Российские банки стали в свое время лидерами по применению передовых информационных технологий. И хотя сегодня все они оснащены автоматизированными банковскими системами, приложениями для взаимодействия с клиентами, оценки рисков и рядом других, жизнь ставит перед ними новые задачи. Банки становятся поставщиками гибко настраиваемых банковских продуктов и сервисов, опирающихся на самые передовые информационные технологии. Руководители крупнейшей отечественной кредитной организации — Сбербанка России — все чаще не без основания называют себя ИТ-компанией с банковской лицензией. Сегодня уже никого не удивляет, что финансовые сервисы начинают предоставлять мобильные операторы и провайдеры интернет-услуг. Появление таких инновационных технологий, как blockchain и SmartContracts, привлекает внимание крупнейших банков и ставит новые задачи перед ИТ-компаниями. О современном состоянии ИТ в российских банках, наиболее вероятных тенденциях их развития и решениях, предлагаемых компанией «Техносерв Консалтинг», рассказал заместитель генерального директора, директор по продажам Алексей Катрич.

Какие общие тренды вы отмечаете в развитии информационных систем российских банков? Как они связаны с прогрессом в технологиях и в какой мере с изменением требований регуляторов?

Ключевыми трендами в финансовой индустрии в первой половине 2016 г. стали три направления развития: переход банков к концепции работы по модели Banking-as-a-Platform, разработка решений на основе технологии blockchain, а также передача банковских технологий в облачные сервисы.

Классическая роль банка по созданию и предоставлению клиентам финансовых продуктов меняется. Он начинает предоставлять услуги по использованию своей банковской платформы для решений и продуктов так называемых FinTech-компаний, которые берут на себя функции формирования и предоставления финансовых продуктов для различных клиентских сегментов. При этом в банках остаются базовые функции: идентификация клиента, открытие и сопровождение счетов, рассчетно-кассовое обслуживание, сопровождение депозитных и кредитных контрактов, отчетность перед регулятором. На FinTech-компании ложится ответственность за разработку продуктов и обеспечение каналов клиентского доступа путем подключения к интерфейсам банковских систем (API). Данный подход позволит банкам сконцентрироваться на основной деятельности, не конкурируя с заведомо более гибкими компаниями из FinTech-сектора, а также увеличить комиссионный доход и нарастить объемы продаж, переходя от B2C- к B2B-модели, при которой издержки на обслуживание значительно меньше.

Второе многообещающее направление — повсеместное использование технологии blockchain в качестве открытого реестра записей, алгоритмов криптозащиты и функционала SmartContracts. Она позволяет автоматизировать значительную часть интеллектуального бюрократического функционала как банков, так и государственных служб. Ярким примером является перевод функций нотариата в blockchain-системы или полная роботизация лизинговой деятельности компании с использованием SmartContracts без участия человека в ее операционной деятельности.

Третий вектор изменений — централизация сервисов на основе облачных решений и уход от локального хранения данных. Нарастающая конкуренция банков с социальными сетями и переход мировых вендоров к облачным решениям позволили накопить опыт для безрискового перевода банковских данных и систем в облака.

Наряду с технологическими вызовами российские кредитные учреждения также сталкиваются с вызовами, обусловленными влиянием экономического кризиса и вероятными санкционными рисками. В чем специфика этих вызовов?

Ключевая специфика этих вызовов проявляется в необходимости выбора для внедрения между ПО из открытого государственного реестра и доступными иностранными продуктами, а также перевода банков на открытую архитектуру и организации взаимодействия с FinTech-компаниями. При этом перед ними стоит задача оптимизировать не только ИТ-расходы, но и все поддерживающие деятельность банка процессы: от запроса клиента до проводки по счету.

Как сегодня изменились требования к системам дистанционного банковского обслуживания (ДБО)? На кого они в основном ориентированы и в какой мере существующие на российском рынке ДБО-решения удовлетворяют современным требованиям многоканального обслуживания?

Задача внедрения системы ДБО преобразовалась в три ключевых бизнес-решения: цифровое отделение банка (Digital branch), предоставление банковских услуг в смежных бизнес-областях (White Label Banking), создание параллельного цифрового банка в интернет-пространстве (Dual Brand). Лидеры рынка систем ДБО предоставляют функционал для работы с любыми сегментами клиентов как по видам деятельности, так и по социальным группам. Большинство основных игроков банковского сектора уже создали облачные сервисы по услуге ДБО. Наша компания также имеет в реестре продуктов подобный облачный сервис.

Расскажите подробнее о решениях, которые ваша компания предлагает для банковских структур. В чем их особенность?

Работа с банками и финансовыми организациями — одно из приоритетных направлений деятельности нашей компании. И прежде всего отмечу, что ключевые предложения «Техносерв Консалтинг» подготовлены как отдельные не зависящие от платформы продуктовые решения и переведены в облака. Заказчик при этом сначала выбирает принцип реализации бизнес-процесса под задачи банка, а затем уже принимает решение по платформе, на которой он будет построен.

Системы и услуги, которые мы предлагаем, сфокусированы на повышении эффективности деятельности финансовых учреждений и оптимизации ключевых направлений развития бизнеса. Они позволяют автоматизировать различные банковские процессы, включая следующие:

  • единый фронт-офис;
  • контакт-центр;
  • корпоративные и розничные продажи;
  • программы лояльности;
  • дистанционное банковское обслуживание;
  • целевые (в в том числе онлайн) маркетинговые кампании;
  • работа с проблемными активами Collection;
  • корпоративное и розничное кредитование;
  • управление лимитами;
  • управление рисками;
  • управление документооборотом (договорной, кадровый, ОРД);
  • управление персоналом;
  • административно-хозяйственная деятельность;
  • бюджетирование;
  • управление финансами;
  • управление имуществом;
  • казначейство;
  • электронный архив;
  • управление корпоративной базой знаний.

