Многие миллиарды долларов наличности в банках, 35% чистой операционной прибыли — казалось бы, такие достижения Apple не могут не стать примером для наследования другими технологическими компаниями, пишет ZDNet. Собственно, до недавнего времени так и было. Копированием стратегии Apple занимались почти все, если не все её конкуренты. С реплик айфонов начинал такой известный сейчас вендор, как Xiaomi, а в премиальном сегменте ноутбуков, где многие годы властвуют макбуки, свои силы попытали все известные производители — HP, Dell, Asus и др.
Но безоблачные времена для Apple может сменить период неопределённости. Так думает аналитик Нил Кибарт, основатель Above Avalon. Своё мнение он подкрепляет следующими доводами. Компании не хотят зависеть от одного единственного продукта, как в случае с айфоном. Это избыточное давление на компанию, когда цена ошибки становится слишком высокой. Справедливости ради нужно отметить, что Apple ищет своё место в новых продуктовых категориях, таких как «умные» часы и даже электромобили.
Тем временем конкуренты Apple более не хотят наследовать её стратегию, сфокусированную на устройствах, а пытаются извлечь доход от рекламного бизнеса и сервисов. Сдвиг в сторону софта в условиях замедления рынка планшетов и смартфонов признала и Apple: компания с целью привлечь интерес разработчиков даже решила изменить коэффициент распределения прибыли, пожертвовав своей 15%-ной долей. Молодые компании не хотят оказаться в условиях, когда аналитики и инвесторы постоянно требуют от них чего-то уникального, как от Apple — это ещё один момент, о котором упомянул Кибарт.
Говоря о снижении спроса на гаджеты, аналитик приводит в пример Google, чей выход на аппаратный рынок закончился провалом — интернет-гигант был вынужден продать компании Lenovo подразделение Motorola Mobility, так и не сумев воспользоваться преимуществами полученных от ветерана мобильной телефонии патентов. Ещё одним проблемным подразделением у Google остаётся Nest, что лишний раз подчеркивает те сложности, с которыми встречаются вендоры, связанные с производством гаджетов.
Подстерегают они и Microsoft, которая также следовала тактике Apple — контроля за аппаратной и софтверной составляющими — при производстве смартфонов на Windows Phone, но не преуспела, и теперь с SurfaceBook ей приходится переосмысливать своё аппаратное направление.
Собственно, аппаратный бизнес теперь больше похож на азартные игры — не знаешь, чем они закончатся. Продажи айпадов больше не вселяют оптимизма, сокращаются продажи айфонов. Производители смартфонов ожесточённо конкурируют, сражаясь за потребителя едва ли не на грани самоокупаемости, индустрия ПК также переживает не лучшие времена.
Вопрос прибыльности аппаратного бизнеса — терра инкогнита и на других рынках: носимые устройства все ещё не переросли в категорию массовых. Рынок устройств виртуальной реальности — ещё более молодой. Очевидно, пройдёт ещё несколько лет, когда люди на улице в VR-шлёмах не будут вызывать у окружающих недоумения.
Стоит ли конкурентам Apple выстраивать свои розничные сети? Аналитик полагает, что на этот вопрос уже ответила Microsoft. Компания решила несколько лет назад открыла сеть розничных магазинов, но теперь они пустуют. Во времена, когда бизнес-схема Apple работала как часы, копировать её стратегию имело смысл, теперь это просто сжигание денег.
Относительно «новой большой вещи» Кибарт полагает, что её время ещё не настало: голосовые помощники находятся в начальной стадии развития, а искусственный интеллект, глубинное обучение — это не более чем новомодная терминология.