Прошлый год стал особенным для Open Source. Всё больше людей начало осознавать, что открытая модель хороша не только как метод разработки ПО, но и как лучший способ достижения любой поставленной цели.
Этот процесс неизбежно привёл к определённым сдвигам в понимании самого термина «открытый». Глава компании Red Hat Джим Вайтхерст обнародовал на OpenSource.com свои соображения о том, что именно следует вкладывать сегодня в это слово. Он уверен, что это поможет организациям лучше понять, что именно делает открытую модель такой особенной и привлекательной.
Во-первых, обмен.
Обмен информацией — необходимое условие для того, чтобы сделать какой-либо проект открытым. Очевидно, что группа людей всегда сможет добиться лучшего результата, чем один человек, работающий в изоляции. Но чтобы сообща идти к общей цели, участники группы должны делиться своими идеями, взглядами, предложениями и сомнениями.
Несмотря на очевидные выгоды от обмена реализовать его на практике часто бывает весьма непросто. Люди, как правило, опасаются того, что обмен каким-то образом уменьшит их собственное влияние. Они уверены, что только индивидуальный доступ к чему-либо ценному способен принести выгоду им лично, и вследствие этого изначально лишены должной мотивации к равноправному обмену информацией.
В этом случае они строго охраняют свои рецепты и демонстрируют только готовые блюда. Или лицензируют своё ПО так, чтобы его исходный код оставался секретным. Они попросту опасаются, что многое потеряют, если выберут открытую модель.
Участники сообщества Open Source уверены, что такой подход неверен. Напротив, при совместной работе каждый получает больше, чем отдаёт. Именно открытость информации позволяет привлечь к работе больше талантливых творческих людей.
Однако просто обмена недостаточно для того, чтобы проект можно было считать открытым. Некоторые компании считают, что раздавая продукт бесплатно они автоматически делают его открытым. В частности, именно так происходит в некоторых образовательных инициативах, в рамках которых создаются общедоступные курсы. Это, безусловно, хорошая практика, но настоящая открытость предполагает передачу всем права изменять и распространять продукт.
Во-вторых, сотрудничество.
Открытость — самый эффективный путь к созданию инновационных решений. Но инновации — это всегда изменения. Они происходят лишь тогда, когда люди чувствуют определённую свободу находить недостатки и исправлять их. А для этого мало обычного доступа — нужно ещё и сотрудничество.
По своей сути сотрудничество предполагает совместную работу над чем-либо. Когда имеет место сотрудничество, то речь идёт не только об открытии продуктов, но и о готовности к обратной связи. Без этого духа сообщество никогда не смогло бы быстро создавать инновационные решения.
Если происходит обмен без сотрудничества, то теряется что-то очень важное. Следует понимать, что существуют две открытости. Можно делиться для того, чтобы другие люди приняли решение в его окончательном виде. А можно — для того, чтобы пригласить людей к совместной работе над ним.
Таким образом, Open Source — несколько больше, чем вопрос формального лицензирования. Это культурная сущность, которая должна быть укоренена в мышлении конкретного человека и «ДНК» организации.
В-третьих, прозрачность.
Проект прозрачен, если любой желающий может узнать всё о его внутренней работе. В мире ПО прозрачность достигается публикацией кода, чтобы все увидели, как именно функционирует приложение, познакомились со всеми его достоинствами и недостатками.
Но прозрачность важна не только при создании ПО. Например, деятельность правительства можно считать таковой, если все осведомлены о внутренних процессах и процедурах, о практике принятия решений, их реализации и внесении необходимых изменений.
Прозрачность тесно связана с отчётностью, а отчётность подразумевает ответственность. Джим Вайтхерст подчёркивает, что это является основной ценностью Red Hat, поскольку поощряет в сотрудниках честность и гарантирует, что они полностью владеют собственными знаниями и отвечают за свои действия.
Джим Вайтхерст утверждает, что обмен, сотрудничество и прозрачность — необходимые условия достижения открытости. Но рассматривать их следует в совокупности, как единое целое. Ни одного из этих свойств по отдельности не будет достаточным для открытости в понимании Open Source.
Например, прозрачность без обмена и сотрудничества — это не более, чем ящик для предложений. Люди будут понимать, что именно делается, но никак не смогут повлиять на то, как именно это делается. А ведь возможность влиять не менее ценно, чем возможность просто знать.
Более того, Open Source значительно мощнее простой суммы обмена, сотрудничества и прозрачности. Это совокупность всех трёх сил, работающих не только совместно, а в сочетании с человеческими идеями и действиями. Только так открытость принесёт замечательные практические результаты.