В целом же наша компания предлагает банкам единую стратегию, нацеленную как на усиление бизнес-модели B2C с помощью решений Digital Branch и Dual Brand, так и на расширение B2B-бизнеса в других индустриях с помощью решения White Label Banking с максимальным использованием инноваций и решений FinTech-индустрии. Тем самым банк превращается в глобальную платформу предоставления финансовых услуг на основе модели Banking-as-a-Platform.

Сегодня все чаще говорят о необходимости цифровой трансформации предприятий. Банки, очевидно, имеют шанс возглавить этот процесс?

Действительно, сегодня банки фокусируются на создании параллельного цифрового бренда (Dual Brand) в интернет-пространстве для четкой сегментации услуг среди разных групп клиентов. Создание цифрового офиса (Digital Branch) становится общепринятым стандартом, аналогично появлению в свое время банкомата рядом с кассовым узлом в отделении банка. Постепенный уход финансовых транзакций из банков в FinTech-компании стимулирует создание открытой банковской B2B-платформы с возможностью подключения внешних игроков для создания новых финансовых продуктов и клиентских каналов.

Поясните, в чем суть упомянутой выше технологии SmartContracts. Какие задачи решаются с ее помощью?

Функционал SmartContracts (так называемых умных контрактов) позволяет автоматизировать конкретный бизнес-процесс компании и настроить искусственный интеллект для принятия базовых решений при выполнении этого бизнес-процесса. В безрисковых бизнес-процессах данный функционал совершит революцию, подобную той, что произошла с заменой ручного труда на электрические станки.

Главным триггером здесь стало появление криптографических решений, исключающих подделку документов в цифровом пространстве. А тогда почему бы не разместить ПТС автомобиля, личный паспорт и другие документы с уникальной открытой цифровой подписью в социальной сети и перестать пользоваться сложной системой нотариальных процедур?

В данном случае вы говорите о технологии blockchain. В какой мере она готова к практическому применению? Какие преимущества сулит эта технология, и ведет ли ваша компания работы в данном направлении?

Наша компания активно развивает данную тему и является экспертом в том, что касается blockchain. Можно с уверенностью утверждать, что уже в ближайшие месяцы технология blockchain обеспечит революционный прорыв в оптимизации бизнес-процессов на всех уровнях компаний, позволив заменить людей, занимающих сегодня определенные функциональные должности, интеллектуальными роботами и упростив персонализацию транзакций благодаря использованию уникальных идентификаторов на каждом документе и открытых реестров.

Возьмем, к примеру, функции нотариуса. Его офис является по своей сути реестром хранения записей и службой верификации подлинности документов. В результате переноса всех документов в систему blockchain мы получим идентичный реестр с уникальным для каждого цифрового документа идентификатором, исключающим возможность подделки и обеспечивающим однозначную проверку владельца данного документа. Хранение копий документов во множестве распределенных узлов сети исключает их потерю в случае пожара, утраты или неработоспособности одного из узлов. Наличие открытого реестра документов с уникальными идентификаторами позволяет отказаться от нотариальных копий, которые при распространении документов замещаются электронной ссылкой. При этом SmartContracts, или простейшие роботы, могут выполнять основную работу по приему документов и размещению записей в реестре. Подобным же образом можно заменить выполняющих формальные функции работников в самых разных сферах, а используемые там документы перевести в цифровое пространство.

Важно отметить, что с учетом существующей информации о нас в социальных сетях 99% документов не имеют грифа «конфиденциально». Это позволяет выложить большую часть такой информации в открытый доступ и сократить массовое дублирование данных во всем мире, систематизировать информацию в открытых источниках и исключить огромное число бесполезных бизнес-процессов во всех областях нашей жизни.

Надо быть готовыми к тому, что нас ждет массовый перевод неквалифицированного труда в облачное пространство и его автоматизация на основе технологии blockchain и SmartContracts, a высвобожденные человеческие ресурсы будут направлены на более интеллектуальные задачи. Это потребует серьезного обучения и повышения квалификации персонала, ведь если простейшие операции можно будет возложить на SmartContracts, то сама собой исчезнет необходимость в тех, кто ранее, образно говоря, перекладывал бумаги с места на место. Мир освободится от огромного бюрократического пласта и вернет людей к производству реальных физических или интеллектуальных продуктов.

Внедрение новых технологий всегда сопряжено и с появлением новых угроз информационной безопасности, что особенно актуально для банковских учреждений, которые всегда были объектом пристального внимания киберкриминала. Значит, надо готовиться и к усилению защитных редутов?

Платой за интеграцию внутренних банковских процессов и систем в мировую социальную сеть и информационное пространство стало постоянное усложнение кибератак со стороны криминальных структур. Сами банки в одиночку уже не способны бороться с данным вызовом, и в дело вступают компании, специализирующиеся в сфере информационной безопасности. Важно также исправно выполнять требования регулятора по ее обеспечению. Профилактика и постоянное обучение правилам ИБ всего персонала банка — такое же необходимое дело, как и ежегодное медицинское обследование.

ПОДГОТОВЛЕНО PC WEEK EXPERT