Начав работу на российском рынке в 2003 г. с запуска сети GSM в нескольких регионах, Tele2 прошла путь от небольшого регионального оператора до игрока федерального уровня. В марте 2013 г. шведский концерн Tele2 AB продал российское подразделение группе ВТБ. В феврале 2014 г. Tele2 и «Ростелеком» объявили об объединении мобильных активов на базе Tele2 и создании нового федерального оператора. Теперь Tele2 работает в 65 регионах России, включая Москву.
Интеграция сотовых активов «Ростелекома» и активное строительство сетей 3G/4G в регионах потребовало значительный изменений в корпоративном управлении и приведения его в соответствие с новыми масштабами бизнеса. В 2014 г. руководством компании был инициирован проект внедрения SAP ERP на in-memory-платформе БД SAP HANA, завершенный в конце 2015 г. О целях и задачах проекта, об особенностях его реализации с финансовым директором «Tele2 Россия» Людмилой Смирновой беседует обозреватель PC Week Сергей Свинарев.
PC Week: Какова общая цель данного проекта, и можно ли говорить о том, что внедрение ERP-системы в Tele2 завершено?
Людмила Смирнова: В качестве первоочередной стояла задача централизации всех функций финансового учета и управления в ОЦО — Общем центре обслуживания группы компаний (по сути — единой централизованной бухгалтерии). Наряду с финансовым контуром, который обеспечивает работу ОЦО, внедрение SAP ERP призвано автоматизировать и другие бизнес-процессы Tele2. Уже сегодня с помощью SAP ERP ведется управление процессами строительства, логистики и складскими операциями. В планах — управление процессами ремонта и технического обслуживания, более детального учета складских запасов, а также подключение к закупочному облачному сервису SAP Ariba. В более отдаленной перспективе возможно внедрение HR-модулей SAP, но окончательный выбор еще не сделан. За продажи у нас отвечает специализированная биллинговая система другого вендора.
Мы считаем, что внедрение в том объеме, что был запланирован, завершено. Совершенно очевидно, что такие системы, как SAP ERP, имеют большой потенциал развития. Я уже говорила о наших планах по внедрению ряда дополнительных модулей, а кроме того, на очереди переход на последние версии средств анализа и отчетности SAP BW, PCM (Profitability and Cost Management) и BPC (Business Planning and Consolidation), формально не входящие в состав SAP ERP. Общая цель внедрения SAP ERP — полное обеспечение управления всеми рисками компании. Старые системы не позволяли делать это в полной мере, так как компания очень сильно выросла и увеличился объем контролируемых ею данных, а их качество в условиях разобщенности систем, оставляло желать лучшего. Даже формирование ежемесячной отчетности требовало значительных усилий и затрат времени. Цена каждой ошибки становится неприемлемо высокой. Никаких формальных оценок ожидаемого экономического эффекта мы не делали, поскольку для нас очевидны выгоды от повышения качества управления и прозрачности бизнеса для менеджмента.
PC Week: Какие бизнес-приложения использовались для управления Tele2 до этого? Чем они не устраивали вашу компанию? Все ли они заменены модулями SAP ERP?
Л. С.: Мы приступили к внедрению в июле 2014 г. и на запуск первой волны, в рамках которой к системе подключались три с лишним тысячи пользователей из компаний группы, уже обращавшихся в то время к ОЦО, у нас ушло 12 мес. Вторая волна, завершившаяся в ноябре
В компаниях первой волны до этого использовался продукт Scala вместе с решением для транзакционной обработки финансовых документов в ОЦО на платформе IBM FileNet. Система была слабо интегрирована, перенос информации из FileNet в Scala осуществлялся вручную, аналитики в обеих системах не совпадали. Для задач бюджетирования и финансового планирования использовалась платформа SAP BPC, в которой присутствовали свои аналитики. Все это было крайне неудобно для конечных пользователей, которым при заполнении документов приходилось держать в уме и правильно вводить три набора аналитик: бюджетных, документационных и учетных. Компании, пришедшие в Tele2 из «Ростелекома», применяли более широкий спектр продуктов: там были и Platinum, и Oracle, и «1С», и самописные решения. В рамках их интеграции в оргструктуру Tele2 предусматривался переход на единую систему учета и управления на базе одного, общего для всей компании продукта.
