В прошлом году российский рынок печати сильно сократился. Тем не менее, компания Konica Minolta увеличила бизнес в России на 23% в рублях.
По словам Николая Дмитриева, президента Konica Minolta Business Solutions Russia, продажи выросли не только в рублях, но и в валюте, причем в первую очередь рост обеспечили прямые продажи. На них приходится 40% выручки, и это на 100% услуги. Остальные 60% дохода компания получает за счет партнеров, которые продвигают оборудование и расходные материалы, но здесь сейчас наблюдается стагнация.
Таким образом, рост бизнеса Konica Minolta достигнут благодаря услугам. Николай Дмитриев объясняет это тем, что в связи с кризисом компании стремятся сокращать издержки: «Мы не просто предлагаем аутсорсинг, а проводим аудит, анализ затрат и предлагаем оптимизировать печать таким образом, чтобы количество устройств сократилось и объем печати уменьшился. Данное направление и помогает нам расти».
Это — важный тренд, так как именно в кризис у заказчиков наблюдается всплеск интереса к сервису, потому что такой подход позволяет им потреблять именно те услуги и в тех объемах, которые им необходимы.
Но здесь есть препятствия, которые приходится преодолевать. По словам Жамили Каменевой, директора по развитию бизнеса и маркетингу Konica Minolta Business Solutions Russia, сейчас два фактора мешают компаниям переходить на аутсорсинг печати. Первый связан с тем, что заказчики, хоть и заинтересованы в оптимизации печатной инфраструктуры, действуют очень осторожно и считают деньги. Но за много лет, пока компании росли и не обращали внимания на затраты, их расходы на печать сильно возросли, и теперь их нужно сокращать. «Так, в ОКБ „Сухого“ мы провели оптимизацию и сразу же снизили затраты на 62%, а в целом по году — на 30%», — привела пример Жамиля Каменева.
По ее словам, в связи с тенденцией компаний к экономии вырос спрос на короткие проекты с очевидным измеримым возвратом инвестиций. Если раньше было несколько крупных проектов, достаточно много средних и малых, то сейчас произошла диверсификация — либо малые, короткие проекты с очевидной окупаемостью, либо сложные, долгие федеральные программы и комплексные проекты, в которых участвуют госкорпорации и крупнейшие системные интеграторы.
Второй фактор заключается в боязни аутсорсинга с точки зрения безопасности. «Мы информируем заказчиков о преимуществах аутсорсинга, работаем с консалтинговыми компаниями, с государственными организациями, чтобы найти компромиссные варианты», — сказала Жамиля Каменева и добавила, что возможен вариант, когда вся система управления остается на территории заказчика, который не передает никаких данных в Konica Minolta, а посылает только уведомления в случае неисправности. Кроме того, у компании уже есть решения, которые позволяют защищать печатную инфраструктуру и расширять политики безопасности на всю корпоративную культуру, включая печать.
К тому же недавно Konica Minolta запустила в России локальную программу по разработке ПО, в рамках которой уже создано первое решение в области безопасности, которое будет представлено этой осенью.
Есть и положительные факторы, которые способствуют спросу на средства печати и сканирования. Один из них — переход на электронный документооборот, который казалось бы не должен радовать поставщиков принтеров. Однако Жамиля Каменева считает этот процесс благоприятным: «Благодаря этому мы уходим от простых настольных устройств печати и приходим к тому, что МФУ становится центром документооборота. Так, статистика говорит, что безвозвратно теряется каждый
Кроме того, массовое распространение получила аналитика больших данных. По словам Жамили Каменевой, здесь открываются большие возможности по сканированию и преобразованию информации: «Главное — постоянное поступление данных и их дальнейшая обработка. Но не надо забывать, что МФУ не только печатает, но и сканирует, поэтому мы позиционируем МФУ как интеллектуальные хабы, которые становятся основой всего документооборота организации».
Мобильность проникает во все сферы жизни, соответственно появляется спрос на мобильную печать. Учитывая эту тенденцию, Konica Minolta предлагает решение Cloud & Mobile, которое поддерживает все основные облачные платформы, для каждой из которых можно скачать драйвер и печатать на оборудовании компании.
Появились перспективы и в области индустриальной печати. В связи с этим Konica Minolta запустила в этом году новое направление, начав поставки по всему миру, включая Россию, нового решения для печати этикеток. «Сейчас появляется все больше производств, которые хотят выпускать небольшие партии продукции, но с качественными этикетками. К тому же упаковка и этикетки — это единственный сегмент российского рынка полиграфии, который не упал в связи с политикой импортозамещения», — сказал Николай Дмитриев. По его словам компания планирует продать три-четыре этикеточных машины, при том что емкость российского рынка оценивается на уровне 35 устройств.
Вторая индустриальная новинка — решение для цифровой печати по текстилю. По словам Николая Дмитриева, компания уже давно работает на этом рынке, но в России начинает действовать только сейчас, опять же благодаря импортозамещению: «Раньше основной спрос был в Китае, но теперь у нас тоже наблюдается всплеск интереса, так как многие компании занялись производством текстиля. Мы будем продвигать целый спектр машин, начиная от маленьких до самой большой».
Надежды на будущее Konica Minolta связывает как с глобальными, так и с локальными тенденциями. В России, несмотря на резкое падение ИТ-рынка, просматриваются два положительных момента. Первый связан с тем, что последний пик закупок ИТ-продуктов пришелся на
Второй положительный сдвиг касается настроений заказчиков. По словам Жамили Каменевой, в прошлом году бюджет они имели, но из-за неопределенной экономической ситуации придерживали его, а сейчас адаптировались к новым условиям и на рынке появилось некоторое оживление. Это наблюдение подтверждает IDC, по данным которой в I кв.
Глобальные перспективы открываются в связи с переходом на предоставление продуктов и услуг в качестве сервиса. Пока что Россия отстает по этому показателю. На мировом рынке, по данным Gartner, на ИТ-услуги приходится почти половина ИТ-бюджетов, а у нас — около 25%. Но общий тренд идет и к нам, поэтому Konica Minolta фокусируется на продвижение услуг по управлению печатью и других сервисных услуг.