе робототехники (robotic process automation, RPA), а именно использование роботов для выполнения стандартизированных задач, огромный эффект которого проявится уже в ближайшие полтора года. RPA сегодня стала достаточно зрелой для легкого и дешевого внедрения. Кроме того, использование этой технологии нуждается лишь в ограниченном конфигурировании и управлении.

В одной исследованной LSE компании уже 35% внутренних процессов выполняют роботы. RPA может создавать многие преимущества, включая значительную экономию, ускорение операций, и, возможно самое главное, более высокую удовлетворенность клиентов и собственного персонала компании.

«С внедрением RPA людям, вероятно, придется применять свои человеческие способности в задачах нового типа, — говорит Уилкокс. — Вопрос же о том, использовать технологию для дополнения и усиления человеческих способностей и навыко, или пытаться заменить труд людей машинами, конечно, является уделом управленцев. В нашем исследовании имеется множество примеров перевода людей на более интересную и выше оплачиваемую работу».

Как CIO может помочь бизнесу в использовании преимуществ автоматизации?

Одним из ИТ-лидеров, считающих экономию денег и времени целью внедрения любой автоматизированной системы, является Энди Уилтон, CIO компании Claranet. По его словам, CIO всегда должен быть начеку в отношении новых способов сокращать потребление дорогостоящих ресурсов, и здесь автоматизация уже проявляет себя в полной мере.

Уилтон привел пример облачных «автоответчиков» на базе ИИ, которые могут распознавать свободный формат речи и давать ответы. Эта технология предоставляет CIO отличную возможность заменить существующие системы распознавания речи, используемые в настоящее время при обслуживании клиентов многими контактными центрами. Уилтон также упомянул автоматизированное выделение масштабируемых ресурсов облачного хранения данных, которое помогло формированию новых динамичных бизнес-процессов и развитию методологий DevOps.

«В начале моей карьеры, когда я работал системным администратором, моей мантрой было „раз, два, а дальше автоматически“, и это справедливо и сегодня, — заметил он. — Время любого CIO драгоценно, и вручную повторяемые операции являются пустой его тратой. Разработка схем для автоматизации и более эффективного выполнения повторяющихся задач имеет высокую ценность и является предметом амбиций любого CIO».

Крис Хьюертсон, директор по технологиям группы отелей glh, всегда держит руку на пульсе новых технологий, которые могут помочь росту его бизнеса. Он уже экспериментирует с IoT-сервисами для управления замками дверей отелей. Его фирменные IoT-карты поддерживают технологию NFC и подключаются к сети, генерируя информацию, которая помогает анализировать передвижения клиентов.

В перспективе — внедрение разработок, связанных с другими возможностями взаимных подключений. Хьюертсон недавно вернулся из поездки в Сан-Франциско, где посетил компанию, занимающуюся робототехникой. «Мы серьезно интересуемся этой областью и думаем, что у нее большой потенциал», — сказал он.

Очень важно находить время заглянуть в будущее, соглашается с ним Дуг Мэй, региональный менеджер информационных систем производственной компании Messier-Dowty Limited. По мнению Мэя, общая для CIO проблема состоит в том, что они настолько сосредоточены на повседневных операционных заботах, что зачастую забывают заглядывать в магический кристалл будущего.

«Считаю, нам надо как можно раньше вовлекаться в дискуссии, — говорит он, касаясь роли CIO в инновациях. — Креативные идеи должны рождаться во всех секторах бизнеса. Прекрасно, если люди из бизнес-подразделений приходят в ИТ-департамент со своим вкладом в такие области инноваций, как автоматизация и робототехника».

По словам Мэя, Messier-Dowty Limited уже рассчитывает на сильную отдачу от новейшей технологии. Фирма использует робот для хромирования систем посадочных шасси в производстве самолетов. «Этот чрезвычайно сложный процесс раньше выполнялся вручную, что требовало очень большого времени», — говорит Мэй.

Фирма очень заинтересована в автоматизации процессов других производственных линий. Роботы, говорит Мэй, помогают улучшить условия труда квалифицированных работников и способствуют повышению эффективности производства. «Часть выполняемой нами работы требует очень большого опыта и высочайшей точности, — говорит он. — Как и любой другой CIO, я люблю размышлять о том, как новая технология сможет помочь улучшению всего бизнеса».