Хочу отметить, что наша система SAP ERP развернута в российском облачном ЦОДе SAP на платформе SAP HANA Enterprise Cloud (HEC): мы были первым облачным клиентом SAP в России.
PC Week: Какие системы Tele2 нуждаются в интеграции с SAP ERP?
Л. С.: Предстоит интеграция решения по формированию доходной части в ERP с биллинговой системой, уже осуществлена агрегация с электронным документооборотом на базе FileNet. Ввод документов и хранение их скан-образов ведется в FileNet, а их транзакционная обработка осуществляется в SAP ERP. Сейчас рассматривается новый проект по потоковому вводу и распознаванию печатных форм документов на платформе ABBYY, результатом которого станет исключение ручного ввода финансовых документов и автоматическая их передача в SAP ERP.
PC Week: Кто является генподрядчиком данного проекта? Сколько специалистов Tele2 было задействовано в нем?
Л. С.: Первые две фазы проекта были выполнены компанией Bearing Point, а для последующей поддержки и развития системы мы сформировали пул отечественных системных интеграторов, обладающих экспертизой по тем или иным функциональным модулям. На разных этапах число задействованных специалистов Bearing Point варьировалось (иногда одновременно работало более сотни человек). Со стороны Tele2 был один выделенный сотрудник, который занимался только этим проектом, и еще около 25 человек из разных подразделений совмещали это со своими основными обязанностями. В основном это были специалисты из департамента методологии, руководители ОЦО, сотрудники операционных подразделений. На местах был сформирован институт ключевых пользователей, которые приняли на себя всю основную нагрузку по запуску системы, когда к ней подключилось более 4000 пользователей из 65 региональных подразделений (весь штат Tele2 — 8000 человек). Их нужно было обучить, и для этого мы использовали видео-лекции, веб-семинары, а также знания тех самых ключевых пользователей (их было около 150). Все это позволило всем подразделениям перейти на эксплуатацию системы в течение одного дня.
PC Week: Сказалось ли на бюджете проекта снижение курса рубля? Рассматривались ли в этой связи какие-либо «импортозамещающие» варианты?
Л. С.: Нет, не сказалось. Лицензии на ПО SAP мы покупали весной 2014 г., т. е. еще тогда, когда курс рубля был стабилен. Оплата услуг облачного ЦОДа по модели HEC также исчислялась исходя из стоимости оборудования по докризисному курсу рубля. Прайс-лист на услуги Bearing Point рублевый, и расценки внедренца на протяжении всего проекта не пересматривались. Поэтому вопросы импортозамещения для нас были неактуальны. В какой-то мере импортозамещением можно считать передачу сопровождения и развития системы отечественным системным интеграторам. Но особой экономии это нам не дает, поскольку расценки на услуги российских и западных SAP-консультантов примерно одинаковы (отличаются не более чем на 25%) и зависят в большей степени от уровня их экспертизы по тем или иным направлениям. Они сохранились на доинфляционном уровне 2014 г.
PC Week: Почему была выбрана редакция SAP ERP на платформе HANA? Какие ее особенности принимались во внимание в первую очередь? Рассматривались ли альтернативные варианты?
Л. С.: У Tele2, как компании-дискаунтера, всегда была корпоративная установка: никогда не запускать в эксплуатацию новые продукты первыми. Мы не из тех компаний, которые любят раньше других пробовать инновационные решения, находить их достоинства и недостатки, набивать себе шишки и зарабатывать бесценный опыт. Но в ИТ-индустрии развитие идет настолько быстро, что, начиная внедрять сегодня какое-либо решение, вполне может оказаться, что уже через пару лет оно устареет. Так у нас произошло с SAP BPC. Мы внедряли в
Эти соображения мы имели в виду, делая выбор и в пользу SAP ERP on HANA. Мы отдаем себе отчет, что стратегически SAP делает ставку на платформу HANA и в отдаленной перспективе нам так или иначе пришлось бы переходить на эту инновационную in-memory-платформу. Но, кроме того, мы предъявляли повышенные требования к быстродействию системы при обработке больших массивов записей. В частности, у нас есть отдельные довольно сложные и объемные формы ввода информации, заполнение которых в старой системе сопровождалось длительными задержками.
PC Week: Чем объясняется развертывание SAP ERP в облаке HANA Enterprise Cloud (HEC) на базе российского ЦОДа SAP, а не в ростовском корпоративном ЦОДе Tele2?
Л. С.: Облачное развертывание позволило нам не приобретать дорогостоящие серверы с большим объемом оперативной памяти и иное оборудование. Они принадлежат поставщику облачных услуг и оплачиваются нами вместе с поддержкой в рамках подписки в соответствии с объемом используемых ресурсов. Сначала мы не совсем точно определили требуемый объем, и его пришлось быстро наращивать в ходе развертывания системы. Думаю, в своем ЦОДе нам сделать это в отсутствие экспертизы по платформе HANA было бы очень трудно. Если бы мы сами покупали лицензии и оборудование, то легко могли промахнуться в ту или другую сторону и ответственность за это ложилась бы полностью на нас. А в облачном варианте мы можем варьировать объемы задействованных программно-аппаратных ресурсов в любую сторону и платить только за то, что реально используем. Мне, как финансовому директору, также очень важно, что нам не нужно единовременно инвестировать большие суммы и денежный поток распределяется равномерно по календарным периодам. В целом все это приводит к снижению целого ряда рисков.
То, что в качестве облачного провайдера HEC мы выбрали российский ЦОД SAP, объясняется целым рядом причин технического и нормативного характера, а также тем, что этот ЦОД наполовину принадлежит нашему крупнейшему акционеру — «Ростелекому», что снимает для нас ряд рисков информационной безопасности. С учетом крайне невыгодного нынешнего валютного курса вариант аренды услуг HEC в зарубежном облачном ЦОДе даже не рассматривался. Возможное развертывание системы в нашем собственном ЦОДе имеет два важных недостатка: необходимость больших начальных затрат и отсутствие у специалистов нашего ЦОДа компетенций в области SAP HANA.
PC Week: Насколько велики объемы данных, которыми будет оперировать SAP ERP в Tele2? Все ли они находятся в БД HANA или какая-то часть останется в традиционных дисковых БД?
Л. С.: Используемые нами серверы имеют ОЗУ суммарным объемом 7 Тб. Мы в дальнейшем будем хранить все данные ERP-системы на HANA и полностью отказываемся от дисковых СУБД. Унаследованные данные за прошлые годы остаются в прежних системах в качестве архива и в SAP ERP не переносятся. Был лишь переходный период в середине 2015 г., когда после внедрения SAP ERP нам пришлось временно вести параллельную обработку данных в старой и новой системах. Для всех данных, необходимых для текущей оперативной работы, оперативной памяти HANA-серверов вполне достаточно. Предварительно нами проводился сравнительный анализ стоимости облачных конфигураций на базе HANA и SQL Server с учетом стоимости аппаратных компонентов, и оказалось, что они не очень сильно различаются.
PC Week: В настоящее время SAP продвигает новое поколение своей ERP-системы — SAP S/4HANA. Планирует ли Tele2 переходить на эту систему?
Л. С.: Мы присматриваемся к SAP S/4HANA, изучаем ее возможности и достоинства, но конкретных планов перехода на этот продукт у нас пока нет. Если такое решение и будет принято, то произойдет это не раньше середины 2017 г. Наши эксперты из проектной команды отмечают, в частности, более дружественный пользовательский интерфейс SAP S/4HANA на основе технологии Fiori.
PC Week: Были ли заранее установлены какие-то критерии успешности данного проекта?
Л. С.: Tele2 не публичная компания, но мы проходим международный аудит — аудитором является Ernst & Yang. Для аудитора важна прозрачность отчетности и бизнес-процессов, и то, что они подкрепляются авторитетом системы SAP ERP, тоже имеет определенное значение.
Для нас успех заключается уже просто в том, что система работает и выполняет все необходимые функции гораздо лучше, чем старая. Все процессы функционируют без сбоев, отчетность выпускается своевременно и подтверждается аудиторами. Конечно, любое внедрение оставляет какие-то узкие места и требует их расшивки. Причина, как правило, в том, что мы при внедрении старались в максимальной степени использовать стандартные процессы, заложенные в SAP ERP. Это позволяет существенно снизить затраты на внедрение и ускоряет его. Однако некоторые процессы, например при планировании строительства, оказались чересчур сложными и трудозатратными. Теперь мы постепенно пересматриваем и корректируем реализацию таких бизнес-процессов в ERP-системе. У нас с этой целью инициирован отдельный проект SAP 2.0, который реализуется отечественными интеграторами, взявшими на себя сопровождение и развитие системы.
PC Week: Благодарю за беседу.